Белые начинают и выигрывают

Как однажды женщина оказалась на палубе The Beatles, и что из этого вышло.

"Облади-облада" на украинской Лазурке

На туристической базе "Лазурное" одноименного поселка в Херсонской области в самом начале девяностых годов центральным развлечением для отдыхающих были ежевечерние танцы. Кто-то их уже называл на более новейший лад дискотеками. Они начинались где-то в восемь вечера, а уже в 23 часа на территории базы объявлялся отбой, и официально стартовал тихий час. По этой причине все искатели приключений и те, кто желал продолжения банкета, объединялись в небольшие группы по интересам, которые либо перемещались ближе к пляжу с продукцией отечественных виноделов, либо оставались рядом с танцплощадкой, где чуть ли не из воздуха нарисовалась гитара, которую сопровождала та самая винодельческая продукция, и самое главное - не было никаких временных ограничений. Вопрос был лишь в том, кто продержится до трех утра, а кому повезет полюбоваться восходом солнца прямо на берегу моря.

Ежевечерние ритуальные танцы происходили на очень маленьком круге-пятачке специально обустроенной танцплощадки, внешний вид которой не претерпел никаких изменений еще со времен двадцать шестого, а может и двадцать пятого съездов КПСС. Как там могли уместиться, а тем более - делать активные движения больше чем с десяток людей, было не понятно, но, бывало, на кругу собиралось и в пять раз больше людей. Заправлял тем волшебным перформансом неизвестный истории диск-жокей на общественных началах (он же, очевидно, сотрудник базы), который творил свою магию в тесной хрестоматийной радиорубке с помощью старого бобинного (катушечного) магнитофона.

Особенность и эксклюзивность плейлиста (слов тогда таких не знали, назовем это по-старорежимному - программы) ответственного за развлечения базы Лазурного заключалась в том, что каждый божий день, с выходными включительно, она была абсолютно одинаковой. То есть состояла из тех песен, которые были записаны на единую катушку: где-то на третьи сутки регулярного посещения танцев ее - программу - можно было уже хорошо знать наизусть.

С той славной поры полной загадкой осталось то, как в этом перечне оказались три песни группы Битлз из "Белого Альбома", которые звучали одна за другой: "Back in USSR", "Happy Birthday" и "Ob-La-Di, Ob-La-Da". На пластинке, как известно, такой последовательности нет, поэтому оставалось предполагать, что музруководителю эти записи достались по наследству, или он выборочно выбрал для танцев самые ритмичные из песен пластинки. Наибольшей популярностью пользовалась песня "День Рождения", которой ежедневно поздравляли именинников среди отдыхающих. Таким образом, еще в школьном возрасте я открыл для себя хиты из альбома "The Beatles" 1968 года, более известного в народе как "Белый Альбом".

Шерше ля Йоко Оно

Уже через несколько месяцев я держал в руках винил того самого белого альбома. Его конверт был белым в прямом смысле, даже в какой-то степени - целомудренно-белоснежным, то есть риск оставить на нем отпечатки пальцев, пятна от напитков, следы губной помады (разное случалось) или еще какого-то разгильдяйства был чрезвычайно высоким. Поэтому приходилось с ним обращаться, как с реликвией, сдувать пыль, как ее теперь сдувают с новеньких, тоже иногда белоснежных айфонов юные леди современного мира. И это же не была история из разряда "пошел и купил": ничего подобного в продаже тогда не было, это была "пиратка", привезенная из ближнего зарубежья, которая впрочем качественно звучит до сих пор. Даже спустя более тридцати лет она имеет отличный внешний вид, на днях убедился в этом.

Альбом без названия с полностью белой обложкой - не просто номерная пластинка квартета между "Сержантом Пеппером" и "Эбби Роуд". Каждый придирчивый знаток творчества группы скажет вам, что она стала переломной, фактически ускорила неизбежный близкий распад The Beatles. Формальная причина - постоянные конфликты музыкантов, противоречия и разногласия во взглядах, которые с годами накапливались. Только за время записи Ринго Стар официально покидал группу, а через некоторое время, остыв, возвращался в коллектив. Практическая же причина - женщина. "Шерше ля фам". И не трудно догадаться, что это была Йоко Оно, которая даже присоединилась к записи. Для битлолитописцев это был хороший повод зафиксировать дату 8 октября как день, когда впервые при записи песни группа использовала женский голос.

Йоко Оно и Джон Леннон

С женщинами во время работы в студии у битлов (да и не только у них) было как у моряков: ни одной юбки на судне (без всякой мизогинии или сексизма). Просто такое вот негласное правило. Когда в 1968 году Леннон его нарушил, приведя туда Оно, с которой у него был романтический период отношений, "пацаны" из группы не могли не напрячься, хотя хорошо пытались скрыть собственные эмоции. Когда Йоко Оно заболела, Джон привез кровать и поставил ее посреди студии. Но вот какими бы ни были творческие условия записи этого двойника, возможно, и далекими от комфортных, на выходе имеем шедевр, вошедший в историю, и песни, которые хочется не один раз переслушивать. У каждой из них есть своя история, напомним о некоторых из них.

The-Beatles

Украинки - вы самые красивые!

