Его изысканный страстный вкус... Сразу представляешь себя на набережной средиземноморского городка Старой Европы. Солоноватый воздух смешивается с ароматами жареных орехов и заморскими пряностями. Волны бьются в такт старой "кафешной" кофеварки, заглушая ритмы уличной музыки. Запахи, вкусы, звуки складываются в паззл невероятных ощущений.
Всемирно известный, классический, неповторимый, таинственный. И все это он - миндальный ликер "Амаретто". В свое время он легко покорял континенты, даже смог пошатнуть железобетонный занавес постсоветской алкогольной безвкусицы, но для многих, к сожалению, так и остался "чем-то сладеньким, для женщин". Хотя обвинять ликер не стоит, он просто появился, как говорится, не в то время и не в том месте. И это потому, что за 80 лет советчина намеренно разрушила культуру употребления алкоголя, заменила мировую практику на банальное и спорное "снятие стресса".
Тогдашний "Амеретто" продавали в уличных киосках и предлагали в самых дорогих ресторанах, и навсегда останется тайной, какой из них был настоящим, а какой - банальной подделкой.
Сегодня, когда нет границ для любых дегустационных экскурсий по миру, мы научились смаковать качественный алкоголь и способны оценить качество брендов с историей.
Туристический магнит Саронно
Саронно - маленький городок в сердце Ломбардии, который с комфортом разместился на севере Италии. Здесь обычно много туристов, которые, как муравьи, вереницей тянутся от колокольни церкви Св. Франциска, часовни с ренессансными росписями до живописной площади и старинной железнодорожной станции. И обязательно заглянуть в местный Музей керамики Джузепе Джанетти, в котором хранятся коллекции старинного итальянского, а также японского и китайского фарфора. Есть зал, посвященный и современному искусству керамики.
Но приезжают в Саронно, в первую очередь, как на родину "Амаретто". Миндальный ликер давно стал главным брендом городка, его визитной карточкой, магнитом, притягивающим туристов со всего мира. Гиды вам обязательно посоветуют, как распознать настоящий "Амаретто", отметят, что найти его можно только в Саронно и обязательно расскажут местную легенду.
Саронно
Очень итальянская легенда
Италия. Кажется здесь все, даже серые камни руин, пронизано энергетикой любви. Именно этому великому чувству посвящена большая часть итальянских песен, опер, поэм и легенд.
Итак, все началось в далеком 1525 году, когда Бернадино Луини, ученик Леонардо да Винчи, получил заказ на роспись часовни Санта Мария деи Мираколли (Церковь Чудес Святой Марии) в городе Саронно. Сейчас имя художника полузабыто, но в свое время он считался незаурядным художником - настолько, что его картины путали с произведениями гениального учителя. Прибыв в Сарроно Луини поселился в местной таверне, где сразу положил глаз на хозяйку - красивую молодую женщину, вдовушку, которая продолжала бизнес мужа. Через неделю Луини уже писал с нее Мадонну, а впоследствии их любовь к живописи переросла в бурные интимные отношения: они стали любовниками.
У этого романа не было будущего - художник был женат и должен был возвращаться к семье. Прекрасная трактирщица увековечила свою скорбь на свой манер: она создала необычный ликер, настоянный на миндале и абрикосовых косточках - горький и сладкий, как обреченная любовь. Она назвала его "Амаретто", от слова amore (любовь) и на память о себе положила бутылку напитка любимому в дорогу. Так в путевой сумме легкомысленного художника "Амаретто" отправился завоевывать мир.
Легенда до сих пор популярна на севере Италии, где ее воспринимают слишком буквально, особенно в Саронно. Интерес к ней в свое время подогрело появление бестселлера Марины Фьорато "Мадонна миндаля", посвященного запретной любви, создавшей ликер. Но правда в этой истории любви заключается лишь в том, что Бернадино Луини действительно расписывал часовню Санта Мрия деи Мираколли. Образ Мадонны, который фанаты романа упорно называют "Мадонна миндаля", не имеет ничего общего ни с часовней, ни с Саронно. Если присмотреться, Святая Дева изображена на фоне обычных садовых роз.
