Еще несколько лет назад мы в страшном сне не могли представить то, что украинские города снова, как во Вторую мировую, будут бомбитьи что кроме гражданских жилых домовов враг будет уничтожать по-настоящему ценные и важные архитектурные памятникиьядостопримечательности. Но сегодня, когда пройден значительный этап противостояния, слово "восстановление" – среди лидеров актуальных смыслов, рядом со словами "победа" и "месть". И примеры исторического прошлого, как всегда, вдохновляют, в частности пример несокрушимой украинской столицы. Одним из тех, кто сделал ее такой, какой мы ее знаем сейчас, был архитектор Анатолий Добровольский.
Символ Киева "Дом из зиркой" и его зарубежные "родственникые»
Дом на Крещатике, 25 - почти семидесятилетний символ этой улицы и центра украинской столицы, то самое здание с высокой башней и шпилем со звездой, которое вдохновляло советских кинематографистов, которые часто "селили" своих героев в своих лентах 1950-60-х годов, считалась элитной и почти недоступной простым смертным (потому что поговаривали, что квартиры там получали профессора, академики или какие-то другие высокие в то время чины), и та, без которой рядом с зелеными каштанами не обходится ни одна кинохроника Киева того периода. Сегодня это место известно еще и тем, что в нем живет... Верка Сердючка, а на самом деле - артист Андрей Данилко (вероятно, дом со звездой на крыше был выбран им для проживания не случайно).
Дом со звездой
Долгое время этот 15-этажный жилой дом, построенный в 1954 году, считался самым высоким сооружением города. Продолжалось это вплоть до 1981 года, пока на Львовской площади не построили 25-этажный Дом торговли. 85-метровая высотка на Крещатике, "близнецы" которой построены в Риге (здание Академии наук Латвии) и в Варшаве (Дворец культуры и науки) - выдающийся образец так называемого "сталинского ампира" (с присущими ему помпезностью, роскошью и величием) была спроектирована украинским архитектором Анатолием Добровольским в соавторстве с его коллегами Александром Малиновским и Петром Петрушенко и сначала планировалась для использования в типичных для поствоенного СССР агитационных целях - как Дом народных собраний. Но, к счастью, башня стала жилым домом с кинотеатром "Дружба" на первом этаже.
Интересно, что в Киеве есть "младший брат" знаменитого Дома со звездой, правда, находится он в отдаленном столичном районе ДВРЗ, названном в честь Дарницкого вагоноремонтного завода. Если пройтись по местному "левобережному Крещатику" - улице Алма-Атинской, то можно на некоторое время перенестись в 50-е годы прошлого века и в деталях рассмотреть целый комплекс домов, созданных с элементами украинского барокко и с оригинальным флористическим орнаментом - хрупкими "шишками" и лепниной на торцах, а также отдельно остановиться рядом с 4-этажным жилым домом с краеугольной башней, который и является "младшим братом" Дома со звездой. К нему тоже приложил свою руку и талант архитектор Анатолий Добровольский. А башня, которая неплохо сохранилась по сей день, в свое время выполняла функцию противопожарного поста.
Дом на улице Алма-Атинской
Парад архитектурного величия на Крещатике
22 июня 1944 года - символично, ровно через три года после первой бомбардировки Киева и через полгода после освобождения столицы от оккупантов, был объявлен конкурс послевоенного восстановления Крещатика, в котором приняли участие лучшие архитекторы Союза. Как известно, главная улица Киева сильно пострадала и была ужасно разрушена после немецких бомбардировок.
Послевоенный Крещатик
Но в то же время для градостроителей это была уникальная возможность начать все "с нуля" и все отстроить по новым оригинальным проектам в виде гармоничного согласованного архитектурного ансамбля. Тогда же было принято решение о существенном расширении главной улицы города.
Специальной комиссией было рассмотрено около двадцати различных проектов, где советскими художниками предлагались самые смелые решения, которые сегодня вызывают как восхищение, так и удивление одновременно - от размашистых виадуков вдоль Крещатика до античных и барочных зданий. Разработки были приняты во внимание, награждены премиями, но не воплощены в жизнь. Одно из главных условий, которого должны были придерживаться архитекторы, и оно в то время имело важное идеологическое значение - сооружения должны были придерживаться величественного стиля сталинской архитектуры.
В конце концов застраивать послевоенный Крещатик власти поручили творческому коллективу во главе с тогдашним главным архитектором Киева Александром Власовым. В состав этой команды вошел и 34-летний архитектор Анатолий Добровольский.
Анатолий Владимирович Добровольский
Застройка обновленного сталинского Крещатика началась в 1949 году и продолжалась до 1960 года. Когда Александра Власова повысили в должности и перевели в Москву, Добровольский занял должность главного архитектора Киева, поэтому большинство известных нам сооружений на центральной улице столицы строились под его руководством. Кроме уже упомянутого "Дома со звездой" на Крещатике, 25, первыми на обновленной улице появились "сталинско-ампирские" здания по нынешним адресам: Крещатик, 13/2 (дом с башней напротив Главпочтамта) и соседний с ним - на Крещатике, 17. Оба соединены аркой Пассажа, на которой еще в 90-х годах прошлого века были размещены яркие скульптуры.
