30 ноября мы отмечаем Международный день юбки - древнего наряда, который трансформировался из набедренной повязки в конусную швейную конструкцию с сакральным смыслом. В старину считалось, что длинная чашевидная юбка помогает женщине "укореняться", получая от земли силу для материнства, то есть черпать природную материальную энергию плодородия, спокойствия и великолепия. Вот почему именно этот предмет гардероба соотносится с социальными и культурными нормами, которые сформировали представление о гендерной идентичности. Когда поясная одежда, покрывающая бедра и нижнюю часть тела, по статистике повышала рождаемость, а когда ее предотвращала? Почему она в некоторые периоды беспокоила врачей? Как юбка отражала экономическую ситуацию и развивала новое производство?
Что означает слово "юбка"
В названии одного из самых популярных видов женской одежды заложен его первоначальный смысл: "под нижнее" - то есть нижнее. Когда-то поясная одежда для нижней части тела была нижней частью наряда. Как вид одежды с конструктивными линиями талии и бедер юбка эволюционировала из набедренной повязки. Так же, как и первобытные повязки из листьев и соломы, первые юбки из подручных средств, шкур животных или тканей носили и женщины, и мужчины. Это был разве не самый популярный наряд универсального назначения в Древнем Египте и Месопотамии. Арабское слово "джубба", от которого произошло французское jupe, означало мужское или женское нижнее платье из хлопчатобумажной ткани.
Тогда как жители тропических широт носили набедренные повязки и фартук, в Южной и Юго-Восточной Азии издавна были распространены несшитые юбки под названиями саронг и дхоти (последняя является вещью исключительно из мужского гардероба). Юбкой в мужской одежде называют нижнюю часть от пояса до подола - поддевку под сиряк (то же, что и ормяк или армяк, то есть верхнюю длиннополую одежду вроде халата из грубой шерстяной ткани). Юбкой также называли нижнюю часть платья от талии до подола. Две отделенные друг от друга части, топ и юбка, вместе составляли с древности платье кроп-топ. Поэтому юбка может быть как самостоятельным изделием, так и частью пальто, костюма или платья.
Экскурс в историю
Предком юбки у древних шумеров был каунакес - поясная одежда из длинношерстного меха, которую надевали и мужчины, и женщины. Древнеегипетская юбка-фартук схенти представляла собой полоску белой ткани, которая окутывала бедра и закреплялась веревкой на талии. Передняя часть юбки иногда приобретала форму цветка лотоса или колокола. В Древнем и Среднем царствах египетское женское одеяние пластично облегало тело (по некоторым научным предположениям, оно было сделано из вязаного полотна) и состояло из юбки длиной до половины икры и подобия жилета. Для фараонов и высшей знати было характерно надевать драпированный схенти или сразу два схенти поверх длинной прозрачной рубашки-калазириса, которая предварительно принадлежала к женскому наряду. Это выглядело, как одна-две юбки, одетые на платье.
У древнеперсидских воинов была традиция одеваться в широкие юбки, перехваченные между ног ремнем. Ассирийцы одевались в рубашку-юбку с поясом. Так называемая канди производилась из хлопка, льна или шерсти. Длина этого вида одежды определяла степень знатности владельца: чем длиннее было канди, тем выше - социальный статус человека. Греко-римские женщины украшали юбки вставными клиньями, оборками и поперечными полосками. Женщины скифов одновременно с длинными рубашками под пояс и верхними халатами носили широкие юбки со складками. В курганах обнаружена такая одежда периода IV в. до н. э. Объемные и массивные юбки долгое время были важным видом одежды у разных народов. И это имело сакральное объяснение.
Почему нельзя надевать юбку через ноги
У древних славян широкая длинная юбка по пятки символизировала женское плодородие. Считалось, что касаясь земли, она получает от нее плодородную энергию и собирает ее под подолом, передавая женским детородным органам. С этим связана традиция надевать юбку через голову и ни в коем случае не через ноги. Одеваясь в юбку таким образом, женщины соединяют руки над головой, а затем расправляют ее на бедрах, проводя руками по бокам и создавая теми движениями условную защиту. Снимать юбку так же надо через голову, чтобы женская энергия не растерялась, а прошла через все тело, способствуя хорошему самочувствию женщины.