Мадонна с розами. Бернадино Луини
И название ликера происходит, скорее всего, не от романтического "amore", а от достаточно реалистичного "amaro" (горький) или "mandora amara" (горький миндаль). К тому же, настоянные ликеры - не большая диковинка, особенно на севере Италии, где они популярны не менее, чем настойки в Украине. Но легенда все равно прекрасна и трогательна. Кроме того, со временем старинная байка превратилась в страничку бренда.
Тайна, железная дорога и старинные кланы
Так, настоянные ликеры приобретали популярность на итальянском севере. Каждая семья имела собственный рецепт, который, как правило, держала в строгой тайне. Передать секрет семейного ликера считалось проявлением настоящей дружбы и доверия. Одним из таких уважаемых кланов было семейство Реина. Они были (по собственному утверждению) потомками рода, создавшего легендарный ликер.
В XVII веке старинный рецепт воссоздал тоже полумифологический основатель семейного бизнеса Джовани Реина. Ликер начали изготавливать на продажу, а рецепт передавался из поколения в поколение, пока другой представитель клана Реина по имени Доменико, не открыл в 1900 году собственный магазин в самом сердце Саронно.
Напиток пользовался популярностью, не в последнюю очередь благодаря удачному расположению Саронно - железнодорожной транспортной развязки на севере страны. Отведав в привокзальном ресторане кофе с "Амаретто", путники потом с удовольствием покупали его в магазине Реина. Кроме того, в конце XIX века в Европе и Америке начался первый туристический бум. Одними из туристических центров стали Центральная и Северная Италия. Богачи из нового Старого света любовались историческими достопримечательностями, восторженно слушали побасенки гидов и имели возможность прихватить несколько ящиков ликера на память.
Дела шли, через сорок лет появилась компания ILLVA (Industria, Lombardia, Liquori, Vini & Affini) Saronno. Ликер получил собственное название "Amaretto Disaronno" ("Амаретто из Саронно"), которое затем в разговорной речи превратилось в просто "Disaronno" и стало синонимом "Amaretto".
Легендарный ликер разливают в не менее легендарные квадратные бутылки из ценного муранского стекла, которые изготавливаются ограниченными партиями. Говорят, на такую форму венецианских стеклодувов вдохновило требование заказчика изготовить бутылку, которую легко будет нащупать в темноте. В старые времена имелся в виду лишь винный погреб, сейчас же в этом видят намек на ночь любви. Кроме того ILLVA Saronno выпускает множество другой алкогольной продукции: мандаринелло, лимончелло, молодежные лонгдринки в бутылках, а также самбуку, трипл сек и водку.
Завод ILLVA
Однако не все так безоблачно. По законам жанра (и маленького итальянского городка) у династии Реина существуют свои Монтекки - клан Лаззорони, владельцы компании D. Lazzaroni & C. Spa и бренда "Lazzoroni Amaretto liqueur" ("Ликер Амаретто Лаззорони"). И если две старинные династии из Вероны и вспомнить толком не могли, с чего пошла вражда, то старинные конкуренты из города Саронно точно знают, где корень противостояния. А именно - в ответе на вопрос, по которому они никогда не придут к согласию - чей "Амаретто" настоящий?!
Завод Lazzoroni
К тому же, у Лаззорони есть своя легенда. Еще бы, их ликер в 1718 г. благословил сам кардинал Миланский! И собственная коммерческая фишка - печенье "Амаретти", которое продается в наборе вместе с бутылкой "Амаретто" как намек на романтическое свидание. Компании ILLVA Saronno даже пришлось изменить название ведущего напитка с "Amaretto Disaronno" ("Амаретто из Саронно") на "Disaronno Originale Amaretto" ("Настоящее Амаретто из Саронно"), подчеркивая исключительное право на производство ликера.
Печенье "Амаретти"
Эта история лишний раз подчеркивает важность конкуренции в бизнесе, благодаря которой "Амаретто"-кланы двигаются вперед, каждый своим путем, а сам легендарный бренд давно вышел за границы Саронно...