Институт физики НАН Украины
Если перечислять все достижения и наработки Добровольского, которые он воплотил за свою творческую жизнь, то пришлось бы делать не одну серию материалов: все они яркие, и самое главное - вероятно, каждый украинец так или иначе или видел их изображения, наблюдал вблизи или бывал внутри. В соавторстве с другими коллегами Анатолием Добровольским были спроектированы сооружения ныне несуществующего кинотеатра "Украина" на улице Городецкого (1959), здание столичного пригородного вокзала (1954), нынешний отель "Украина" на Майдане Независимости (1959-1961), аэропорт "Борисполь" (современное здание "Терминала B" (1959-1965), нынешние станции метрополитена "Крещатик" и "Шулявская" (когда-то - "Большевик"), Дом Художника на Львовской площади (1978), так называемый "Особняк генерала Ватутина" (он же - "Усадьба писателя Корнейчука") на нынешней улице Сечевых Стрельцов и еще большое количество киевских жилых домов, развлекательных заведений и мостов.
Борьба с пьянством на Пна северном мосту
Первый в Советском Союзе вантовый мостовой переход, который соединял жилой массив Троещина с правобережным Киевом, открыли в декабре 1976 года и назвали тогда "московским". В процессе строительства - а на это ушло около пяти лет - его иногда называли "Северным". Собственно, такое историческое название он получил и сейчас.
С точки зрения архитектурного новаторства он был по-настоящему уникальным: на участке протяженностью 300 метров нет ни одной опоры, и создается впечатление, будто мост висит на Днепром. На самом же деле опоры моста заменяет 115-метровый пилон в форме огромной буквы "Л", и его высоту приравнивают размерам 35-этажного жилого дома.
Профессор Георгий Фукс, который возглавлял коллектив инженеров, воплощавших этот проект, рассказывал, что форму этого величественного и известного каждому столичному автомобилисту пилона Добровольский буквально случайно придумал во время частного разговора со своим коллегой.
Произошло это так: директор мостостроительного треста Исаак Баренбойм, который был в числе строителей моста, как-то 1 сентября привел своего внука в одну из школ города и случайно встретил там Анатолия Добровольского, который привел в ту же школу своего сына. Слово за слово, разговорились, и Баренбойм сообщил коллеге, что в их коллективе нет архитектора, а Анатолий Владимирович, конечно, предложил собственную кандидатуру. Но официально оформить его на должности не могли, потому что он уже был преподавателем в художественном институте, а по совместительству работать тогда не разрешалось. Поэтому, как утверждал Фукс в одном из интервью, за гениальную идею знаменитого пилона, на котором держится Северный мост, Добровольский не получил ни копейки. Сам архитектор, отвечая на вопрос о том, какой из своих работ он гордится, называл именно этот киевский мост.
Северный мост
А еще утверждают, что по примеру подобного вантового моста в словацкой столице Братиславе, в котором расположены несколько развлекательных заведений, у создателей киевского моста была идея разместить внутри пилона лифты и даже... ресторан. Но вот когда об этой идее узнал тогдашний украинский руководитель Владимир Щербицкий, он не просто подверг ее жесткой критике, а решительно отверг, сказав: "Какой ресторан, о чем вы говорите, у нас и под мостом пьяниц хватает".
Соломкаьядеревянные курени и бдительные граждане вокруг них
Что такое преемственность поколений в самом современном, актуальном понимании? Вот небольшой пример: место, которое у граждан, чья молодость пришлась на 1970-80-е годы, сначала было популярным, потом, как это водится, культовым, ну а потом - уже и легендарным. И вот, в третьей десятилетке двадцать первого века то же заведение, на тех же Днепровских кручах с фантастическим видом и панорамой Левого берега, так же пользуется бешеной популярностью среди молодых людей, и там, ближе к выходным, уже "растворяются" в гульбах, если не дети "семидесятников", то их внуки. Речь о "Курени" - некогда популярном ресторане на столичной улице Парковой, а ныне - со вкусом реформированная музыкальная площадка и место молодежных тусовок. Сегодня его позиционируют как "Место силы на склонах Днепра".
"Представляете, я вчера узнала, что у моих родителей в этом месте была свадьба", - призналась как-то прямо со сцены обновленного хипстерского места популярная среди этой прослойки молодежи киевская певица Luna. Архитектором "Куреней" тоже был Анатолий Добровольский, а роспись интерьера ресторана выполняла Елизавета Миронова - художница-самоучка, известная своими декорациями к фильму "Ночь на Ивана Купала".
Ресторан "Курени"
Интересная история произошла с художником во время работы над проектом будущего заведения: вместе со своим коллегой Борисом Приймаком они приехали в Обухов, который тогда имел статус поселка городского типа. Вдохновляясь местной живописной избушкой, чистенько выбеленной, с соломенной крышей, сели вдвоем и стали зарисовывать ее эскизы для будущих идей. Но бдительные обуховцы, которые времени даром не теряли и "своих" знали в лицо, зафиксировали что-то подозрительное в действиях двух граждан, которые тщательно копировали обычный дом в своих заметках, и приняли их за шпионов. Пришлось даже проследовать в сельсовет, чтобы там объяснить что к чему. Случай оказался курьезом, но продемонстрировал, что в любые времена бдительности много не бывает.
Впоследствии, именно классические сельские избушки были взяты за основу формата "Куреней" - одного из самых душевных мест прошлого, о котором до сих пор вспоминают с теплотой: национальный колорит с теми же соломенными куренями, сочетание модернизма с народным искусством и, вероятно, формат "опен эйр" (под открытым небом) особенно привлекали иностранцев, гиды которых регулярно включали это место в обязательную программу для посещения. Радует, что сегодня, во времена войны, иностранные артисты приезжают в это место поддержать украинцев своими выступлениями.
Фото: wikipedia.org