Он очень не любил пафоса, а любил шляпы: только снимая шляпу, можно по-настоящему искренне поздороваться с человеком. На сцене и в кино переиграл множество знаковых ролей от Короля Лира и гетмана Мазепы до генсека и Чингисхана, а на съемочной площадке коллеги его запросто называли Бодьо, Ступочка или Сильвестр Сталлонович...
Когда есть небо, должны быть крылья!
2011 год. Его 70-летие праздновали в театре, и он, как всегда, в одной из своих стильных шляп запускал в небо воздушные шарики и загадывал сыграть заветную свою роль. Не успел. Ушел в мир иной 22 июля - сердечный приступ на фоне застарелого рака костей. Он всегда говорил, что мечтал умереть в один день с мамой, но не дожил всего одни-единственные сутки. Но Богдан Ступка за свою невероятную жизнь успел сделать нереально много. Видимо, это был тот самый поцелуй от Бога и потому, что родился в один день с мамой 27 августа. В селе Куликов на Львовщине, в 1941-м, военном.
Хотя мать Мария Григорьевна мечтала о другой профессии для сына - хотя бы врачом или ученым, но потом приняла выбор Бодьо, стала его главным критиком и советчиком. Всегда ходила на его первые спектакли и делала разные замечания. Например, не держать руки в карманах на сцене. Не стал...
Богдан в детские годы
А еще мама неоднократно предостерегала его от роли Мастера в спектакле "Мастер и Маргарита". Во время съемок со Ступкой всегда случались мистические вещи - то прожектор упадет, то кровать сломается. Впоследствии актер отказался от этого персонажа вообще.
Ушел он так же без пафоса, только оставил неописуемую боль в сердце каждого украинца: родных, коллег, друзей и просто зрителей, сторонников и даже оппонентов. Говорили, что с ним ушла целая эпоха. Его любили, считали гениальным. Он себя таковым не считал, только улыбался этому. А иногда даже протестовал. К почестям и наградам относился спокойно, а даже с юмором. О, какое у него было тонкое и изысканное чувство юмора!
В 1980 году Богдан Ступка получил звание Народного артиста Украины, Государственную премию СССР, а также несколько других престижных званий. В 2011 году был удостоен звания Герой Украины - за выдающийся личный вклад в обогащение национального культурно-художественного наследия и высокое профессиональное мастерство. А вот о том, что в течение 1999-2001 годов Ступка был министром культуры и искусств Украины в правительстве Виктора Ющенко, знают не все. А сам он называл свою не очень долгую работу на этой должности - "министр обороны культуры".
Любили Ступку-человека, Ступку-актера, Ступку-украинца, любили его подлинность, честность и его крылья. Вот лишь один из тысяч комментариев в Ютубе под видео, где Богдан Сильвестрович читает "Крылья" Лины Костенко, в котором обычный школьник делится, что учил этот стих, и никак он ему не давался, никак он не мог выставить правильно интонацию. И тогда мама включила ему видео с Богданом Ступкой: "Все сразу прояснилось. А еще ко мне пришла вера в то, что теперь я смогу переживать любую пандемию, и блэкаут, и войну... А еще я обязательно сохраню это видео для своих детей".
Это видео стало каким-то своеобразным итогом и стоит многих ролей в эпохальных лентах и спектаклях: такая в ней была вселенская мудрость и простота - что в стихах, что в актерском мастерстве. Его спешили публиковать на своих страницах в соцсетях и отправляли друг другу в мессенджерах. Говорят, что его голос состоял из таких вибраций и частот, которые так действовали на душу и психику людей, что всегда хотелось плакать. Нет, все же итогом стал его монолог-признание в любви над Днепровскими волнами "Любите Украину" 2011 года.
Сначала был Габен, потом Тевье.
После войны семья Ступок перебралась во Львов. Богдан учился в 28 школе, и уже там начал свои первые актерские пробы в школьном театре. Там они вместе играли в спектакле "В добрый путь" с Романом Лемехой, ныне заслуженным артистом и первым диктором Западной Украины. Дружбу пронесли через долгие годы. Уже в 60-е лучших друзей Романа Лемеху и Богдана Ступку называли во Львове местными Аленом Делоном и Жаном Габеном.
