Оперу она превратила в драматический театр, а девочку, которая с детства избегала зеркал, – в образец аристократического вкуса, который восхищал миллионеров. "У меня не было своего лица, я создала его сама", - признавалась звезда, которая начинала карьеру с весом более 100 кило и зрением минус 7. Профессиональные приобретения подарили оперной диве славу, а личные потери - бессмертие.
Сцена и бриллианты
К эксклюзивным драгоценностям примадонны прилагались два бодигарда. Охранники отвечали не только за безопасность знаменитости, но и за сохранность ее драгоценных сокровищ, с которыми особо важная персона не расставалась даже на пляже. Ювелирные украшения Марии Каллас могли бы стать самостоятельной темой для знакомства с их обладательницей.
Многомиллионное состояние "золотого голоса" после загадочной смерти певицы породило немало споров, и анонимная продажа известной коллекции на аукционе Sotheby's в 2004 году стала сенсацией. Мировой интерес вызвали одиннадцать любимых украшений Марии Каллас с предварительной оценкой в $1 000000.
Драгоценности из коллекции Callas в Лугано, Швейцария, в 2004 году. Автор фото - Карл Матис/nytimes.com
За цифру с шестью нулями в Женеве выставлялись рубиновый браслет, жемчужные серьги и кольцо с бриллиантом 11,7 карат. Раритеты, ушедшие тогда с молотка в новые руки, были как личными приобретениями певицы, так и подарками ее поклонников. В память об артистке в швейцарской столице были приобретены роскошные презенты королеве оперы от мужчин, сыгравших важную роль в ее жизни: мужа-продюсера Джованни Менегини и греческого магната Аристотеля Онассиса.
Молчаливыми свидетелями радостных и печальных событий в жизни Марии Каллас оказались самые известные украшения ювелирного бренда Van Cleef & Arpels. В колье и браслете с бирманскими рубинами и крупными бриллиантами звезда всегда производила фурор на светских мероприятиях. Вечерний наряд от кутюр и роскошную шубу селебрити дополняла позолоченной сумочкой, инкрустированной бриллиантами.
Оперный шик
"Певица была дивой, примадонной, королевой, богиней, - не скупился на комплименты обладательнице магнетического сопрано французский кутюрье Ив Сен-ЛоранПохудев на 35 килограммов, Мария полностью изменила прежний образ и стала воплощением элегантной женственности. Новым стилем она выбрала платья миди в ансамбле с изысканными украшениями, к которым Каллас была очень требовательна".
Частая гостья парижского ювелирного бутика приобрела на Вандомской площади эксклюзивное сокровище Cinq feuilles. Изящную платиновую брошь в форме цветка с пятью лепестками из драгоценных камней четырех видов огранки VIP-клиентка заказала в 1967 году лично: редкой красоты изделие декорировали овальные рубины 15,77 карата и бриллианты 16,35 карата.
Мария Каллас выбирает ювелирные изделия Cartier в Милане, 1957 год
В коллекции украшений Марии Каллас также было много крупного жемчуга, выгодно оттеняющего ее смоляные волосы. Ослепительно белые нити ожерелья и выразительные колье были страстью яркой брюнетки с пылким взглядом тигрицы. Кольца или серьги для выступлений звезда выбирала особенно тщательно. В театральных образах Марии Каллас часто сверкали драгоценные камни Swarovski. Специально для ее оперных партий фирма создала в 1950-60-х годах изделия ювелирного искусства - диадемы, колье и подвески от миланских дизайнеров Эннио и Антонио Марангони. Среди украшений Марии Каллас были так же драгоценности ее собственной разработки.
Условие любви
Несмотря на то, что последнюю оперную партию артистка исполнила в 1965 году, умерла в 1977-м, а со дня ее рождения прошло ровно 100 лет, она до сих пор остается самой продаваемой и обсуждаемой певицей в мире.
Греческие эмигранты в Нью-Йорке мечтали о наследнике и были расстроены рождением у них 2 декабря 1923 года дочери. Мать запрещала девочке подходить к зеркалу, отвлекаясь от занятий. С трех лет малышка слушала классическую музыку, с пяти - играла на фортепиано, с восьми - брала уроки вокала.
Молодая Мария Каллас играет на пианино
В 1934 году Мария заняла второе место в ответственном радиоконкурсе, удостоившись за исполнение арии Кармен своей первой награды - наручных часов. Ранним успехом 10-летняя дочь привлекла внимание матери, которая в свое время мечтала стать пианисткой. Довольная Евангелия наконец похвалила Марию, и у ребенка впервые появился шанс достичь недополученной материнской любви трудом и достижениями. До конца своих дней дочь будет безотказно содержать семью, однако преждевременно уйдет из жизни в одиночестве, хотя мать с сестрой будут жить с ней в одном городе.