В Восточной Европе долгое время в женском гардеробе была несшитая юбка из двух кусков ткани или двух фартуков. И такая модель некоторое время напоминала о себе в шитых юбках украинского происхождения (то есть с наших территорий). Сама конструкция юбки сообщает о ее исторической связи с распашной поясной одеждой. В ходе эволюции юбок наши прабабушки нередко вставляли между передними полками полотнище из другой ткани, что напоминало несшитые формы. Количество полотнищ зависело от состоятельности владелицы, назначения юбки и местных традиций. Сшитые полотнища женщины присобирали сверху и пришивали к поясу. И длина изделия так же соответствовала пропорциям распашного наряда: снизу выглядел вышитый подол рубашки.
Красивые юбки украинок
Одежда типа юбки с давних времен была распространена по всей территории страны. Украиныхоть и назывался в разных местностях по-своему. Например, на севере Киевщины и севере Черниговщины носили андарак - юбку из шерстяной или полушерстяной самодельной ткани (в основном в красном цвете). Шили ее из трех или четырех полок, закладывая сзади сборки, а по низу украшая широкой полосой тканого рисунка или вышивкой. Такой наряд получил распространение с XVIII века прежде всего среди зажиточных женщин, тогда как простые крестьянки носили несшитую одежду. В том же регионе был популярным летник - эту юбку шили из трех или четырех продольно расположенных полок из полотняной или шерстяной полосатой ткани, где передняя полка (т. н. притычка) выполнялась из другой ткани и закрывалась фартуком-запаской.
На Волыни и Полесье летники шили из белого полотна в пять и даже шесть полотнищ, которые закладывались в мелкие сборки. Низ такой юбки украшался орнаментом красного цвета. Юбки центральных районов Украины назывались мальованками, потому что украшались вибийчастим рисунком. Львовская юбка называлась шорц, ее можно было распознать по обильным мелкими сборками и самодельной тканью в вертикальную яркую полоску. Белая юбка бойков называлась фартуком, она украшалась т. н. циркой - вышивкой наподобие полтавского вырезания. А гофрированную юбку лемков под названием кабат шили из яркой выбойчатой ткани. К концу XIX века юбки из самодельных материалов почти везде вышли из употребления, оставшись лишь в обрядовом или праздничном наряде.
Принципиальные изменения
В Европе юбка стала исключительно женской одеждой только в XV-XVI веках, когда крой этого изделия существенно изменился. Вместо распространенных до того цельнокроеных платьев появились отдельные конструктивные части: лиф и самостоятельная юбка. Мода на юбки сопровождалась появлением шлейфа, который был распространен в придворной одежде. Эта деталь удлиненной сзади юбки возмутила католическую церковь, которая осудила удлиненный подол, объявив его "дьявольским хвостом". В начале XVI века шлейф покинул средневековую моду, удерживаясь в дальнейшем лишь в парадных туалетах. В моду шлейф вернется в несколько измененном виде аж через полтора столетия. А в эпоху Ренессанса новое слово в конструктивном решении юбки сказала Испания. Именно там впервые появились многоярусные корсетные изделия, произведшие революцию в европейской моде.
Одеждой аристократок стали пышные юбки, состоявшие из нескольких нижних слоев и специального каркаса из обручей. Чтобы одеть этого "стража целомудрия", женщины должны были буквально "заходить" внутрь "обрешетки", которую слуги замыкали на их теле. Громоздкий каркас пристегивался к корсету, что еще больше усложняло его ношение. Испанские юбки под названием вердугос были тяжелой ношей, потому что имели действительно слишком большой вес. Женщинам приходилось последовательно надевать несколько юбок, повторяющих силуэт предыдущих. А верхняя юбка еще и украшалась не только лентами и парчой (тяжелой тканью с золотыми или серебряными металлическими нитями), но и драгоценными камнями. На фоне тех женских мучений представительницам бедных слоев можно было позавидовать: они ходили в мягких юбках в складку по простой моде XV века.