Ступка очень любил творческую художественную среду, общение, интересных людей, тянулся к талантам. Он очень быстро оказался в богемной среде львовских актеров, музыкантов, режиссеров, художников, поэтов. В то время актер подрабатывал конферансье в джазовом ансамбле "Медикус". Говорят, в подпитии обожал всех обнимать, но пьяным никогда никто его не видел. У женского пола, кстати, тоже пользовался успехом, был щедр на комплименты и свою Ларису никогда не изменил...
Молодой актер Богдан Ступка
Со временем пристроили в оперный хор театра и Бодьо - он от природы имел замечательный голос, с таким бархатным тембром. А еще отличался редкой целостностью сценической речи, какой-то особой ритмизацией слова, исключительной дикцией. И невероятной энергетикой, как сейчас говорят - харизмой.
Впрочем актерство юный Богдан не рассматривал сразу как неизбежность. Попробовал поступать во Львовскую политехнику на химико-технологический. Скорее, волю мамы пытался исполнить. Но экзамены завалил. Потом немного проучился на филфаке. Поработал некоторое время в Астрономической обсерватории Львовского госуниверситета. Но там было ему скучно, потому что все звезды уже были открыты. А он хотел зажечь свою.
С Ларисой Корниенко они познакомились в 1965, когда Богдан служил в армии, то есть в Ансамбле песни и танца Прикарпатского военного округа, а она была балериной в театре Заньковецкой. Роман не был бурным, но со временем начали замечать, что смотрят и чувствуют одинаково, что уже не могут друг без друга. Два года присматривались. "Она была изящная и легкая, словно статуэтка, - вспоминал Богдан Сильвестрович. Солдатских 3 крб 80 коп было достаточно, чтобы ухаживать, водить в кино и кафе, гулять по старинному городу, к тому же и она была скромной. И я сдался". Сначала жили на съемном жилье, в театре Ступка брал диван и платил за амортизацию. На телевизор деньги собирали, экономили, в чем-то себе отказывали. Потом уже дали квартиру.
Женитьба на Ларисе Корниенко
Актерскому мастерству Ступка учился у Бориса Тягна, а тот, в свою очередь, - у гениального украинского драматурга Леся Курбаса. В 1959-1961 гг. актер учился в театральной студии при Львовском драмтеатре им. М. Заньковецкой. По окончании сразу был зачислен в актерский состав, и прослужил в театре 17 лет.
С 1978 года и до конца своих дней играл в Национальном академическом украинском драматическом театре им. Ивана Франко в Киеве. Параллельно учился в театральном институте Карпенко-Карого на специальности "Театроведение". Более 30 лет в театре играл, около 19 лет им руководил, хотя считал это просто частью жизни. Сейчас Богдан Сильвестрович уже не возразит, но он был невероятно талантливым, и люди шли именно "на Ступку", на ЕГО Тевье-молочника. Режиссеры же и сценаристы ценили его за то, что всегда тонко чувствовал замысел автора. А "Тевье-Тевеля" после смерти Богдана Ступки в театре сняли с репертуара. Так сыграть не сможет никто в мире!
Ступка в роли Тевье-молочника
О ролях и судьбах
Богдан Ступка создал актерскую династию. Точнее - ее продолжил. Его отец Сильвестр Дмитриевич и дядя пели в хоре Львовского оперного театра, а тетя была там главным концертмейстером. Так что и его детство пронеслось за кулисами одного из самых знаменитых европейских театров. Мать была активисткой местной "Просвіти". Жена Богдана Сильвестровича была балериной, а сын Остап и внук Дмитрий также выбрали актерскую судьбу. Во время празднования 70-летнего юбилея Богдана Сильвестровича вышел на сцену и младший внук Богдан - кто знает, это был эпизод, а может и настоящая будущая роль жизни...
