Археологи из Международного центра подводной археологии Хорватии (ICUA) обнаружили на борту торгового парусника, затонувшего в XVI веке, настоящие сокровища. Но наибольшей ценностью среди товаров, которые перевозил корабль, ученые считают редкие медные трубы.
О чем рассказали исследователи
Судно с тремя английскими железными пушками на борту, затонуло у южного побережья Истрии, вблизи мыса Каменяк. Предположительно, оно попало в шторм, который в конце концов и стал причиной его гибели.
Согласно отчету подводных археологов, корабль перевозил различные товары, среди которых были керамическая посударазноцветные стеклянные бусины и красные стеклянные чаши. А во время недавнего погружения команда нашла на борту затонувшего судна груз медных труб. В те далекие времена, когда корабль бороздил морские просторы, эти трубы были чрезвычайно редкими и дорогими, рассказало издание ILFScience.
Исследователь Лука Бекич из ICUA сообщил Хорватскому радио и телевидению, что этих труб было найдено более десяти. Их перевозили частями, а собирали, скорее всего, в пунктах назначения.
Археологи обнаружили на трубах надписи, в которых отмечалось, где их произвели: в частности, в Страсбурге (Франция) и Лейдене (Нидерланды). На образце трубы, который сохранился лучше всего, есть надпись: LVGDVNY BATAVORVM. Это - название Лейдена на латыни.
"До сих пор ни одна труба из этих городов не была известна и не сохранилась нигде в мире", - заявили эксперты ICUA.
Исследовав груз и детали парусникученые пришли к выводу, что судно, скорее всего, было голландским и осуществляло торговлю между Лейденом, Венецией и Константинополем. Однако этот вывод не является окончательным. Археологам придется потратить еще несколько лет на изучение груза и архивов корабля, чтобы предоставить более широкую и убедительную информацию научному сообществу.
Кроме груза, на судне сохранились деревянные конструкции и блоки, а также куски канатов. Также археологи наткнулись на три пушки, которые будут оставаться на дне моря до тех пор, пока следующие экспедиции не определят лучший способ их безопасной доставки на берег.
Сейчас исследователи используют цифровые методы, в частности, фотограмметрию, чтобы задокументировать сегменты судна, которые уже обследованы. В конце концов эта технология поможет смоделировать картину аварии, произошедшей здесь много лет назад.
Фото: Международный центр подводной археологии