Как показало исследование испанских ученых, цифровые устройства мало способствуют улучшению чтения. Причем это касается техники чтения, пополнения словарного запаса и понимания прочитанного.
Несмотря на то, что современные дети буквально рождаются с телефонами в руках, исследователи призывают педагогов и родителей, чтобы они поощряли учеников, особенно младших классов, чаще читать печатные книги.
Носитель имеет значение
В последние годы мобильные телефоныпланшеты и компьютеры вызвали появление новых привычек чтения и существенно потеснили печатные издания. Хотя окончательно не заменили их. Да и не заменят, считают ученые. Ведь бумажные книги как нельзя лучше подходят для овладения навыками чтения.
Команда ученых из Университета Валенсии проанализировала результаты 25 исследований по этой теме за 2000-2022 гг., в которых приняли участие около 470 тысяч добровольцев из трех десятков стран. Метаанализ показал, что использование цифровых гаджетов не улучшает способность учеников читать текст и понимать его содержание.
Исследователи подсчитали, что если ученик в свободное время проводит 10 часов за чтением печатных изданий, его способность к пониманию текста будет в шесть-восемь раз выше, чем если бы он читал тот же контент на цифровых носителях в течение такого же времени.
По словам соавтора исследования Лидии Альтамуры, команда ожидала, что цифровое чтение на досуге с информационной целью, например, посещение образовательных или новостных сайтов, учит глубже понимать смысл текстов. Но ученые ошиблись.
Авторы обнаружили, что среди учащихся начальной и средней школы почти не наблюдается связи между цифровым чтением в свободное время, даже образовательным, и пониманием прочитанного. Хотя ученики старшей школы и студенты вузов продемонстрировали несколько лучшее понимание текстов, прочитанных на цифровых носителях, рассказало издание Independent.
К каким выводам пришли ученые
Лидия Альтамура заметила: "Для развивающихся читателей цифровое чтение в свободное время не приносит пользы, учитывая понимание прочитанного".
Исследователи выдвинули две причины, по которым цифровое чтение может не иметь такого же эффекта для начинающих читателей, как печатное.
Во-первых, чтение на экране может отвлекать их, поскольку устройства, как правило, предлагают еще много других функций.
Во-вторых, процесс чтения в интернете сопровождают некоторые специфические и, к сожалению, не самые лучшие особенности. В частности, возможность коротких просмотров без погружения в содержание, более низкое качество текстов и ограниченный словарный запас.
Авторы отмечают, что педагогам и родителям следует поощрять учеников, особенно младших классов, чаще читать в печатном виде, чем на цифровых устройствах.
Результаты исследования опубликовал журнал Review of Educational Research.
Фото: pixabay.com