Актерская семья Ступок
На счету Богдана Ступки более 50 разноплановых киноролей и более 100 театральных. Актер честно признавал, что были среди них и не совсем удачные, но их не стеснялся, считал их своими детьми. А собственных детей старался воспитывать сначала порядочными людьми, а уже потом - актерами. Отцом и дедушкой был с творческим подходом, но не терпел разгильдяйства и лжи. Внук Дмитрий вспоминает, что дед умел быть и строгим: взглядом мог испепелить. Богдан Сильвестрович при этом никогда не скрывал, что семья - это самое важное в его жизни. Молодых же актеров часто называл своими внебрачными детьми.
Так сложилось, что самым востребованным Богдан Ступка стал в зрелом возрасте, свои лучшие роли сыграл в 21 веке. Говорил, что у героя должна быть судьба, в роли вживался без остатка - как говорится, рвал сердце. Самой страшной своей ролью считал роль Тараса Бульбы, а когда ленту снимали, даже прекратил общение с окружающими. Но обычно на съемочной площадке был ироничен и открыт.
Кадр из фильма "Тарас Бульба"
А вот свою первую роль Ореста Звонаря в фильме Юрия Ильенко "Белая птица с черной отметиной" (1970) Богдан Ступка получил из-за скандала. На эту роль готовил себя уже тогда довольно известный актер Иван Миколайчук, но помешали именно известность и откровенный национализм. А для Ступки она стала первой большой ролью в кино, за которой пришла и первая настоящая популярность. И потом уже известность с каждой лентой закреплялась: "Дом твоего отца", "Господи, прости нас грешных", "Дети Солнца", "Огнем и мечом" ...
Кадр из фильма "Белая птица с черной отметиной"
Кинороли у Ступки всегда были лидерские: страстного националиста Звонаря Ступка сыграл фантастически, Богдан Хмельницкий ("Огнем и мечом", 1999) получился на самом деле мудрым, Иван Мазепа ("Молитва за гетмана Мазепу", 2001) - противоречивым, генерал Серов - фанатично-заботливым отцом ("Водитель для Веры", 2004), генсек Брежнев - неожиданно влюбленным ("Зайцы над бездной", 2006), кошевой атаман Брюховецкий - коварным ("Черная Рада", 2000), полковник Бульба - масштабным и неистовым ("Тарас Бульба", 2009). В знаковом спектакле по Шолом-Алейхему "Тевье-Тевель" главный герой талантом Ступки превратился в местечкового еврейского вождя.
В ленте "Огнем и мечом"
А интересно, каким же любимый фильм был у Богдана Сильвестровича? Драма Джека Клейтона (1959) "Room at the top" ("Путь наверх") по роману Джона Брейна. Он мог пересматривать его десятки раз. Чем так увлекла в свое время мэтра история честолюбивого провинциала, полная трагических поворотов? Пожалуй, стоит пересмотреть, чтобы понять...
Снимаю шляпу!
Семья Ступок всегда жила небогато, на 80 рублей отцовской зарплаты в театре. Это очень скромно было на то время. Поэтому Богдан не сильно мог позволить себе дорогую одежду, но всегда с юношества был одет элегантно и со вкусом, в белоснежную выглаженную рубашку. Любил носить бабочку к рубашке - просто так, без всякого повода. К тому же, актер имел уникальную коллекцию шляп. Короче, у настоящего мужчины идеальными должны быть и рубашка, и мысли, и поступки...
Квартира Ступок в Киеве в 5 минутах пешего хода до театра. Но на работу Богдан Сильвестрович всегда шел не менее часа - останавливался, приветливо снимал шляпу, спрашивал о делах... Так научил его отец. Три шляпы из коллекции Ступки хранятся в музее на родине в Куликове. Одну из них он приобрел во время гастролей в Нью-Йорке, а другую - соломенную шляпу, которую он любил особенно.
У памятника актеру 27 июля всегда много людей - и не только односельчан. А в Киеве на углу Заньковецкой, 3/1 и Станиславского, на доме, где жила его семья, в день 80-летия Остап и Дмитрий, сын и внук Ступки, торжественно открыли горельеф актера - он так же приветствует прохожих взмахом шляпы...
Горельеф в Киеве на доме, где жил Богдан Ступка
Не звезда, но астероид
в 2008 году, на 67-й день рождения великого актера театра и кино Богдана Ступки, астрономы назвали астероид "269252 Богданступка".
Фото из открытых источников