Художник Николай Ге: "Искусство - это духовное занятие"

Чувственная натура и напряженный духовный поиск сделали живописца-передвижника с украинскими корнями нарушителем канонов в творчестве и жизни.

Наш оригинальный соотечественник отказался от профессорской должности в Петербургской академии художеств, переехав на пике карьеры из респектабельной имперской столицы в отдаленный украинский хутор. Сын помещика-крепостника осуждал все формы угнетения и пытался держать хозяйство собственным трудом. Вдохновленный идеями Льва Толстого, художник в крестьянской рубашке пахал землю, ухаживал за пасекой, освоил ремесло печника и решил раздать нажитое имущество. А в историю изобразительного искусства мастер портретов, скульптур, исторических и религиозных полотен вошел как реформатор иконографической традиции. Реализм и психологизм его библейских образов опередили свое время, оставив предсказателя новых художественных течений в статусе одинокой фигуры в европейской культуре.

Украинское воспитание

Необычной фамилией Николай Ге обязан своему прадеду - уехать из родной страны французского дворянина Matieu de Gay побудили в 1789 году революционные события. Внуком того французского эмигранта был отец художника - помещик из бывших военных Николай Осипович. Его первой женой стала осиротевшая дочь ссыльного поляка Елена Садовская, которую биографы считают украинкой. В том браке было трое сыновей, один из которых - будущий художник. Николай Николаевич Ге родился 15 февраля 1831 года в Воронеже. Уже в три месяца малыш потерял мать: она умерла во время эпидемии оспы. Жизнь будущего живописца спасла забота бабушки и няни-крепостной.

Парень вырос в украинском селе: его детство прошло в родительском имении в селе Попелюхи Подольской губернии (нынешняя Винницкая область). Николай Осипович оказался рациональным хозяином, который в десять раз увеличил свое состояние и оставил сыновьям в наследство, по словам брата художника, почти капиталистическое хозяйство. А Николай Николаевич запомнил тот опыт как быт, отразившийся на его дальнейшем духовном развитии. Получив начальное образование в частном пансионе, в дальнейшем девятилетний Ге стал гимназистом в Киеве: В 1840 году он был зачислен в первую гимназию, где тогда преподавал известный украинский историк Николай Иванович Костомаров.

Через четверть века Николай Ге напишет портрет своего учителя, которого ждал арест за деятельность в Кирилло-Мефодиевском обществе. Киевское учебное заведение сыграло ведущую роль в формировании личности способного ученика, ведь там работали профессора, научившие его прогрессивно мыслить. Как вспоминал Ге, "свободолюбивые идеи протискивались через закрытые двери гимназии", и он с юношества осознал "несправедливость угнетения личности". По настоянию отца выпускник Киевской гимназии поступил на математическое отделение философского факультета Киевского университета, с которого перевелся на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета.

Портрет Н. Костомарова, написанный Николаем Ге (1)

Портрет Н. Костомарова, написанный Николаем Ге 

В городе на Неве Николай Ге почувствовал непреодолимую тягу к рисованию. Благодаря свояку-скульптору Пармену Забили, который тогда учился в Императорской Академии художеств, где преподавал автор любимой картины Николая Ге "Последний день Помпеи" Карл Брюллов, студент-математик попал в художественную среду. В свободное время он посещал Эрмитаж, копировал работы признанных мастеров и занимался в вечерних классах Академии художеств. Когда страсть к рисованию окончательно победила интерес к математике, Николай Ге наконец решился осуществить детскую мечту и покинул математический курс ради поступления в Академию художеств.

Новые миры

Живописи 19-летний юноша будет учиться у профессора Петра Басина, но в течение всей жизни будет пытаться подражать художественной манере своего кумира Карла Брюллова, работы которого и в дальнейшем будут производить на человека со сформированными эстетическими вкусами наибольшее впечатление. На момент поступления в 1850 году новый студент академии имел устойчивое собственное мировоззрение. Его свободолюбивые взгляды составляли оппозицию бюрократическим порядкам и художественной рутине, которые царствовали в репрессивные времена в учебном заведении. После отъезда Карла Брюллова в Италию обучение молодых художников ограничивалось, по признанию Николая Ге, только техникой рисования, тогда как Брюллова интересовали прежде всего мысли автора.

Дипломная картина "Саул у Аэндорской волшебницы" выпускника академии Николая Ге удостоилась Большой золотой медали Академии художеств. Такая награда давала недавно женатому лауреату возможность выехать на многолетнюю оплачиваемую зарубежную практику. Вместе с женой-украинкой Анной Забелой художник чуть не убегает в новые миры, даже не дождавшись предоставления финансирования. "Если бы должен был себе ответить, почему на самом деле так быстро собрался, то искренним был бы ответ, что рвался на волю", - признавался художник. "Ширь и свободу" он надеялся полной грудью вдохнуть в Германии, Швейцарии, Франции и Италии, где художника с европейскими корнями поразили исторические места, средиземноморские пейзажи и парижский Салон.

