Светлая мечта каждого пешехода
"Не будет ни книг, ни газет, ни театра, ни кино - будет только одно сплошное телевидение", - помните, как с едва сдержанным оптимизмом делился своим видением будущего герой известного в народе советского фильма? Где-то так оно впоследствии и произошло: телевидение со временем завладело мозгами людей, но вряд ли кто-нибудь мог представить, к каким масштабам и последствиям это может привести. А потом появился еще и интернет.
"Нога ни одного человека не станет там, где будут курсировать машины. И ни одно авто не будет посягать на участок, отведенный специально для пешеходов", - а это уже примерно в то же время, что и советский "романтик телевидения" - в 1960 году, довольно уверенно и амбициозно делился своими планами с корреспондентом издания Associated Press Джеффри Алан Джеллико, британский архитектор, ландшафтный дизайнер, и, в некотором роде, футурист от градостроительства. Вы только представьте эту картину: город, в котором не носятся автомобили, его жители спокойно и свободно передвигаются, где им заблагорассудится, не заботясь ни о светофорах, ни о пробках, ни о регулировщиках на перекрестках. Просто рай для пешеходов. Хотя нет, машины в этом городе запланированы, но... на крышах ваших домов. Кстати, город будет называться Мотопия. Ну что, посмеялись в своем двадцать первом веке над этим названием? Но такая идея рассматривалась британским правительством вполне серьезно.
Но для начала следует рассказать об авторе этой смелой идеи, в которую он отчаянно верил и всячески отстаивал. К тому времени Джеллико, ровеснику века, было уже 58 лет, он был авторитетным и именитым архитектором с явным уклоном в ландшафтный дизайн. В середине 1950-х он обустроил сад на крыше торгового центра Harvey's в городе Гилфорд.
В научно-техническом кампусе Harwell Science and Innovation Campus в Оксфордшире, филиале знаменитой научной лаборатории Розерфорда, занимавшейся исследованием расщепления атома, он создал уникальные искусственные холмы "Зевс и Фемида". В том же Оксфордшире есть еще одна работа Джеллико - парк усадьбы Дичли (Ditchley House), известный своими знаменитыми постояльцами, среди которых - монаршие персоны, члены королевской семьи и сам сэр Уинстон Черчилль. Оскароносная лента "Молодая Виктория" 2008 года снималась именно там.
В Раннимиде, что в английском графстве Суррей, вдоль реки Темзы власти выделили около четверти гектаров земли для создания мемориала погибшему Джону Кеннеди. Сам Джеллико называл свой памятник "аллегорическим": вымощенная камнями дорожка ведет к мемориалу сквозь густой лесной массив.
Или вот "Shute House" - водный сад, оригинальный музыкальный каскад в Шефтсбери, над которым он работал аж 23 года.
Дом Шут
Но что же это за "Мотопия" такая, с которой больше всего связывают имя архитектора, почему она наделала столько шума в начале 1960-х и почему идеи Джеллико вспоминают через десятки лет и примеряют для сегодняшнего времени?
Не забывайте время от времени смотреть вверх
В 1946 году в Великобритании был принят Закон о новых городах, который наделял правительство страны полномочиями быстро выделять земли под новые застройки. Еще до окончания Второй мировой войны британцы начали планировать, как именно они перестроят Лондон, и ключевая идея заключалась в отправке жителей в менее заселенные пригороды и городки за пределами мегаполиса. Быстрое построение таких городков должно было бы прежде всего решить проблему перенаселенности: за первые четыре года после принятия закона их было построено четырнадцать. С эстетической точки зрения новосозданные города были похожи друг на друга и не производили особого впечатления на ведущих архитекторов того времени с их прогрессивными идеями. В 1950-е к этой идее вообще немного охладели, но снова вернулись ближе к шестидесятым, когда в Британии начался "бэби-бум".
Мотопия Джеллико (пусть в этом названии никак не избавиться от автоматических ассоциаций со словом "утопия") должна была бы получить статус экспериментального населенного пункта и территориально разместиться в 17 км к западу от Лондона, расчет населения - около 30 тысяч жителей. По замыслу, все они должны жить в симметрично возведенных зданиях, на крышах которых планировалось построить... автомобильные трассы. Вот и ответ на вопрос, где в этой истории автомобили. Пешеходы отдельно, машины (пусть даже на трассах крыш ваших домов) - отдельно. На площади в 400 гектаров планировалось построить всю необходимую городскую инфраструктуру: магазины, рестораны, школы, церкви, театры. Стоимость проекта составляла около 170 миллионов американских долларов (что и в то время считали вряд ли экономически выгодным), а по нынешнему курсу - это почти в 8 раз дороже.
Планировалось воплотить в жизнь принцип разделения биологии и механики: весь транспорт перемещался бы на специальные трассы, которые должны быть подвешены прямо над головами пешеходов, трассы могли бы двигаться и соединяться между собой в различных комбинациях. Ну а пешеходы, соответственно, должны были бы занять свое законное место на тротуарах. Разгуливать можно было бы безопасно и максимально расслабленно, но не забывать периодически смотреть вверх: риск падения сверху летающего на максимальных скоростях автомобиля значительно повышался. Ну, просто какой-то "Пятый элемент" Люка Бессона.
