Это произведение французского художника Анри Матисса, являвшегося одним из самых ярких представителей художественного направления фовизм, впервые было выставлено к просмотру в 1961 году в нью-йоркском Музее современного искусства. Художник изобразил на нем лодку с парусом и ее отражение на воде.
Сначала даже самые опытные почитатели творчества художника не могли дать единодушного ответа, что изображено на картине. Дошло до курьезного случая: работники музея, не понимая, где у холста верх и низ, разместили картину вверх ногами! В таком положении картина провисела сорок семь дней. За это время мимо нее успело пройти около 116 тысяч человек.
В галерее ее вывесили 17 октября, и только 3 декабря ошибку увидела Женевьев Абер, работавшая на бирже, а в свободное время увлекавшаяся искусством. Женщина сказала об ошибке охранникам, однако те, как это водится среди охранников 🙂, не отреагировали. Тогда неугомонная дама написала в газету, а журналисты уже сообщили руководству музея.
Только кажется, что изображение на картине абсолютно симметрично. Но это не так: только при очень тщательном рассмотрении внимательный зритель может заметить, что левый конец лодки немного приподнят. Точнее даже не самой лодки, а ее паруса, поскольку изображение на картине достаточно схематично. Поднятый конец отсутствует на отражении лодки в воде.
Облака и горизонт художник создал с помощью линий розового цвета, расположенных вокруг лодки с парусом и его отражения.
Фотопортрет Анри Матисса (Карл Ван Вехтен. Библиотека Конгресса США)
Французский живописец Матисс был ярким представителем фовистов, которые в своих работах ценили прежде всего цвет, тогда как содержание произведений считалось неважным. Работы художников этого направления славились своей простотой, а главным «героем» их картин было цветовое пятно. Критики не воспринимали новаторства Матисса и его коллег, например тогдашний художественный критик Камиль Моклер возмущался по поводу картин фовистов: «Это не искусство, это какой-то горшок краски, разлитый на холстах!»