Тарас Петриненко и узоры его путей

Седовласый бородач со всеми возможными государственными регалиями, который уже более тридцати лет поет одну песню. Или «украинский Брюс Спрингстин»: тот, как известно, после исполнения хита «Born in The USA» обеспечил себе творческое бессмертие и постоянное участие в государственных мероприятиях. Приблизительно так обычно современники и гораздо младшее поколение воспринимают Тараса Гаринальдовича Петриненко. А между тем, в современной истории был период, когда киевский Михайловский Златоверхий собор каждые пятнадцать минут своими звонами играл песню «Украина». Или это не желаемое признание?

О ранних годах артиста не так часто вспоминают: родился в известной столичной семье (мама – Диана Петриненко – педагог и оперная певица, отец – Гаринальд Кондратьевич – журналист и музыкант, дядя – оперный певец Иван Паливода). Когда поступал в музыкальную десятилетку имени Лысенко, то запрограммированный жизненный алгоритм, вероятно, готовил его к академической карьере. Но в узорах жизненного пути Петриненко случились The Beatles и… Котляревский.

«Эней» и моторные парни

Что такое группа «Эней» (не путать с одноименным польским коллективом, ныне поддерживающим нашу страну) для украинской музыки 1960-х? Высокоглавые музыковеды и исследователи употребляют термин «биг-бит», что уже свидетельствует о его ориентирах и определенной «прозападности», и, безусловно, влиянии ливерпульской четверки. В конце шестидесятых учащиеся 9 класса киевской специальной музыкальной школы имени Николая Лысенко создали коллектив, который в тогдашнем современном прочтении исполнял не только версии украинских народных песен, но и классику (Бах, Хачатурян, Григ). В составе ансамбля принимали участие такие прославленные в дальнейшем украинские музыканты, как Кирилл Стеценко, Геннадий Татарченко, Руслан Горобец, Тарас Мельник (основатель фестиваля "Червона Рута"), и, конечно, герой этого материала, который, кроме пения, играл на клавишных.

gurt enej - Личности - 50Plus

Группа «Еней»

Со временем творческий диапазон молодого коллектива расширился до хард-рока, фанка и джаз-рока. И сложно теперь сказать, что больше не приветствовалось тогдашними официальными властями – проукраинская направленность «Энея» или тяга к западной поп-культуре? Утверждают, что проблемы у группы начались в 1972 году, когда Петра Шелеста отстранили от должности Первого секретаря КПУ. Музыкантов обвинили в буржуазном национализме и запретили появляться на радио и телевидении. Начался настоящий андеграунд.

«Узоры Путей»: от Днепра до Гаваны

Некоторое время, поработав в коллективе «Колокола», в 1974 году Петриненко собирает некоторых музыкантов «Эней» для создания нового коллектива. Прошло уже много времени с тех дней, когда ВИА «Узоры Путей» устраивал резонансные выступления на столичных площадках, а это словосочетание до сих пор вспоминают в меломанской среде. «Узоры» были своеобразной «dream team» тех времен, и судьба, звезды, ну и, вероятно, пути распорядились так, что под этой вывеской собрались лучшие музыканты Киева, да еще записали и издали диск-гигант (как говорили в те времена ) на фирме «Мелодия».

Оказывается, такое красивое название появилось неслучайно: как известно, в советские времена вокально-инструментальные ансамбли и сольные артисты не имели возможности быть самостоятельными творческими единицами, а обязательно должны были принадлежать к какому-то трудовому коллективу. «Узоры путей» формально принадлежали к «Киевпасстрансу», и, как объясняли его участники, название означало «узоры следов от колес».

vizerunky shlyahiv - Личности - 50Plus

Тот самый единственный виниловый диск, вышедший на "Мелодии" в 1976 году, ныне считается если не коллекционной редкостью, то точно раритетом - как среди украинцев, так и желанной находкой среди иностранных собирателей. К примеру, цена за тот экземпляр, который по тем временам стоил около трех советских рублей, сейчас на авторитетной площадке Discogs (онлайн-базе данных об исполнителях и их музыкальных изданиях) начинается со 100 евро. Причина - качественная, абсолютно мирового уровня рок-музыка, сочетавшая в себе прогрессивные на то время стили, которые умело чередовались с украиноязычной лирикой и обработками народных песен.

Интересно, что тот легендарный диск вмещал разноплановый эклектичный репертуар: идеологически обязательную "Песню о Щорсе", которая в исполнении украинских музыкантов превратилась в зажигательный и бурный фанк с духовой секцией, или же невероятную кубинскую песню "Гуахира", которая добавила латиноамериканской раскованности в строгий советский дресс-код. Или вот такой шедевр:

«Красные Маки» с тульским пряником

С «русским» периодом жизни и творчества Петриненко связаны пикантные обстоятельства. После того, как он в начале 1980-х некоторое время руководил знаменитым в то время ансамблем «Мрия», из-за отказа включить в репертуар ансамбля его авторские песни ему пришлось покинуть коллектив и отправиться на заработки в... россию. Учитывая, что тогда это было одно государство, в ВИА «Красные Маки» Тульской областной филармонии работало очень много украинцев. Интересно, что коллектив был создан в украинской Макеевке из музыкантов Донецкого музыкального училища, после чего украинские музыканты отправились работать в Республику Коми (где среди прочего пели на языке коми), а затем – в Тулу, расположенную в двухстах километрах от тогдашней советской столицы.

