Климатические изменения приводят ко многим неприятным, а иногда еще и неожиданным эффектам. Как отмечают эксперты, сильная турбулентность усиливается вместе с глобальным потеплением. Британские ученые обнаружили, что с 1979 г. она выросла на 55%, а в дальнейшем ситуация может стать еще хуже.
Угрозы от турбулентности
Турбулентность - неприятное явление, хорошо известное пилотам и тем, кто предпочитает воздушные путешествия. Из-за нее возникает внезапное падение высоты, что нередко приводит к повреждениям и даже смертельным случаям. Во время турбулентности действуют силы, превышающие силу тяжести. Именно они вызывают внезапное падение багажа и смещение людей в салоне самолета.
Десятки тысяч авиалайнеров ежегодно сталкиваются с сильной турбулентностью. На ликвидацию повреждений конструкции самолетов и компенсацию за травмы пассажиров и задержки рейсов авиакомпании тратят до 1 миллиарда долларов.
Турбулентность самолета чаще всего возникает в четко определенных местах (например, над горными хребтами). Именно поэтому в большинстве случаев ее обычно можно избежать.
Однако, турбулентность ясного неба (ТЯН) - особый тип, который сложно определить. Он возникает, когда встречаются воздушные тела, движущиеся с разными скоростями. Этот тип турбулентности трудно наблюдать по курсу самолета с помощью методов дистанционного зондирования. Авиационным метеорологам его также очень сложно прогнозировать.
Как отмечает профессор Рамалингам Сараванан, занимающийся атмосферными исследованиями, главная проблема с ТЯН в том, что ее нельзя увидеть. Это явление вызывает увеличение скорости ветра на больших высотах.
Предупредить о наличии ТЯН могут только пилоты, попавшие под ее влияние и смогли предоставить информацию об этом своим коллегам. Как отмечает господин Сараванан, можно предсказать этот вид турбулентности статистически, но не в определенных случаях, потому что этот процесс случайный.
Исследования ввзаимосвязи турбулентности и изменения климата
После десятилетий исследований ученые обнаружили, что изменение климата приводит к увеличению ТЯН, и этот процесс только набирает обороты. Как отмечает изданию Daily Mail Марк Проссер, были проанализированы атмосферные данные (как по записям пилотов, так и по версии спутников) за период 1979-2020 гг. Исследователи обращали внимание на температуру воздуха и скорость ветра.
Согласно исследованию, общая годовая продолжительность сильной турбулентности выросла на 55% с 1979 г. по 2020 г. Эта цифра касается площади над Северной Атлантикой - одном из самых загруженных авиамаршрутов в мире. Умеренная турбулентность, по результатам исследований, выросла на 37%, а легкая - на 17%.
По данным ученых, наибольший рост ТЯН наблюдался в Соединенных Штатах и Северной Атлантике. На других загруженных маршрутах над Европой, Ближним Востоком и Южной Атлантикой значения показателей также выросли. Ученые отмечают, что в северном полушарии рост ТЯН выше, чем в южном, что "требует дополнительного исследования".
По словам ученых, их исследование "на сегодня является лучшим доказательством" того, что турбулентность ясного неба выросла за последние несколько десятилетий в соответствии с усилением глобального потепления. Если выбросы не будут сокращены, то это явление с неприятными эффектами во время полетов участится в 2-3 раза. По исследованиям 2017 г., наиболее серьезные изменения со значительным количеством ТЯН во всем мире наступят между 2050 и 2080 гг.
Как именно глобальное потепление способствует ухудшению ТЯН?
Ученые отмечают, что увеличение невидимой и опасной для самолетов турбулентности ясного неба происходит в тандеме с увеличением глобального потепления: эти два аспекта взаимосвязаны.
ТЯН создается в результате сдвига ветров. Как известно, тропосфера - самый низкий слой атмосферы, а над ней находится стратосфера. Из-за увеличения парниковых газов воздух в первой нагревается быстрее и задерживается здесь, а во второй - с такой же скоростью охлаждается.
Именно поэтому возникает значительная разница температур по вертикали в атмосфере, что приводит к более сильным и более хаотичным потокам воздуха. Тогда вероятность ТЯН возрастает.
Коммерческие самолеты летают в реактивных потоках быстротекущего воздуха в атмосфере Земли. Чем больше парниковый эффект, тем сильнее и волнистее становятся эти потоки. Это означает, что самолеты с большей вероятностью столкнутся с турбулентностью, пролетая через них.
Лучше предотвратить проблему, чем ликвидировать последствия
Задержка вылета, потеря багажа или длинные очереди при его получении - почти стандартный набор неприятностей для тех, кто перемещается на самолетах. Теперь, как отмечают ученые, к этим проблемам добавляется еще одна, более серьезная и действительно угрожающая.
Главный автор исследования Пол Уильямс отмечает, что нужно инвестировать в улучшение системы прогнозирования и выявления турбулентности. Лучше предотвратить вероятные катастрофы от этого явления, чем ликвидировать его ужасные последствия. Поэтому следует учитывать, что в ближайшее десятилетие турбулентность только усилится.
Фото: pexels.com