Воктщые 1960 года с конвейера Запорожского автомобильного завода начали выходить первые «Запорожцы». Автомобиль был создан на базе итальянского FIAT 600 Данте Джакози.
«Заграница нам поможет»
В 1955 году был выпущен новый «Москвич-402», ставший бюджетной машиной, хотя и не являвшийся по карману многим жителям СССР. Поэтому в поисках решения власти дали добро на выпуски экспериментальных образцов: НАМИ-031, НАМИ-059, ИМЗ-А50 «Белка» и ГАЗ-18. Но все эти попытки оказались неудачными.
Поэтому было врешено взять за основу готовый иностранный автомобиль и переработать его на свой манер. Инженеры начали «колдовать» над малолитражной легковушкой FIAT 600, что имел спрос и был очень легким авто. На базе этого авто была создана модель «Москвич-444», но через некоторое время техническую документацию передали на запорожское предприятие «Коммунар».
18 лучше, чем 25
Специально для этого автомобиля инженеры НАМИ создали двигатель на 746 кубов и 4 цилиндра, зарекомендовавший себя удачными характеристиками. Но мотор был больше по размерам, чем двигатель «Фиата» , поэтому инженеры были вынуждены установить его в задней части, что и привело к образованию горба, за что «Запорожец» и получил в народе свое забавное прозвище.
Сами машины собирались на ЗАЗ, а двигатели обрабатывались на мелитопольском моторном заводе. Перед серийным запуском 1960 года было представлено три экспериментальных экземпляра, и после тяжелых и долгих испытаний они были утверждены правительственной комиссией. Более того: автомобиль «обкатал» сам тогдашний генсек Никита Хрущев, а эксперты вынесли вердикт, что такой автомобиль может идти в продажу.
Серийный выпуск ЗАЗ-965 начался в 1960 году с начальной ценой в 18 000 рублей. Конечно, по сравнению с «Москвичами» и «Волгами» с их ценниками от 25 до 50 тысяч новая модель значительно выигрывала.
Настоящий «народный» автомобиль
Советские люди сразу разглядели «Горбатого» и начали его массово покупать. Машина хорошо себя показала при перемещении в сельской местности или по бездорожью: даже если ЗАЗ-965 застрял в снегу или в болоте, он не создавал особых проблем пассажирам, потому что даже два человека могли вытащить авто из плена.
«Запорожец» мог преодолевать грубые пути после грузовиков, что было не по силам даже прославленным ГАЗ-69. Владельцы полюбили ЗАЗ-965 за хорошую маневренность, крепкий кузов, экономичность и простоту в ремонте. Большим плюсом ко всему этому была самая демократичная в СССР цена.
Фото: ru.wikipedia.org