И отнюдь неудивительно, что талантливый украинский художник прекрасно проявил себя, исполняя песни на неродном, и очевидно, что непривычном ему языке. Такие бесспорные хиты 80-х, как "Новый Год" (который со временем Петриненко перепел на украинском) и "Перелетная птица" звучали в прайм-тайме тогдашнего центрального телевидения, которое охватывало широкую аудиторию. После чего автоматически отправлялись в народ (звучали в ресторанах, на свадьбах, на радиоволнах, на кассетных и бобинных магнитофонах, кто имел такой "гаджет"). Возможно это прозвучит банально, но этот уютный софт-поп (или как назвали бы это на Западе - "яхт-рок") с годами вобрал в себя еще больше глубины и очарования, и аналогий с хорошим выдержанным вином не избежать. Оцените сами:

«Гроно»: предсказатели Независимости

Пребывание на чужбине оказалось недолгим, и в 1986 Петриненко вернулся в Киев, где вместе с коллегами возродил коллектив «Гроно». «Возродил», потому что первая попытка создания ансамбля состоялась в конце 70-х, где он около года существовал на базе «Укрконцерта». Тогда же в коллективе появляется певица Татьяна Воробей, в будущем постоянная творческая спутница артиста.

"Гроно" восьмидесятых - это, среди прочего, такие поп-бриллианты, как "Песня о песне". На платформе YouTube выложено видео на этот, не побоимся этого слова, хит с кинохроникой вечнозеленого Киева 1977 года. Несмотря на то, что между теми кадрами и исполнением - десяток лет (как по тексту песни: "звездопадом летят годы"), это тот случай, когда под мелодию со словами идеально ложится любой кино/видеоряд.

Еще одна страница из биографии группы «Гроно» того периода – кассетный альбом, изданный канадской фирмой «Кобза», название которого сегодня звучит как минимум странно: «Я – профессиональный раб».

обkladynka albomu ya profesijnyj rab - Личности - 50Plus

На его обложке артист крепко держит казацкую булаву на фоне еще не утвержденного официально государственного украинского флага, да и до Независимости страны было еще целых два года. Но в этом-то и заключалось его содержание: остросоциальные и политические рефлексии на изменения, которые происходили вокруг – впервые заговорили о голодоморе («Колыбельная-1933»), Чернобыле («Чернобыльская Зона»), есть даже песня под названием «Народный Рух», где никак не скрываются симпатии к одноименной политической силе. Ну и, конечно, «Украина», ее первоначальное название – «Пока любим». Ее премьера состоялась в одном из утренних эфиров Украинского радио, а затем эта мелодия там и «поселилась», превратившись в радиопозывные.

Девьяностые: Америка-разлучница

Зарубежные гастроли Тараса Петриненко и группы «Гроно» – тоже, в известной степени, драматическая страница в его биографии. Известные московские события августа 1991 года – ГКЧП и «Лебединое Озеро», ускорившие обретение украинской Независимости, застали музыкантов в Филадельфии. Утверждают, что Тарас тогда инициировал окончание американских гастролей неделей раньше, чтобы вернуться и не пропустить исторические события лично.

А уже после вторых гастролей в Штатах, в 1993 году, большинство музыкантов коллектива просто не вернулись, оставшись в Америке. И, как впоследствии рассказывал Петриненко, то, что так произойдет, он уже чувствовал во время первой поездки – слишком ярким был контраст между американской и постсоветской жизнью для украинцев. Но своеобразным шоком для артиста стало не столько решение коллег, сколько то, что после вынужденного бегства в Штаты бывшие музыканты коллектива Петриненко, как он вспоминал потом, начали «поливать его грязью». Хотя спустя много лет свое мнение по этому поводу изменили, извинялись и будто со временем нашли общий язык.

Более того, самому Петриненко предлагали остаться в США, записать англоязычный альбом и начать полноценную карьеру за границей. Поддержка диаспоры и определенная аудитория поклонников для этого была. Но как неоднократно повторял артист тогда и рассказывал осенью прошлого года во время очередной поездки в Чикаго, без Украины он своей жизни никогда не представлял.

P.S.: «When Iьяm Sixty-Four»

С регалиями нужно быть осторожным, потому что потом пристанут по жизни – и не отречься. Еще в 1997 году «Таврийские Игры» официально утвердили артиста в статусе «Живая легенда» (и, конечно, нашлись «добродетели», которые любили к этому штампу добавлять наречие «еще»). Несмотря на статусы и высокие награды, Петриненко всегда отличался не только мудростью и врожденной интеллигентностью, но и скромностью. В конце тех же девяностых он говорил автору этих строк: «Не только лавровый венок на голове что-то определяет, но и то, с чем ты выходишь к людям. Когда мне будет шестьдесят лет, и будет с чем выходить на сцену – я буду выходить».

Как тут не вспомнить одного из кумиров Петриненко, автора песни «Когда мне исполнится 64», Пола Маккартни, в прошлом году праздновавшего свои 80?

Герою этого материала исполняется 70, и мы желаем ему творческого долголетия.

Фото из открытых источников

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.

UA