Первое, что должно нас интересовать - присутствие украинских девушек в песне "Back in USSR". По состоянию на конец 1960-х ливерпульцы стали первыми, кто публично и публично прославил красоту украинок на весь мир благодаря этой строчке:

Девушки из Украины меня реально выбивают из колеиОни оставляют Запад позади

"Украинские девушки сбивают с толку и оставляют Запад далеко позади". Должны быть справедливыми и зафиксировать, что дальше там упоминаются и "московские", и грузинские девушки, но украинские же идут в этом топе первыми, не так ли? Вопрос, почему именно они, задавали Полу Маккартни не реже, чем о песне "Когда мне будет 64 года". Перед знаменитым "дождевым" выступлением на Майдане Независимости в 2008 году он ограничился шуткой: мол, ну а как же, действительно смущают ваши девушки, а кого они не смущают? Более информативно он поделился своими мыслями изданию Playboy чуть раньше, в 1984 году, где предположил, что Грузия и Украина были для "битлов" условной Калифорнией, которой они протягивали свою руку. Мол, они хорошо понимали, что жители Советского Союза от них в восторге, но кремлевские боссы таких увлечений не приветствовали.

Песня "Dear Prudence" - посвящение родной сестре известной американской киноактрисы Мии Фэрроу. С ней и Мией "битлы" вместе находились в Индии накануне записи альбома и учились азам медитации и йоги в городе Ришикеш. Пруденс слишком увлекалась учением и проводила в доме почти все время, поэтому Леннон в песне будто в шутку зовет ее выйти погулять: "Come out to play".

"Ob-La-Di, Ob-La-Da" в переводе с йоруба (на языке этого народа частично говорят в Нигерии, Того и Бенине) означает "Жизнь продолжается" (возьмите на вооружение, хорошая фраза). Ее как-то услышал от своего нигерийского приятеля Пол Маккартни. Это была попытка записать что-то в популярных тогда стилях регги, ска и рокстеди. И попытка, как видим, оказалась удачной, особенно это стало заметным через много лет на херсонских дискотеках.

Песня "Пока моя гитара тихо плачет" имеет главную особенность: непревзойденную и ни с чем несравнимую гитарную партию в ней сыграл Эрик Клэптон, в то время гитарист не менее выдающегося коллектива Cream. Джордж Харисон, который придумал композицию, при ее создании будто вдохновлялся китайской "Книгой Перемен".

Альбом-Рецензия-Тһе-Beatles-The-Beatles-The-White-Album

Героиня песни "Моя дорогая Марта" названа в честь Марты, собаки Маккартни породы бобтейл, но создана под влиянием его отношений с актрисой Джейн Эшер.

Песня "Helter Skelter" ("Бедлам"), которую причислили едва ли не в предвестники хард-рока и прото-метала, получила скандальную известность после того как в августе 1969 года ее название (правда с ошибкой: "Healter Skelter") было написано внутри голливудского поместья, где произошло массовое убийство, совершенное членами секты Чарльза Мэнсона. Сам руководитель секты неоднократно рассказывал, что "Белый Альбом" произвел на него сильное впечатление, и он искал в нем скрытый подтекст.

Песня "Revolution" - первая публичная реакция на войну во Вьетнаме, убийство Мартина Лютера Кинга, и студенческие восстания 1968 года в Париже. Как известно, на пластинке также есть композиция "Революция № 9" - экспериментальное произведение, созданное под влиянием авангардистов Кейджа и Штокгаузена, которое не все сторонники The Beatles восприняли положительно. Но не только они: даже не все из участников квартета поняли необходимость включения этого произведения в альбом.

А теперь все дети хором!

Сама же песня, где можно услышать голос Йоко Оно, называется "The Continuing Story of Bungalow Bill" ("История с продолжением Бангало Билла"). Ее корни тянутся тоже из индийского Ришикеша, который, можно сказать, стал духовной основой и плацдармом "Белого Альбома". Именно там участники The Beatles познакомились с неким американцем Ричардом Куком, который там то ли отдыхал, то ли, как и британцы, искал просветления.

По первой легенде Джон Леннон постоянно подшучивал над Куком из-за того, что тот, отправившись как-то охотиться на тигра, его таки подстрелил, но при этом настолько испугался, что просто там с охотой "завязал" навсегда. Припев так и звучит: "What did you kill, Bungalow Bill?".

Как рассказывал Леннон в интервью тому же Playboy, собирательное имя героя песни было компиляцией из Джангла Джима - героя американских комиксов и Баффало Билла - американского военного и шоумена. По другой версии, и это уже рассказывала Миа Фэрроу, в той поездке рядом с домом Леннона в бунгало действительно проживал юноша по имени Билл вместе с матерью. Хотя, представляя атмосферу, в которой рождались эти песни, можно предположить, что в результате получился микс из всех легенд и фонетических транскрипций.

Собственно сама песня - синтез фолка и тех произведений, которые хорошо петь в компании у костра. А, как утверждали классики, "подпевать лучше хором". Не исключено, что она очень нравилась детям, ведь перед припевом Джон каждый раз повторяет: "А теперь все дети поют!". Записана она была за один день 8 октября 1968 года на студии "Эбби Роуд", и в этом процессе приняли участие все, кто находился там в тот день. И Йоко Оно тоже. На самом деле Оно озвучила только одну строчку: "Not when he looks so fierce" ("Не тогда, когда он выглядит таким свирепым"). Ее голос очень похож на детский: когда я впервые слушал пластинку, то был уверен, что это произносит кто-то из детей, которых тоже захватили на "Эбби Роуд" (гулять, так гулять!). Кроме The Beatles и Оно, также пели звукорежиссер Крис Томас, который играл на мелотроне, и тогдашняя жена Ринго Стара Морин Старки.

 Альбом увидел свет 22 ноября 1968 года, и за несколько недель возглавил английские музыкальные чарты. Спустя полвека, в 2018 году было организовано его юбилейное издание, где для фанов приготовили некоторые неизвестные ранее песни.

Фото из открытых источников

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.