В 1750 году до нашей эры месопотамец по имени Нанни был настолько разочарован медью, которую он купил у торговца Эа-насира, что решил написать официальную жалобу на глиняной табличке. Сейчас эта табличка бронзового века является старейшей жалобой клиента, которая известна ученым.
Впрочем, письменность и торговля имеют нераздельную историю. Некоторые из древнейших примеров письменности, сохранившихся - это инвентарные и бухгалтерские книги, записанные древней месопотамской клинописью.
Поскольку медь является ключевым компонентом той самой бронзы, в честь которой был назван век, неудивительно, что споры вокруг нее порой становились напряженными.
Однако в те времена было не так просто сообщить компании, что вы не довольны полученным товаром. Сердитый покупатель не имел возможности воспользоваться службой поддержки клиентов или услугами немигающего бота ИИ, на которого можно было бы наброситься. Возмущенный Нанни мог лишь высечь свои претензии Эа-насиру на глине и отправить их с помощью лица, доставлявшего сообщения. Сейчас таких людей называют курьерами.
Нанни плотно покрыл текстом жалобы всю табличку с обеих сторон, не оставив ни одного пустого дюйма глины, рассказало издание Science Alert.
Содержание табличка размером 11,6 на 5 сантиметров было переведено с аркадского языка сириологом Адольфом Лео Оппенгеймом и опубликовано в его книге 1967 года "Письма из Месопотамии».
Что было в тексте?
Нанни, в частности, писал: "Вы положили слитки меди, которые были некачественными, перед моим посланником и сказали: если хочешь их взять, бери, если не хочешь, уходи!". Исследователи предположили, что, вероятно, покупатель уже отдал продавцу деньги за заказанную медь, но вскоре понял, что это, возможно, был не самый мудрый его шаг.
Несмотря на то, что благодаря этой жалобе Эа-насир вошел в историю как ужасный торговец медью, похоже, он был скрупулезным хранителем записей. В 1920-х годах табличку обнаружили во время раскопок города Ур, что на территории современного Ирака, участники археологической экспедиции из Пенсильванского университета. Артефакт нашли вместе с несколькими другими табличками, адресованными тому самому бизнесмену-неудачнику в месте, где, вероятно, когда-то было его жилище. Эа-насир, похоже, разозлил немало своих клиентов.
Итак, жалоба Нанни была не единственным таким документом. Но она оказалась самой старой и самой въедливой.
"За что ты относишься к таким, как я, с таким пренебрежением? Я посылал таких же достойных, как я, гонцов, чтобы они забрали мешок с моими деньгами (оставленными у тебя), но ты отнёсся к ним с презрением, несколько раз отсылая их обратно с пустыми руками", - сердился Нанни.
Считается, что в III тысячелетии до нашей эры торговцы привезли из Дильмуна несколько сотен килограммов меди в Южную Месопотамию, в том числе и в город Ур. Однако к тому времени, когда Нанни написал свою жалобу в 1750 г. до н. э., торговля медью в Дильмуне пришла в упадок. И если Эа-насир действительно вел себя нечестно со своими клиентами, это могло быть связано с истощением запасов меди.
"Теперь ты должен вернуть мне мои деньги полностью. Прими во внимание, что отныне я не приму от тебя меди, которая не будет качественной. Я отныне буду выбирать и принимать отдельные слитки на собственном дворе", - заметил обманутый покупатель.
Мы никогда не узнаем, вернул ли Нанни свои деньгино последнее слово, безусловно, было за ним.
К тому же Книга рекордов Гиннесса официально признала табличку Нанни самой старой в истории зафиксированной жалобой клиента.