Дама на шарнирах
Неудобную новую моду подхватили Франция и Италия, но там несколько облегчили нелепую конструкцию за счет изменения силуэта вердугос на конус с расширением книзу. Поверх этого конуса натягивалась специальная юбка - т. н. котт, а на ней располагалось платье с расходящимся подолом, позволявшим демонстрировать юбки. Правда, при этом для достижения округлости бедер женщинам подкладывали специальные подушки, набитые конским волосом, что утяжеляло наряд. Учитывая тот опыт, несколько выигрывали английские женщины: в Англии тогда появилась мода на фарзингейлы - широкие, но плоские каркасы без передней части. Однако, они значительно искажали женскую фигуру, поэтому красавицы готовы были лучше потерпеть неудобства, чем оставаться без мужского внимания.
К счастью, в начале XVII века обручи вышли из моды, а юбки стали прямыми и неширокими. Но женщинам не угодишь: одного слоя ткани, которая бы свободно спадала вниз, им без привычки оказалось мало, поэтому появилась тенденция надевать сразу несколько юбок - до двенадцати одновременно! Верхняя юбка снова немного открывала нижние: на этот раз ее разрешалось делать несколько короче других. А в конце того же века (на рубеже XVIII-го) вернулась мода и на обручи, и на шлейф. Через полвека юбки стали еще пышнее, потому что крепились на такие широкие деревянные или металлические каркасы, что женщин в них даже в церковь не пускали. По сравнению с таким безобразием, дальнейшие усовершенствования "сооружения" под юбку всем пришлись по душе: появился каркас панье, который мог регулироваться по ширине простым прижиманием гибких металлических шарниров-пластинок.
Сотлох под подолом
От удушающих корсетов женщин освободила Французская революция 1793 года. После того, как Жак-Луи Давид разработал новый национальный наряд на базе античного, юбки начали стремиться к древнегреческой простоте и лаконичности. На рубеже XVIII-XIX веков в моду вошли похожие на туники прозрачные платья с мягкой юбкой со встречными складками на тыльной стороне. Нижнюю юбку, выглядывающую из-под платья, шили из шелка приглушенных тонов (яркие цвета считались неприличными) и декорировали кружевом. Впрочем, новая мода все равно подверглась осуждению - со стороны блюстителей морали и врачей. Юбку с обручем критики считали более скромной женской одеждой по сравнению с мягкой драпировкой, ведь под т. н. платьем-шмыгом не предусматривались панталоны. Врачи протестовали против "обнаженной моды" из-за того, что она вызвала множество женских болезней и простудных заболеваний. Несмотря на все, юбки-шмыз продержались в моде до второго десятилетия XIX века (во времена Наполеона шлейф разрешалось носить только принцессам по крови).
В 1804 году шмыз потерял шлейф и открыл для обозрения дамские туфельки. А после 1810 года модная юбка открыла ногу по щиколотку. Впрочем, женщины так и не отказались от пышных юбок. Чтобы верхние слои приобрели форму колокола, купол юбки удерживался льняным чехлом, переплетенным конским волосом. Льняной чехол, укрепленный конским волосом, был предложен в середине XIX века французским предпринимателем Удино - изобретателем кринолина: crin ("конский волос") + line ("лен"). Широкая конструкция кринолинов поддерживалась жесткими тканями, подушками, бамбуковыми кольцами, китовым усом, резиновыми шлангами с воздухом или дополнительной юбкой из накрахмаленного полотна на проволочном каркасе. Начиная с 1870 года, сзади ниже талии под юбку женщины подкладывали специальную подушечку - турнюр.
Нарядность или удобство
Удобными те юбки не назовешь. Кринолин ограничивал движения, из-за чего дамам трудно было садиться в карету и протискиваться в дверной проем. Случались с металлическими проводами под юбкой и курьезные случаи, которые даже попадали в тогдашние карикатуры. Например, в 1859 году ветер задрал вверх кринолин герцогини Манчестерской. Из-за таких неприятных неожиданностей панталоны стали необходимым предметом в женском гардеробе.
А иногда широкие кринолины даже приводили к гибели женщин, которые неосторожно приближались в таких юбках к открытому огню. Вместе с тем промышленное производство пышных нарядов было экономически выгодным, поэтому и мода продолжалась достаточно долго. Но жизнь не стояла на месте, появился железнодорожный транспорт, и все больше женщин нуждалось в одежде, удобной для путешествий. Тенденция к ее созданию наметилась около 1830 года, когда модельеры предложили первую юбку-брюки.