В том же интервью изданию Associated Press сэр Джефри оптимистично заявлял: "Мотопия не только возможна, она практична, потому что экономична. Жилье там будет не дороже, чем квартиры в многоэтажных домах, таких, например, как здание лондонского муниципалитета". Еще одна привлекательность проекта британского архитектора - город без тяжелой промышленности, никаких заводов и фабрик. Это должно было быть так называемое "сообщество общежития": его жители должны были бы зарабатывать на жизнь преимущественно интеллектуальным трудом или работать в сфере услуг.
"На перекрестке дорог должно быть кольцевое движение, но никаких светофоров, - рассказывал Джеллико уже корреспонденту BBC, - внутри кольца мы создали то, что называем "соседским кругом": некий мини-центр для местного населения с клубами, пабами, рынком, магазинами, киосками с прессой, другими словами - излюбленное место встреч".
"Допустим, я живу где-то на окраине этого города и хочу попасть в другую его часть, - не унимался корреспондент, - то как мне лучше это сделать?". "Я очень надеюсь, что вы оставите свое авто и станете пешеходом, - невозмутимо отвечал "отец" Мотопии, - если позволит погода, прогуляетесь себе пешком сквозь весьма привлекательный пейзаж, состоящий из всех необходимых компонентов современного города, а если будет дождь - сделаете то же самое под навесом, сквозь аркады, связывающие город с центром".
Джефри Аллан Джелико
Мотопия осталась утопией
А вот еще одно знаковое имя того времени, тоже частично связанное с Мотопией: Артур Радебо - американский художник, дизайнер и футуролог. Но больше всего в массовом сознании он запомнился как автор остроумных и популярных комиксов.
Исследователи той эпохи даже утверждают, что никто так не сформировал ожидания американцев относительно их будущего, как Радебо, а влиятельное научно-популярное американское издание Wired назвало его "Да Винчи ретрофутуризма". С 1958 по 1962 год он издавал еженедельный воскресный комикс Closer Than We Think ("Ближе, чем мы думаем"), и это определение, ставшее названием издания, конечно, касалось будущего.
В своих еженедельных комиксах он, в отличие от всех научных концепций и вербального описания видения будущего, иллюстрировал его в самой доступной всем форме. В далеком близком будущем почтальоны в Радебо имели при себе реактивные сумки, парты в школьных классах были с кнопочным автоматическим управлением, а тележки самостоятельно ездили за продуктами в магазины и доставляли их гражданам.
25 сентября 1960 года вышел очередной воскресный комикс "Ближе, чем мы думаем", посвященный Мотопии - городу будущего. Правда, американец собственноручно внес некоторые коррективы в план британского архитектора: машины будущего в его рисунках не были каплевидными и едва заметными, как планировал это в своих разработках Джеллико, а более похожими на детройтские автомобили середины двадцатого века, что и неудивительно, потому что художник был из Детройта. И движущийся тротуар на рисунках был изображен более четко и ярко. Так за океаном узнали о том, что на другом континенте намечаются довольно серьезные перемены.
С 1961 по 1970 год к застройке новых городов Великобритании уже отнеслись более креативно, амбициозно и по-творчески, в духе времени. В проектах фигурировали частные автомобили, монорельсовые дороги и даже транспорт на воздушной подушке. Но вот Мотопию с ее раем для пешеходов так и не воплотили в жизнь. Она осталась приятным воспоминанием и амбициозным планом середины 20 века. Как и подобные идеи близких сэру Джеллико футуристов: американского архитектора Харви Корбета, который наоборот был пропагандистом автомобилей, запланировав для них места на нью-йоркских небоскребах, другого американца - Ричарда Фулера, который создал проект плавучего города, города шагающего британца Рона Херона (представьте, вы заснули вечером в киевской квартире, а утром - уже в Будапеште) или же летающего города Георгия Крутикова.
Фактически Джеллико в своих смелых планах предсказал деиндустриализацию крупных городов в США и Европе, которая началась в 1970-е годы. Определенное эхо Мотопии добралось в 2017 году до городских властей Парижа, когда среди активистов и ландшафтных дизайнеров города все активнее озвучивалась идея о том, что набережные реки Сены должны стать традиционным, как прежде, местом прогулок и развлечений. Рассматривалась идея о возможности продолжения под дном реки транспортных магистралей с магазинами, гаражами, выставками, библиотеками и т.д. Ровесник века сэр Джеффри Алан Джеллико немного не дожил до нового тысячелетия и умер в возрасте 95 лет, воочию оценив, как это самое будущее выглядит. В прошлом году в лондонском Национальном автомобильном музее открылась выставка "Motopia? Past Future Visions", где среди ретро-автомобилей, которые должны были бы бороздить крышные трассы уникального города, вспомнили и о том, кто все в свое время придумал.
Фото из открытых источников