Искусство без границ
А пока Марии всего 13, и мать вывозит юное дарование в Грецию. На земле предков дочь должна была выучить незнакомый ей язык и поступить в консерваторию (Каллас приняли на обучение на три года раньше, чем полагалось по возрасту). В 1940 году способной певице выпала честь исполнить главную партию в "Тоске" на оперной сцене Афин, выйдя на замену больной солистке, которая станет ее конкуренткой.
Однако по возвращении через пять лет в Америку Каллас пришлось заявлять о себе заново. В родном Нью-Йорке в 1945 году подслеповатую молодую исполнительницу с лишним весом на большую сцену не брали. Ее концертная история была впереди. Вскоре ощутимые преобразования совершат с обладательницей трех октав чудо, и современники назовут певицу la divina - "божественная".
Мария Каллас, июнь 1947 г., автор фото - Amilcare Ponchielli
После двух лет неудач с американскими продюсерами Мария вытянула свой счастливый билет, познакомившись с американо-итальянским оперным певцом, вокальным педагогом и импресарио Джованни Дзенателло. Инициатор фестиваля "Арена ди Верона" доверил ей главную партию в опере "Джоконда". С 1947 года американская певица греческого происхождения связала свою жизнь с Италией, дебютировав в амфитеатре у дирижера Туллио Серафина, который ввел ее в мир большой оперы. В 1948 году Каллас исполнила главные партии в "Аиде" и "Норме", а через год одновременно пела (на одной неделе) разноплановые партии Брунгильды в "Валькирии" и Эльвиры в "Пуританах". Одинаково успешное исполнение произведений Вагнера и Беллини создало феномен универсальной певицы с широкой голосовой палитрой.
"Четыре голоса в одном горле"
В течение музыкальной карьеры Мария Каллас раскрылась в лирических, драматических и колоратурных партиях, выступая в разных вокальных амплуа: лирико-драматического сопрано, драматической колоратуры и меццо-сопрано. Критики называли разностороннюю вокалистку "четыре голоса в одном горле".
Взлету карьеры способствовала дружба с владельцем известной студии звукозаписи и выпуска после премьер пластинок. Число поклонников Марии Каллас неустанно росло, и однажды певица услышала признание в любви от миллионера-театрала из Вероны.
Мария Каллас с мужем Джованни Менегини в аэропорту Ниццы, 1959 год
Местный промышленник Джованни Баттиста Менегини был вдвое старше Марии и обычно проводил много времени в опере. Молодая солистка приумножила его интерес к этому виду искусства: каждый вечер в течение сезона постоянный слушатель одаривал любимую исполнительницу цветами и знаками мужского внимания. Затем были совместные выходы в свет и продажа бизнеса для вложения средств в карьеру la divina.
В 1949 году пара с 30-летней разницей в возрасте оформила брак. У Марии Каллас появился верный друг и умелый организатор. Продюсер с большим опытом собственного бизнеса лихо взялся за "раскрутку" своей протеже, и уже через год о новой звезде узнал мир: Каллас приглашали выступить миланская "Ла Скала", лондонский "Ковент-Гарден" и нью-йоркская "Метрополитен-опера".
Новый образ
В следующие двадцать лет певица изменит свой сценический образ до неузнаваемости. И это коснется как внешности, так и характера. Обретение популярности будет совпадать с впечатляющим похудением, но жесткая диета повлечет за собой нервные срывы.
От всех, с кем работала, Мария требовала высокой отдачи и быстро заслужила репутацию скандалистки. Ситуацию осложняли завышенные ожидания со стороны администраторов: Каллас поручали самые ответственные партии, и от примы требовалось стабильное мастерство. Оказаться не в лучшей форме для солистки было равносильно провалу. И когда бронхит помешал ей допеть партию, решение прервать выступление оказалось губительным для ее карьеры.
Концерт Марии Каллас в Концертгебау в Амстердаме, 1959 р.
Скандал разразился во время визита в театр президента республики. Певица предупреждала администрацию о плохом самочувствии, но ей не предоставили замену. Посещение высоким гостем постановки "Нормы" в Риме вызвало дополнительные переживания у артистки. Из-за не смыкания связок Каллас несколько раз не попала в ноты и отказалась выходить на сцену во втором акте. Публика была возмущена, а рецензенты осуждали "скверный характер" переоцененной звезды.
Месть Мельпомены
На следующую премьеру оперы Беллини "Пират" певица пришла после операции. Восстановление происходило тяжело: Мария не могла ни есть, ни спать. Но на сцене "Ла Скалы" артистка держалась уверенно, выступление прошло на высоте, и публика восприняла его с восторгом.
Однако руководство театра не дало артистке насладиться триумфом. Когда Каллас выходила на поклон, ее неожиданно отделили от зала внезапно спущенным противопожарным занавесом. Это было знаком вражды. Артистка восприняла произошедшее как сведение счетов: "Это следовало понять так: убирайся вон, спектакль закончен".