Николай Ге. Портрет жены с сыновьями.

Николай Ге. Портрет жены с сыновьями

Николай Ге жадно запечатлевает на полотнах волнующие пейзажи и местных жителей, вдохновляется религиозной тематикой, которой посвящали свое творчество все выдающиеся мастера Италии и Франции. Но многочисленными набросками того периода Николай Николаевич остался недовольным. Для европейского искусства это уже был вчерашний день. Новым словом вскоре должен был стать экспрессионизм: чувствительный художник интуитивно чувствовал необходимость изменений в средствах художественного выражения и готов был стать их предвестником. Работая над портретами, пейзажами и сценами народного быта, художник усмотрел свое призвание в масштабных исторических работах.

Николай Ге с семьей в Швейцарии

Николай Ге с семьей в Швейцарии

Картины Николая Ге 1857-1859 годов "Любовь весталки", "Смерть Виргинии", "Разрушение Иерусалимского храма" показывают героев в драматических ситуациях. То, в каком стиле писал Ге, можно назвать сочетанием исторической достоверности и сюжетного драматизма. Отбросив в евангельских историях все нереальное или непонятное, художник руководствовался только собственными ощущениями добра или зла. Его дальнейшие работы будут строиться на драме противостояния и столкновении мировоззрений. Но после зарубежного вояжа он решил... попрощаться с искусством. "Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего", - повторял создатель хорошо изученное высказывание Карла Брюллова.

Николай Ге. "Смерть Виргинии"

Николай Ге. "Смерть Виргинии"

"Безобразие к состраданию"

"Я собирался приехать из-за границы и признать, что ничего не привез, потому что обнаружил в себе недостаток таланта", - вспоминал художник Николай Ге свое тогдашнее отчаяние. Спасением для религиозного человека стало обращение в критический период к Библии. В Священном писании отчаявшийся в собственной художественной способности Николай Николаевич нашел мотивацию к продолжению творчества. В 1861 году он использовал итальянские наброски в своей дискуссионной картине "Тайная вечеря", которая была написана во Флоренции и выставлена в 1863 году на выставке Академии художеств в Петербурге. Впрочем, тогдашнее общество к произвольной интерпретации канонического сюжета оказалось не готовым.

Известно, что при создании свои версии "Тайной вечери" художник сначала выполнял скульптурный эскиз картины, чтобы достичь пластической выразительности формы. Петра он писал с самого себя, Иоанна - со своей жены, а моделью для образа Христа служил революционер Александр Герцен (вернее, его фотографии). Николай Николаевич именно в то время познакомился со своим идеалом писателя-гражданина, которого впоследствии запечатлеет в знаменитом портрете, считающемся наиболее удачным изображением этой исторической фигуры. Но за картину "Тайная вечеря" автору досталось на орехи. Цензура даже запретила копирование и тиражирование сомнительной работы.

«Тайный ужин»

«Тайный ужин»

В то время как Академия художеств признала полотно "художественным явлением", отметив "особое мастерство автора и сильное психологическое выражение", именно новаторский психологизм героев библейского сюжета оказался причиной многочисленных неодобрительных оценок картины Николая Ге. Критики обвинили религиозного художника в бездуховности, материализме и нигилизме. Кто-то из коллег называл интерпретацию художника "пошлостью", "простотой в духе новейшего искусства", "грязью до безобразия и даже до сочувствия". Рецензенты писали, что "художник не без таланта высказался небрежно и невежественно, подавив в себе все благородное".

Спасла судьбу полотна и его создателя лишь благосклонная реакция на новую трактовку "Тайной вечери" со стороны императора. Когда вельможа приобрел скандальную работу в свою коллекцию, академическое руководство присвоило автору звание профессора и сделало действительным членом Императорской Академии художеств. После этого признанный художник вернулся во Флоренцию и продолжил обрабатывать Евангелие. Однако, картины Николая Ге второго зарубежного периода так же не понравились искусствоведам. Работы "В Гефсиманском саду" и "Вестники Воскресения" не были даже приняты на выставку. Провал заставил художника оставить библейскую тематику.

"Так жить нельзя"

В то время Николай Ге стал одним из инициаторов основания Общества передвижных выставок. Существовало Общество на кооперативных началах, и математик Николай Ге был там казначеем. Передвижники показывали свои работы прежде всего в четырех главных городах империи: Петербурге, Москве, Киеве и Харькове. Художники, которые пытались быть ближе к народу, вели просветительскую деятельность, сбывая одновременно свои произведения. В эстетическом смысле передвижники противопоставляли себя академистам, вдохновляясь народничеством. Их работам были присущи психологизм, трагический взгляд на действительность, реализм на грани с натурализмом и социальная направленность.

"Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе"

"Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе"

Искусство передвижников оказалось востребованным обществом, а меценат и коллекционер Павел Третьяков оказывал художникам поддержку тем, что пополнял их произведениями фонды своей галереи. На выставках Общества передвижников люди увидели, в частности, исторические картины Николая Ге "Петр І допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" и "Екатерина ІІ перед гробом императрицы Елизаветы", о которых художник говорил, что они его "крайне вымучили, потому что исторические картины трудно писать". Но самой большой неприятностью стала острая дискуссии в 1894 году относительно появления на выставке работы Николая Ге "Распятие".

"Распятие"

"Распятие"

Когда по требованию императора Александра III "крамольное полотно" было удалено из экспозиции передвижников (впоследствии оно потерялось), художник не выдержал. Он не вспоминал, как недавно "царствовал", по выражению коллеги, на выставках. "Четыре года занятий самым искренним искусством в Петербурге привели меня к тому, что так жить нельзя, - писал художник, - Искусство я люблю как духовное занятие, а для заработка надо искать другой способ, независимый от искусства". Вот еще его рассуждения на эту тему: "Трех исторических картин мне хватило, чтобы вырваться на свободу, снова туда, где можно найти утраченный покой. Я вернулся в деревню".

Неожиданно для всех Николай Николаевич переселился из Петербурга в Черниговскую губернию, купив неподалеку от железнодорожной станции Плиски хутор Ивановский, где ему построили дом с художественной мастерской. На Черниговщине живописец франко-украинского происхождения жил с 1876 года. "Думал, что жизнь в селе проще, буду жить с того, что буду хозяйничать, а искусство будет свободным", - рассуждал художник. Он помогал талантливой молодежи и преподавал в украинских художественных школах (в частности, общался с учениками Киевской рисовальной школы Николая Мурашко). А еще Николай Ге финансировал открытие в 1881 году памятника Николаю Гоголю в Нежине.

Николай Ге на хуторе

Николай Ге с семьей на хуторе 

Украинский "толстовец"

В 1882 году художник Николай Ге познакомился со Львом Толстым, идеи которого оказались для него близкими, ведь он так же проявлял приверженность к крестьянам и простым людям. Под влиянием этически-религиозного учения Толстого Николай Ге начал серию иллюстраций к его "Новому Евангелию". Это был плодотворный и счастливый период, когда художник много творил, вернувшись к религиозной тематике на новом этапе духовного развития. Художнику и писателю их творческое содружество нравилось. Однако и новые работы художника последнего периода остались без внимания современников. Картины Николая Ге "Христос и Пилат" и "Суд синедриона" были запрещены для показа дома, а за рубежом выставлялись безуспешно.

Николай Ге в мастерской

Толстой даже призывал владельца Третьяковской галереи приобрести картины Николая Ге, ведь считал работы из его "Страстного цикла" жемчужинами. Лев Николаевич приезжал погостить на украинский хутор к Николаю Николаевичу, а тот навещал друга в Ясной Поляне, где написал в 1884 году портрет писателя-философа, на которого и сам с возрастом стал несколько похожим. Это подтверждает известный автопортрет, созданный художником в последние годы жизни. "Черниговский чудак" тоже одевался в невзрачные полотняные вещи и даже в столицу ездил в крестьянской одежде. По воспоминаниям дочери Толстого Татьяны Львовны, на хуторе Николай Ге перестал курить и употреблять мясо.

Николай Ге. Автопортрет

Николай Ге. Автопортрет

Художник самостоятельно выращивал овощи к столу и оставил после себя много печей, которые строил в свободное от садово-полевых работ, пчеловодства и рисования время. Человеческой сущностью Николая Николаевича была доброжелательность и уважительное отношение к людям, в которых он всегда видел что-то хорошее и никому не отказывал в просьбах. Главной ценностью художника было не состояние, а желание приносить пользу окружающим. Он охотно делился деньгами и легко уступал в цене, продавая картины, потому что к богатству относился равнодушно, а нажитое имущество отдал семье.

Кстати, брат Николая Ге - украинский историк-краевед, автор пьес на украинском языке, публицист и прозаик Григорий Ге - в 1870-х годах был инициатором создания и директором первых публичных библиотек в Херсоне и Николаеве и дважды избирался в городскую думу. С женой Анной Забелой художник прожил всю жизнь: тринадцать лет - в Италии, потом четыре года - в Петербурге, в дальнейшем - на Черниговщине. У них родилось двое сыновей, Николай и Петр. Жену художник пережил на три года. В последний год уже плохо себя чувствовал, поэтому никуда с хутора не выезжал. Умер Николай Ге в 1894 году и был похоронен в семейной усадьбе. Могила на восточной окраине хутора уцелела до сих пор.

Фото: wikipedia.org

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.

UA