При этом верхняя юбка становилась на четверть короче, поднимаясь с помощью специальных лент. А переселенцам в Америке Амелия Дженкс Блумер из Огайо около 1850 года адресовала вместо юбки утилитарные женские шаровары с туникой до колен. "Блумерский" костюм не собирал грязь с земли и мог понравиться женщинам своим удобством. Но тогда его время еще не пришло. В конце XIX века развитие спорта привело к эстетике целесообразного кроя. Появились юбка-клеш и юбка-шорты для езды на велосипеде. В то же время в отдельных европейских странах женщины наряжались в традиционную "матрешку" из нескольких широких юбок вплоть до начала XX века. Что-то новенькое мир увидел в 1910-х годах, когда с театральной сцены в моду вошла т. н. "хромоногая" юбка. То творение Поля Пуаре сужалось книзу и делало невозможным свободные движения, поэтому и продержалось оно в мейнстриме недолго.
Мода и экономика
Первая мировая война внесла значительные изменения в женскую одежду и, в частности, в конструкцию юбок. "Военные кринолины", которые достаточно высоко открывали ногу, продержались в моде до 1920-х годов. Известно, что в американском штате Иллинойс юбки с подолом выше 15 см от земли запрещались властями. Зато женщины, заменившие мужчин-фронтовиков на рабочих местах, нуждались в функциональной одежде. В 1918-1919 годах произошли революционные трансформации, подготовленные движением за реформу костюма и изменением социальной роли женщины в обществе. Юбка тогда кардинально упростилась и укоротилась: в 1928 году длина юбки стала по колено. После Первой мировой войны Коко Шанель укоротила юбки до элегантной длины, ввела в моду плиссированную юбку, а после Второй мировой войны подарила женщинам узкую юбку-карандаш.
В трудные времена важным было сбережение ресурсов, и такой моде находилось экономическое обоснование: это удешевляло производство, ведь требовало меньше материала и затрат на пошив. А повышенное внимание к ногам способствовало развитию производства тонких шелковых чулок (а в будущем - и капроновых) и расширению ассортимента обувной промышленности. Эти тенденции масштабировались в 1965 году, когда британский дизайнер Мэри Квант запатентовала мини-юбку. Впоследствии она удостоилась за свое изобретение ордена Британской империи, ведь распространение в 1960-х годах мини-юбок не только способствовало появлению колготок современного вида, но и привело, по данным британских врачей, к увеличению рождаемости в стране.
Наденьте юбку, чтобы почувствоватьть разница
После десятилетий почти полного вытеснения юбки джинсами и брюками сейчас "символ женственности" снова возвращается в женский гардероб. В моде - джинсовая юбка, прямая юбка в пол, мини-юбка и юбка-карандаш по колено или ниже колена. Как свидетельствуют специалисты моды, в течение последних пяти лет украинки в основном выбирают длинную прямую юбку. По "теории высоты подола" от американского экономиста 1920-х годов Джорджа Тейлора, спрос на юбки-макси присущ для неблагоприятной экономической ситуации. По мнению ученого, длинные юбки скрывают дешевые чулки, позволяя женщинам экономить деньги на одежду.
Стоит купить юбку, пока ею еще не заинтересовались... мужчины, которые вскоре могут составить женщинам в этом виде одежды конкуренцию, ведь на подиумах юбка на мужчинах уже не является сенсацией. Это и вариации на тему килта (шотландской национальной одежды), и дизайнерские модели от многих кутюрье. Среди пропагандистов мужских юбок - Марк Джейкобс, Йоджи Ямамото, Вин Дизель, Жан-Поль Готье, Вивьен Вествуд, бренды Kenzo, Givenchy, Dolce & Gabbana и др. И пока уличные модники еще не часто решаются подражать модельерам и артистам мужского пола в юбках, женщины имеют шанс выделяться в толпе людей в брюках нарядом с женской энергией. Этот предмет одежды гармонично сочетается в ансамбле со свитерами, худи, водолазками, рубашками, блузами, футболками, топами, джемперами, кардиганами, кофтами, пиджаками, бомберами и тому подобное. Наденьте юбку и почувствуйте разницу!
Фото из открытых источников