Энди Уорхол: "Выбор за тобой"

Как пропагандист идеи доступного искусства стал самым дорогим художником ХХ века?

В его прозвище Drella сочетались Dracula (Дракула) и Cinderella (Золушка). Сын бедных эмигрантов из Лемковщины буквально "нарисовал" миллионы долларов, растиражировав изображение долларовой купюры. Король коммерческого поп-арта, чей путь к славе лежал, образно говоря, через банку томатного супа и трафаретные портреты звезд, создал новое направление концептуального искусства, придав предметам массового потребления эстетическую ценность. Экспериментируя во многих сферах творчества, художник, дизайнер, кинорежиссер, продюсер, телеведущий, писатель и издатель оказался ярким представителем вдохновенной эпохи 1960-х, где была востребована его жизненная философия: "Можешь плакать, а можешь смеяться - выбор остается за тобой". Интересные факты из жизни Энди Уорхола: о роли в его судьбе кошек и тараканов, что с лицом, зачем носил парик, кого любил, и кто пытался его убить?

Книга Энди Уорхола Polaroids 1958-1987

Книга Энди Уорхола "Polaroids 1958-1987"

Сын рабочего и вышивальщицы

Американец русинского происхождения Эндрю (Андрей) Варгола родился 6 августа 1928 года в Питтсбурге (штат Пенсильвания), куда его родители эмигрировали из села Микова, что в сотне километров от Ужгорода (современная территория Словакии). Он был четвертым ребенком русинов-униатов из австро-венгерского Закарпатья Андрея Варголы и Юлии Юстины Завацкой (первая дочь супругов умерла еще до переезда семьи в США). Отец перебрался за океан в поисках лучшей доли в 1914 году, мать присоединилась к мужу через семь лет, когда похоронила старых родителей.

В Америке религиозная семья посещала Русинскую греко-католическую церковь, прихожанином которой всю жизнь был и Энди Уорхол. По свидетельству двух старших братьев и священника, он чуть ли не ежедневно присутствовал на литургии, но не объявлял общественности о собственной набожности, считая веру личным делом. Известно, что художник помог с получением духовного сана племяннику, оплатив его соответствующее обучение. Заметным было влияние иконографии и в искусстве Уорхола.

Энди (справа) с матерью Джулией и братом Джоном, 1930 г.

Энди (справа) с матерью Юлией и братом Яном (Джоном), 1930 г.

Когда отец будущего художника работал на стройке и в угольной шахте, мать убирала помещение и изготавливала на продажу цветы из гофрированной бумаги и консервных банок, а на полученные деньги покупала банку консервированного супа Campbell's Soup, который подавала на обед. Став известным, Энди Уорхол рассказал, что "тот суп был редкой возможностью проявить свой вкус. Каждый из нас, братьев, по очереди выбирал, каким видом "Кэмпбелла" нам обедать. Обычно я предпочитал томатный".

Для собственного удовольствия мать рисовала и вышивала. Ее художественный талант унаследовал младший сын, которого Юлия родила в 36 лет и поэтому относилась к своему последнему ребенку с повышенным вниманием. Его связь с матерью так же была особенной. Когда болезненного мальчика положила в постель сначала скарлатина, а затем - острая хорея (детская форма ревматизма), мать рисовала с ним симпатичных котиков, поэтому с тех рисунков начался интерес сына к изобразительному искусству. В дальнейшем он сделает мать соавтором своих профессиональных работ, приобщив к кошачьим изображениям ее оригинальные подписи с грамматическими ошибками.

Кот Энди Уорхола

Опасная болезнь на восемь месяцев вырвала Эндрю из школьного графика, развив в нем недоверчивость и страх врачей: опасения больниц будут преследовать художника на протяжении всей его жизни. Но та же самая детская ревматическая лихорадка, называемая в народе "танцем святого Витта", способствовала развитию его художественного дарования и определила дальнейшую судьбу. Прикованный к постели будущий гений концептуального искусства именно в это время приобрел свои первые навыки рисования, начал собирать фотографии кинозвезд и делать коллажи из газетных вырезок. Художник вспоминал то время как чрезвычайно важное для становления творческой личности, формирования вкуса и художественного стиля Энди Уорхола.

