Почему мы краснеем? Ученые наконец-то нашли причину

В поисках ответа на этот вопрос нидерландские исследователи воспользовались довольно необычным материалом: пением в караоке.

Чтобы раскрыть нейробиологическую природу покраснения, команда ученых из Амстердамского университета привлекла к исследованию 40 девушек. Эксперты приглашали и парней, но ни один из них не пожелал участвовать в эксперименте по изучению покраснения.

Во время этого необычного исследования девушки должны были петь караоке на камеру. Среди произведений, которые ученые предложили участницам, были довольно сложные для исполнения произведения: All I Want for Christmas Is You" Мерайи Кэри, Hello Адель и Let It Go из диснеевского мультфильма "Холодное сердце".

После сеанса съемки исследователи попросили девушек просмотреть записи пения - собственных и чужих. Когда участницы пересматривали и слушали записи, учёные сканировали их мозг с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ), которая, в частности, измеряет активность нейронов мозга, отслеживая кровоток. Исследователи также измеряли, в какой степени повысилась температура щек участниц (показатель степени покраснения).

Чтобы сделать ситуацию более неудобной, ученые сообщили добровольцам, что вместе с ними записи их пения будут смотреть посторонние лица.

девушка поет караоке

О чем узнали исследователи

Команда обнаружила, что участницы краснели интенсивнее, когда смотрели собственное выступление, а не пение других людей. И чем больше девушка краснела, тем выше была активность нейронов в ее мозжечке. Эта область мозга контролирует движение и координацию человека, однако недавние исследования показали, что мозжечок также может быть вовлечён в обработку эмоций. Исследователи, в частности, увидели высокую активацию в части мозжечка, отвечающей за эмоциональное восприятие (возбуждение), рассказало издание Живая наука.

Другая сфера мозга, которая реагировала на пение покраснением, была задействована на ранних стадиях визуальной обработки. По словам исследователей, это предполагает, что румянец коррелирует не только с эмоциональной обработкой, но и с мозговыми цепями, которые связаны с посторонним вниманием к человеку. Собственное видео вызывало у участниц покраснение в большей степени, чем видео других людей.

С другой стороны, команда не обнаружила никакой связи между покраснением и активацией так называемых высших областей мозга, которые участвуют в сложных когнитивных задачах, таких как понимание себя и других.

"На основании этого мы пришли к выводу, что размышления о мыслях других людей могут не быть необходимым условием для возникновения румянца", - заявила ведущий автор исследования Милица Николич, доцент кафедры психопатологии развития в Амстердамском университете. "Румянец может быть частью автоматического возбуждение, которое вы чувствуете, когда вас подвергают воздействию, и когда речь идет о чем-то, что касается вас", - пояснила ученая.

В конце концов исследователи заметили, что покраснение, скорее всего, является спонтанным эмоциональным возбуждением, а не реакцией на глубокий самоанализ, на собственные размышления о том, как вас воспринимают другие.

Команда признала несколько ограничений своего исследования. К примеру, ученые оценивали покраснение только по изменению температуры щек. Однако использование дополнительных показателей, таких как измерение кровотока в лице, могло бы предоставить более подробную информацию об этом процессе.

В дальнейшем команда хочет изучить покраснение при различных сценариях и в различных когортах. Одним из потенциальных направлений является выяснение того, можно ли повторить те же результаты у детей младшего возраста, которые еще не развили сложные когнитивные навыки.

По словам ученых, более глубокое понимание того, каким образом возникает покраснение, может также пролить свет на то, почему у некоторых людей с тревожными расстройствами развивается страх покраснеть.
"Когда мы поймем механизмы покраснения, мы сможем эффективнее бороться со страхом покраснеть", - сказала Милица Николич.

Результаты исследования опубликовал журнал Proceedings of the Royal Society B.

Фото: pixabay.com

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.