Архитектор красоты Мадлен Вионне, или Кутюрье, пренебрегавшая модой

Этот французский дизайнер одежды была образцом подражания для именитых модельеров и автором самых желанных платьев для кинозвезд.

Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet, 1876-1975) называла себя врагом моды. Ведь в прихотях моды, по мнению дизайнера, было нечто поверхностное и изменчивое, что оскорбляло ее чувство прекрасного. Зато мода не платила ей тем же: она любила мадам Вионне, которая шагала впереди своего времени. Если точнее: шла в ногу с тогдашним современным искусством, в котором происходил настоящий переворот.

Ее звезда сияла в межвоенные 1919-1939 годы. В ее платьях можно было увидеть на элитных вечеринках Марлен ДитрихГрета Гарбо, Джоан Кроуфорд и Кэтрин Хепберн. Ее творчеством вдохновлялись дизайнеры моды разных поколений, среди которых были Кристобаль Баленсьяга, Иссей Мияке, Йоджи Ямамото и Джон Гальяно.

Дизайнер Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet)

Уроженка маленького французского городка Шиер-о-Буа, Мадлен вышла из бедной семьи и уже в 11 лет начала осваивать азы швейного ремесла. Вероятно, именно благодаря трудностям, которых в детстве девочки было по горло, она не чуралась никакой работы. После короткого замужества в 18 лет и потери ребенка молодая дама должна была приглушить боль и заполнить пустоту, которая вдруг образовалась в ее жизни. Поэтому Мадлен ничего другого не оставалось, как начать путь к собственной карьере. Хотя и неизвестно, какую именно планку она тогда для себя установила.

Не имея влиятельных родственников и денег, она надеялась только на свой талант. Именно он и упрямство привели Мадлен в Париж, где она надолго не задержалась, а затем (без знания английского) - в Лондон, который стал стартовой площадкой для ее самореализации. В городе на Темзе, в ателье известной швеи Кейт Рейли, мадам Вионне набралась бесценного опыта, после чего вернулась в Париж. И уже там, в доме моды сестер Калло (Callot Soeurs) произошла ее большая трансформация. Сестры не сдерживали полет фантазии Мадлен, и она очень скоро почувствовала себя самостоятельной единицей в снобском мире парижской высокой моды.

Мадлен Вионне

На очереди был вполне органичный переход к собственному делу. В 1912-м Мадлен Вионне открыла собственный дом моды, который так и назывался: Vionnet. Его работа, прерванная Первой мировой войной в 1914 году, продолжилась по ее окончании в 1919-м. Перерыв Мадлен заполнила впечатлениями от итальянских путешествий, в частности, от архитектуры, скульптуры и живописи. Ее новым вдохновением стало древнеримское искусство, из которого дизайнер позаимствовала много полезного для собственного стиля. Возможно, именно тогда она впервые осознала свою настоящую мечту: создать одежду, которая победит свое время и не потеряет актуальности в далеком будущем.

На полное восстановление дома моды Vionnet ушло несколько лет. В 1923-м мадам Вионне открыла новое помещение на авеню Монтень. А в 1925-м распространила свое дело на заокеанские горизонты: тогда на Пятой авеню в Нью-Йорке начал работу магазин одежды Мадлен Вионне.

Королева косого кроя

Одежда французского дизайнера привлекала звезд и аристократок уникальным кроем, конструктивными деталями и тканями. Как и Коко Шанельмадам Вионне освободила женщин от корсетов и осуществила собственный переворот в моде.

Она подняла на новый уровень представление о шике и простоте, которое было знакомо разве что античным богиням. Мадлен Вионне оставила в будущем рюшечки, оборочки и прочие слащавые "красивости". Она вычеркнула из своего швейного арсенала лишние швы, вытачки и застежки. И подарила миру представление о лаконичном платье, которое благодаря свободным формам подстраивалось под фигуру, а не изменяло ее. Таким образом, кутюрье стала одной из первых, кто подтолкнул женщин к улучшению их форм. Ведь речь шла о лишенной подкладок, корсетов и каркасов одежде, которая часто надевалась на голое тело.

Вместо жестких тканей дизайнер использовала креп, шелк, шифон и атлас. Они добавляли обладательницам платьев изящества и невесомости. О впечатлении от платья Вионне однажды метко высказался Иссей Мияке: такое посещает при взгляде на женщину, которая выходит после купания в лоскутке прекрасной ткани.

Платья Мадлен Вионне

Слева направо. Вечернее платье леди Фоли, дизайнер - Мадлен Вионне, 1935 год, Франция. Платье леди Фоли, дизайнер - Мадлен Вионне, 1931 г., Франция.

Сейчас уже не вспомнить, кто первым назвал Мадлен архитектором швей и королевой косого кроя. Именно этот крой был ключевым приемом, который помог дизайнеру сформировать неповторимый стиль. Конечно, многие сапожники использовали косой крой задолго до мадам Вионне. Однако они в основном прибегали к нему, когда речь шла о какой-то отдельной детали изделия. Тогда как она таким образом кроила целое платье, благодаря чему вещь в готовом виде выглядела более пластичной и выразительной.

В творениях бренда Vionnet по-новому зазвучали такие модные фишки, как американская пройма, воротник-хомут, платье из платков или платье с капюшоном. Кажется, королева косого кроя таки достигла своей мечты о том, что ее одежда должна победить свое время. Ведь модницы XXI века с удовольствием черпают идеи для своих образов в творчестве Мадлен Вионне.

Вместо эпилога

Небольшая зарисовка о выдающейся женщине требует еще нескольких штрихов, без которых модоведы не считали бы полным рассказ о ней.

Они обязательно вспомнили бы, что под руководством Мадлен Вионне работал огромный коллектив из 1200 сотрудников. Мадам дорожила своими кадрами, а значит разработала для них социальный пакет. Ввела медицинское обслуживание, отпуск (в том числе и декретный), обустроила детский сад. Высоко оплачивала труд приглашаемых манекенщиц. А еще одной из первых кутюрье отстаивала авторское право, а значит, боролась с подделками. Мадам Вионне фотографировала все вещи, которые выходили из ее ателье, брендировала их бирками и тщательно каталогизировала.

Модель в вечернем платье Vionnet

Модель в вечернем платье Vionnet из "Brouette" Оскара Домингеза, фотография Ман Рея, 1937 год, Франция

В начале Второй мировой войны дизайнер закрыла свое дело. К сожалению, дом моды Vionnet уже никогда не удалось возродить ни Мадлен Вионне, ни кому-то другому после ее смерти в 1975 году.

Но в истории моды остались элегантные в своей простоте платья и такие же элегантные высказывания модельеров. Например, такое: "Когда женщина улыбается, ее платье должно улыбаться вместе с ней".

Фото: wikipedia.org, vam.ac.uk, pinterest.com

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.

UA