Под знаком "Амаретто"
В наши дни "Амаретто" - один из безоговорочных символов Италии. Его производят во многих городах, городках и даже небольших поселках. Некоторые версии популярного ликера получили не меньшую славу, чем два оригинала, в частности "Anica Amareto", "San Marco", "Luxardo Amaretto", "Grande Genova", "Di Piza", "Del Castele", "Di Verona", "Florence".
Легендарный ликер превратился в общенациональный культ: собственный вид "Амаретто Paganini" получил легендарный итальянский скрипач Николо Паганини, в честь напитка назвали розу, сорт миндаля, звезду и даже линию обуви. Итальянцам наступают на пятки французские производители ("Giffard Amaretto", "Ciroc Amaretto") и голландские ("De Kuyper Amaretto Liqueur", "Bols Amaretto"). В общем, "Амаретто" производят везде - от Турции до США. Компания ILLVA Saronno проводит международный конкурс коктейлей с "Амаретто" - Disaronno Mixing Star, сочетающий барное и кино-искусство. Своей звездой Disaronno бармены гордятся не меньше, чем рестораторы звездой Michelin.
Американцы даже определили национальный день "Амаретто", который торжественно празднуют 19 апреля. Этот необычный праздник появился благодаря иммигрантам из Италии, которые вместе с пиццей и спагетти прихватили напиток в Новый Свет. Производством "Амаретто" заинтересовался даже Китай. То есть, вселенная "Амаретто" уверенно расширяется. И кто знает, каких новых сюрпризов следует ждать.
Амареттоведение
Немного "сухих", но важных фактов об "Амаретто".
Рецепт "Амаретто" - конечно, секрет фирмы. Можно перечислить лишь компоненты, которые обязательно входят в состав любого "Амаретто", независимо от бренда.
Это миндаль и абрикосовые косточки (предварительно измельченные) как основа настойки, виноградные спирты, фруктово-ягодные сиропы, ваниль, но главное - секретные травы и пряности. Именно они являются залогом уникального вкуса каждого "Амаретто" и главной коммерческой тайной компании-производителя.
Технология изготовления тоже не разглашается. Известно только, что в процессе производства применяется методика дистилляции (перегонки), но на каком этапе - неизвестно.
Вкус, цвет, аромат "Амаретто"
- Цвет должен быть - от светло до темно янтарного.
- Аромат пикантный, с нотками миндаля, трав и специй.
- Вкус - приятный сладкий, марципановый, с легкой горечью. Пряности и травы создают богатую гамму вторичных вкусовых оттенков.
- Крепость - от 21 % до 37 %. Это немного крепче, чем в "среднестатистическом" сладком алкоголе, поэтому ликером не стоит злоупотреблять.
Как правильно употреблять "Амаретто"
Как и большинство ликеров, напиток следует употреблять после основного приема пищи небольшими глотками, чтобы почувствовать всю гамму вкуса. Если напиток находился в холодильнике, его рекомендуют подержать несколько часов при комнатной температуре, чтобы раскрылся букет. Современные знатоки алкоголя рекомендуют употреблять травяные и ореховые напитки со льдом или сильно охлажденными, чтобы немного приглушить спиртовой запах и "смешать" составляющие.
Также "Амаретто" добавляют в кофечая, чая, горячего шоколада и мороженого. Миксуют с вишневым, апельсиновым, ананасовым соком, содовой, тониками, даже колой. Пропорция зависит исключительно от вкуса.
Из чего пьют "Амаретто"
В чистом виде - из небольших ликерных рюмок, хотя некоторые предпочитают бокалы для коньяка.
С чем пьют "Амаретто"
"Амаретто" - десертный ликер, поэтому не стоит перегружать трапезу. Лучше его употреблять с фруктами, сыром, мороженым, шоколадом, легким печеньем, сладкими муссами, сливочными и шоколадными десертами. Выпечка тоже дополнит изысканный вкус ликера, особенно шоколадная.
Цены на "Амаретто" в Украине
Дисаронно Оригинал - 700-1000 грн за 0,5,-0,7 мл;
Лаццарони Амаретто - 700-800 грн за 0,5,-0,7 мл;
остальные - 300-550 грн за 0,5-0,7 мл.
Итак, наслаждаемся "Амаретто", потому что мы и он того действительно стоят!
Фото: pexels.com, wikipedia.org