К такому выводу пришла команда исследователей под руководством Сесили Бронс, археолога и куратора художественного музея "Новая глиптотека Карлсберга" в Копенгагене. Ученые обнаружили, что древнеримские и древнегреческие статуи часто пахли соблазнительными ароматами, такими как роза, оливковое масло и пчелиный воск.
Эти ароматы были "не просто декоративными, но и символическими, усиливающими религиозное и культурное значение этих скульптур", отметил эксперт Билл Джаннопулос в издании Греческие городские времена. В некоторых случаях ароматные вещества также применялись для укрепления статуй и продления срока их службы.
Как исследователи об этом узнали?
Читая древние греко-римские тексты, Сесили Бронс наткнулась на несколько упоминаний о приятных запахах статуй. Ученая была заинтригована, поэтому решила поискать еще больше произведений, где об этом говорится.
Ее и ее команду ждало немало интересных открытий в текстах Цицерона, Каллимаха, Витрувия, Плиния Старшего и Павсания. Некоторые из этих авторов упоминал помазание статуй греческих и римских божеств. В частности той, что изображала греческую богиню Артемиду и была установлена на Сицилии, рассказало издание Smithsonian Magazine.
Статуи парфюмировали различными способами. Кое-где их полировали смесью воска и масел: эта технология известна как ганосис. В других случаях скульптурные изображения покрывали оливковым маслом: этот метод, который назывался космезой, помогал защитить статуи от стихий.
Древние греки и римляне часто расписывали скульптуры яркими красками, а также украшали их драгоценностями, тканями, цветами, гирляндами и лентами. Зато сейчас в музеях обычно можно увидеть белые античные статуи, лишенные украшений. Но исследования команды Сесили Бронс свидетельствуют о том, что так было не всегда.
К тому времени, когда в Италии в эпоху Возрождения начались раскопки древних произведений искусства, яркие пигменты уже почти совсем выцвели. А любые сохранившиеся цвета быстро исчезали, как только статуи оказывались на воздухе и под солнечными лучами. В процессе дальнейшей очистки артефактов краски полностью стерлись.
Миф о чисто белой греко-римской скульптуру распространился после того, как Иоганн Винкельман, историк искусства и археолог XVIII века, написал: "Чем белее тело, тем оно красивее. Цвет способствует красоте, но не является красотой. Цвет должен играть второстепенную роль в рассмотрении красоты, ведь не он, а структура составляет ее сущность".
Результаты исследования опубликовало издание Oxford Journal of Archaeology.
Фото: pexels.com