Мария Каллас, опера Беллини "Пират" (Милан, 1958)
Певице, которую раньше превозносили, пришлось пережить и низвержение. С тяжелой душой Мария покинула Италию, чтобы сконцентрироваться на продолжении карьеры в Америке. Но профессиональный кризис совпал с личным. В турбулентный период певица осознала, что нуждается в изменениях и в семейной жизни. Вскоре у Менегини появится соперник. Дальнейшее решение принесет Марии Каллас неизведанное женское счастье и одновременно большое испытание. Тигрица встретит мужчину, для которого будет готова стать домашней кошкой. Будет ли оно того стоить? У судьбы такого не спрашивают.
Одной крови
15-летний роман оперной королевы Марии Каллас и танкерного короля Аристотеля Онассиса - из тех любовных историй, о которых пишут в книгах. На момент их знакомства 53-летний отец троих детей уже 15 лет жил в выгодном для бизнеса втором браке с греческой аристократкой и имел в личном прошлом кучу громких романов. Харизматичный миллиардер умел производить впечатление на выдающихся женщин, и Каллас не стала исключением.
Аристотель Онассис, 1967 г., автор фото - Pieter Jongerhuis/wikimedia.org
За встречами на венском балу и светских вечеринках Марию с мужем ждало приглашение на яхту Онассиса "Кристина", среди гостей которой в том круизе были герцоги и даже супруги Черчилль с дочерью и канарейкой. Сопровождала на борту мужа и жена судовладельца Онассиса Тина. Когда она застала Аристотеля в страстном поцелуе с замужней гостьей Марией Каллас, то придала впечатляющему событию немедленную огласку. Вынужденным свидетелем скандала стал даже Уинстон Черчилль.
Оскорбленная певица вынуждена была поспешно попроситься сойти на берег. Но через неделю Онассис появился у нее дома и предложил мужу Марии большие "отступные", лишь бы он отпустил жену к нему. Ночью Каллас, влюбленная, словно девчонка, покинула дом и на крыльях любви полетела к своему Аристо: "Только с ним я узнала, как это - быть женщиной". Ради той безумной любви звезда прервала оперную карьеру. А в 43 года она решилась родить от 60-летнего Аристотеля ребенка. Новорожденный сын Омеро не выжил. И удары судьбы для Марии тогда только начинались.
Греческая трагедия
Свобода, полученная от развода с предыдущей женой в 1960 году, дала Аристотелю возможность для нового брака. Однако, он будет не с Марией. Отношения, которые Каллас называла в интервью "чувствительной дружбой", испортились на фоне профессиональных потерь певицы. Что могло быть хуже для оперной звезды: она перестала контролировать свои вокальные возможности. "Я потеряла голос в твоей постели", - упрекнет Каллас Онассиса. Она с обидой скажет ему: "Голос, который люди называли божественным, ты слушал, лениво пожевывая жвачку". Конечно, Аристотель не был причастен к этой трагедии: специалисты впоследствии нашли причину потери способности к пению в болезни гладкой мускулатуры Марии Каллас. А недоброжелатели обвиняли в потере мастерства смену деятельности женщины, которая перестала заниматься пением и деградировала в светском безделье в окружении бриллиантов.
Мария Каллас и Аристотель Онассис, под музыку скрипок в Париже, Франция, 21 декабря 1966 года
Узнав из газет о браке любимого мужа с другой перфектной избранницей, Каллас попыталась вернуться на сцену, однако из ее запоздалых попыток ничего не вышло. Тем временем Аристотель Онассис вошел в историю как последний муж вдовы американского президента Джеки Кеннеди. Говорят, он тоже не стал счастливым. Онассис ушел из жизни в 1975 году, а 16 сентября 1977 года мертвой была найдена в парижской квартире Мария Каллас.
По мнению кинорежиссера Франка Дзеффирелли (постановщика оперы, в которой пела в конце жизни оперная звезда), певица могла стать жертвой подруги-аккомпаниатора, которую привлекало ее состояние. Но по факту $12 000 000 унаследовали мать Марии и ее бывший муж, по версии которого 53-летняя экс-супруга покончила с собой. Отсутствие понятной причины смерти продолжает вызывать интерес к этой истории у современных исследователей. В 2002 году было опубликовано предположение врачей, что остановку сердца вызвало не возможное отравление, а инфаркт миокарда, ставший осложнением дерматомиозита (именно этот диагноз назвал когда-то врач певицы причиной потери голоса).
Не осталось и останков Марии Каллас. После обнаружения украденного из парижского колумбария пороха певицы найденный пепел был развеян над Эгейским морем, а на кладбище Пер-Лашез хранится лишь пустая шкатулка.
Фото: wikipedia.org, nytimes.com, pinterest.co.uk