Музыка поп-арта

После выздоровления сын получил в подарок от матери сначала кинопроектор, с помощью которого показывал друзьям мультики, а затем ему в руки попала фотокамера "Kodak Brownie", которая стала серьезным подспорьем в его профессии. В будущем рабочим инструментом художника станут мгновенные снимки на "Полароид", а пока он оборудовал свою первую лабораторию в подвале дома, в котором жил. В 14-летнем возрасте подросток потерял отца, от которого и сам унаследовал проблемы с печенью. Переживая эту трагедию, Эндрю три дня прятался под кроватью, пока шли прощания и поминки: тема смерти и похорон неоднократно отзовется потом в его творчестве. Отец завещал свои трудовые сбережения на обучение сына искусству живописи. Одновременно со школой мальчик посещал бесплатные уроки рисования в Технологическом институте Карнеги. Туда он в дальнейшем и поступил учиться на коммерческого иллюстратора.

Энди Уорхол в молодости

Получив в 1949 году степень бакалавра в области графического дизайна, молодой художник переехал в Нью-Йорк, где начал оформлять витрины магазинов, рисовать рекламные постеры и создавать открытки. Творческую карьеру выпускник начал с того, что американизировал свою фамилию и видоизменил имя: на работу иллюстратором в журналы Harper's Bazaar, Vogue и Glamour его принимали как Энди Уорхола. Художник вспоминал, что во время ответственного собеседования по трудоустройству из его досье выполз таракан, который так растрогал работодателя, что тот с сожалением предоставил соискателю возможность изменить жизнь к лучшему.

Собственный шанс дебютант не упустил и стал одним из самых успешных художников своего времени. За работы в необычной технике с использованием штампов новатор удостаивался как критики, так и наград. Первая персональная выставка 1952 года захватила посетителей интересными работами в технике шелкографии или трафаретной печати, которые стали основами его авторской философии. Художник сознательно ухудшал качество печати, придавая работе характер дешевой репродукции. Так Энди Уорхол создал собственный "фирменный стиль", на самом деле намереваясь отделить картину от художника.

В дальнейшем Энди Уорхол начал создавать картины с изображениями коммерческих товаров массового производства. Перейдя со временем от плакатной живописи к работам в стиле поп-арт, в 1962 году художник представил культовую работу с банками томатного супа Campbell, затем сделал дизайн бутылки Coca-Cola, разрекламировал гамбургеры и пылесосы. Компактные полотна с товарами повседневного потребления произвели фурор в искусстве и привлекли внимание к поп-арту. "Когда вы проникнитесь поп-музыкой, то уже не сможете видеть в ней только рекламную вывеску, а вместе с этими изменениями и Америка не будет больше такой, как была", - писал о своих работах Энди Уорхол.

Энди Уорхол Суп банка магниты

Рядом со звездами

Начав сотрудничать с известными брендами и знаменитостями, вскоре модный художник разбогател и сам. Важным событием в биографии Энди Уорхола стало открытие в 1964 году собственной арт-студии "Фабрика" на Манхэттене. Это был бизнес-проект по тиражированию произведений искусства - производственный цех, где он создавал картины, писал книги и снимал свои странные фильмы: о мужчине, примеряющем трусы, или людях в эротических сценах (мог даже пять часов держать в беззвучном и неподвижном кадре спящего человека - друга-поэта Джона Джорна). В зале на таких сеансах обычно не набиралось и десятка зрителей. Позже Уорхол отдал главную роль в фильме "Любовь" модельеру Карлу Лагерфельду.

Энди Уорхол с режиссером Улли Ломмелом на съемках фильма "Кокаиновые ковбои" (1979)

Энди Уорхол с режиссером Улли Ломмелом на съемках фильма "Кокаиновые ковбои" (1979)

"Фабрика" была эпицентром творческих встреч и роскошных вечеринок, где царила свобода во всех ее проявлениях. Там собирались богачи и знаменитости, а также те, кто хотел погреться в лучах их славы. Рабочему графику акции-перформансы и бизнес-встречи не мешали: Уорхол успевал выпускать до сотни копий шедевров ежемесячно. Сразу после презентации огромный серебристый склад стал авангардным культурным центром Нью-Йорка. "Больше всего люди ценят общество звезд", - считал Энди Уорхол, для которого общение с селебрити было личной человеческой слабостью и потребностью. В таком кругу экстравагантный мужчина в белом парике и темных очках сам чувствовал себя объектом всеобщего внимания.

