Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA, НАСА) сообщило, что эта железная дорога будет чрезвычайно важной для работы лунных баз уже в следующем десятилетии.
Идея создания на Луне железнодорожного сообщения кажется вам такой, будто заимствованной из научно-фантастического романа? Вы в этом не одиноки. Кстати, лунная железная дорога является лишь одним из шести "научно-фантастических" замыслов, реализацию которых НАСА будет финансировать в рамках своей программы "Инновационные передовые концепции".
Компания Flexible Levitation on the Track (FLOAT), или "Гибкая левитация на рельсах", в недалеком будущем планирует использовать магнитных роботов для ежедневной транспортировки по поверхности Луны около 100 тонн материалов. По словам команды проекта, это будет надежный и автономный способ перемещения ресурсов, добытых на Луне.
Доктор Итан Шалер, руководитель проекта и инженер по робототехнике в Лаборатории реактивного движения NASA, заметил: "Надежная и долговечная роботизированная транспортная система будет иметь решающее значение для повседневной работы устойчивой лунной базы в 2030-х годах". В своем блоге доктор Шалер, в частности, написал: "Мы хотим построить первую лунную железнодорожную систему, которая обеспечит надежную, автономную и эффективную транспортировку полезного груза на Луне".
Чем поражает это чудо инженерной мысли?
В отличие от железной дороги, которой пользуются земляне, лунная транспортная сеть не будет использовать всем знакомые фиксированные рельсы. Господин Шалер и его команда предлагают создать отрезки гибкой дорожки, которые можно будет развернуть прямо на лунной поверхности, а при необходимости - свернуть и переместить в другое место.
Эти операции будут осуществлять упомянутые выше "магнитные роботы без двигателя", которые будут парить над поверхностью пути. Она, собственно, и будет генерировать электромагнитную тягу для перемещения роботов к нужной локации.
По похожему принципу на Земле работают поезда на магнитной подвеске, которые используют сильные электромагнитные поля для движения безмоторных вагонов по рельсам. То есть движение поездов на Луне будут обеспечивать именно рельсы, а не собственно транспортное средство, пояснило издание Daily Mail.
Доктор Шалер утверждает, что каждый робот сможет переносить грузы различной формы и размера со скоростью около 1,61 км/ч. Эти роботы (в отличие от тех, что имеют колеса или ноги) не будут изнашивать свои гусеницы в пыльной лунной среде.
Какие ближайшие шаги по колонизации Луны?
Хотя идея сооружения лунных баз кому-то может показаться надуманной, возможность жизни на естественном спутнике Земли год от года становится все более реальной.
В рамках миссии Artemis ("Артемида") NASA в конце концов высадит экипаж вблизи южного полюса Луны, который, как полагают, содержит лед внутри своих кратеров. И хотя управление отодвинуло дату этой высадки, оно пообещало и в дальнейшем активно продвигать свои амбициозные проекты относительно человеческого присутствия на лунных просторах.
В блоге доктор Шалер отметил, что FLOAT "будет работать автономно в запыленной, негостеприимной среде". Покорители Луны смогут использовать систему для транспортировки добытого здесь реголита или для доставки материалов на посадочные площадки.
Джим Фри, заместитель администратора НАСА по развитию исследовательских систем, сообщил, что в рамках высадки на Луне астронавтов миссии Artemis управление, вероятнее всего, построит более одного базового лагеря. В конце концов NASA и его конкуренты попытаются основать постоянные лунные поселения. Однако из-за тамошних суровых условий добыча и транспортировка материалов может оказаться опасной работой для землян.