Энди Уорхол и Теннесси Уильямс

Энди Уорхол и Теннесси Уильямс

Художник маскировал под тональным кремом изъяны кожи на бледном лице и то же самое делал с "серийными портретами" известных людей, которых изображал безупречными. "Никаких морщин, прыщей или двойных подбородков, - рассуждал художник, - произведение искусства должно быть совершенным". Мастер, добавивший в художественные полотна кислотные цвета, написал знаменитые портреты известных людей: Мэрилин Монро (последняя стоимость легендарного диптиха на аукционе Christie's - рекордные $195 млн.), Лайзы Миннелли, Джона ЛеннонаДайаны Росс, Мика Джагера, Джима Морриса, Бриджит Бардо и даже Владимира Ленина и Мао Цзэдуна.

портреты Энди Уорхола

Многие работы Энди Уорхола стали легендарными "портретами эпохи", передавая ее социокультурные особенности и настроение времени. Возможно, именно это и сделало их ликвидным способом вложения капиталов. С 1985 по 2010 годы рост аукционных цен на работы Энди Уорхола составил 3400%, что вдвое превышает средний уровень подорожания современного искусства. Аукционная цена картин Энди Уорхола "200 долларовых купюр" - $43,2 млн., "Статуя Свободы" - $43,8 млн., "Расовые беспорядки" - $62,8 млн., "Мужчины в ее жизни" - $63,4 млн., "Четыре Марлона" - $69,6 млн, "Авария зелёного автомобиля" - $71,7 млн., "Бирюзовая Мэрилин" - $80 млн., "Тройной Элвис" - $81,9 млн., "Восемь Элвисов" - $100 млн., "Авария серебряного автомобиля" - $105,4 млн.

Друзья и недруги

Энди Уорхол продюсировал первую альтернативную рок-группу The Velvet Underground, создавал журнал Interview, дружил с "музой" Эди Седжвик, (приятели поддерживали похожие образы и одинаковые прически) и не скрывал собственных связей с мужчинами (хотя иногда отрицал отношения с женщинами, называя себя "девственником"). Он хотел такой же славы, как у королевы Англии, собирал чеки, ел в одиночестве, имел слабость к духам, любил животных и не привязывался к людям.

Энди Уорхол с таксой Арчи, 1973 год

Культовый художник бурной эпохи 1960-х даже пережил покушение на свою жизнь, совершенное неуравновешенной молодой феминисткой, которую он снимал в своих фильмах. Потенциальную убийцу Валери Соланас Энди Уорхол привык видеть среди завсегдатаев "Фабрики" и однажды отверг ее рукопись сценария для очередной ленты, в которой 32-летняя актриса хотела сняться. В июне 1968 года экзальтированная дама трижды выстрелила в Энди на пороге его мастерской и сдалась полиции с признанием, что она убила художника.

Тяжелое ранение в живот, клиническая смерть, несколько многочасовых операций, шрамы и необходимость в дальнейшем носить жесткий бандаж не изменили образ жизни культового художника, но сделали его более осмотрительным. Личность, совершившую покушение на его жизнь, он простил (ей предстояло лечиться в психиатрической больнице), но в дальнейшем окончательно избавился от контактов с женщинами и обзавелся охраной.

Энди Уорхол, крашеная машина

В 1979 году Энди Уорхол художественно раскрасил скоростной болид, представив это новым явлением в живописи (произведение искусства в движении). Прожив еще почти десятилетие, художник-концептуалист умер 20 февраля 1987 года в результате легочного отека после удаления желчного пузыря. Проститься с 58-летним Энди Уорхолом на Манхэттене собрались тысячи людей. Сейчас в одном только украинском Ужгороде знаменитому "потомковому земляку" установлены два памятника и открыта именная звезда славы.

Фото на заставке: Bernard Gotfryd

Фото: wikipedia.org 

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.