Она на мгновение задержалась в зрачке дверного проема... На этот раз уже без возвратов! Она ушла из жизни спокойно и достойно, потому что в традициях ее народа воспринимать смерть как неотъемлемую часть жизни. НапоследокСкорее всего, и не пришлось припоминать что-то особо значимое, бо смертного одра как такового и не было, хНо с кровати она не вставала уже долгие-долгие годы. Да к черту эти сантименты! Разве что рюмочку текилы, сигаретуярко-красную помаду ые саван из флаге мексиканской коммунистической партии...
Ей не просто пришлось жить и творить в послереволюционный эпоху, ей выпало неописуемое счастье уникальный склад своего характера и таланта воплотить в сюрреалистических, символическимагических, модерновых и кубических сюжетах настолько виртуозно и трогательно, что это смогло захватить миллионы мозги не только мексиканцев, освободившихся от диктатуры, но и свободолюбцев с нестандартным мышлением во всем мире. Еще бы! Судьба испытала ее на полную, не давая шанса оправиться, подбрасывая более жестокие квестыкаждый раз оглядываясь: "Ты там ще жива?" И делала ее сильнее с каждым новым страданием. А она не только выдралась з дежурный ужаса еще и писала, писала, писала... Всего 154 картиныли-жизнеописания. И этим держалась на этом свете и смущала этот свет нереально.
Фрида Кало за работой
Феминистка, которая любила свой народ
Фрида Кало родилась в 1907 году. Но позже изменила эту дату на 1910-й - год Мексиканской революции. Национальная идентичность, гендерное, классовое и расовое неравенство, творчество как символ мексиканских, коренных традиций - к этому ей никогда не было, мягко говоря, безразлично. А еще - к феминизму, движениям "Чиканос" и ЛГБТ. Так, она видела себя в движении против дискриминации населения мексиканского происхождения в США, которое в частности выражалось в музыке, пластических искусствах, кинематографе, боди-арте.
Фрида Кало, 1929 г.
Мексика возрождалась, в страну хлынули художники, писатели, фотографы и кинематографисты со всего мира. Фрида ни за что не хотела видеть своих мексиканцев изгоями. Она демонстрировала это даже своим эпатажным видом и бредила мексиканской аутентикой и нарядами с ацтекскими орнаментами. Даже когда после ампутации ноги ей, 43-летней, пришлось встать на протез, он был одет в яркий красный сапожок в национальном стиле на высокой шнуровке. Протез Фрида разрисовывала собственноручно в своем стиле - впрочем, как и корсеты из кожи и ортопедические средства из гипса, которые скрывали ее физические недостатки и на которых она рисовала религиозные и коммунистические сюжеты. Да, да, будущее своего народа Кало, как и ее муж Диего, видела коммунистическим.
Фрида Кало в инвалидной коляске
Мексиканцы в конце концов выбрали свой путь, но ее народ таки ответил Фриде взаимностью, по крайней мере ее портрет появился на одной из мексиканских денежных купюр... А еще работы Фриды Кало в Мексике объявили национальным культурным наследием и запретили вывозить за пределы страны. Впрочем, это не помешало миру вдохновляться ее картинами, и не за какие-то деньги - только картина "Корни" на аукционе "Сотбис" была оценена в 7 млн долларов.
"Корни", 1943 г.
Что касается боди-арта: если бы в те времена существовала мода на тату, Фрида Кало бы точно этим воспользовалась. Но для самовыражения она придумала кое-что не менее креативное: на автопортретах она всегда изображала себя с монобровью, похожей на два раскинутых крыла черной птицы. В жизни она тоже подрисовывала ее черным-черным карандашом своего любимого бренда Revlon. Сейчас же девушки с нестандартным мышлением выбирают для вдохновения татуировки с олдскульными сюжетами с Фридой Кало - как символ свободы, подлинности и смелости мыслей.
Автопортрет с терновым ожерельем и колибри, 1940 г.
Зачем ноги, когда есть крылья. Феномен Фриды
Свое детство в родительском "Голубом доме" в пригороде Мехико Койокани Фрида вспоминает как довольно "грустное", протекавшее в атмосфере взаимной нелюбви родителей и их постоянных болезней. Близкой девушка была именно с отцом, который щедро делился со старшей дочерью любовью к искусству, книгам, фотоделу, природе и мечтам. С активной, но жесткой и фанатично религиозной матерью отношения складывались довольно напряженно, причем у всех из трех дочерей и двух падчериц.
Фрида Кало (справа) с сестрами
Но чем искренне поделилась с дочерью мать, так это невероятной самобытной красотой и мистичностью индейско-испанских корней. Судьба пожалела здоровье Фриди, но оставила жизнь - мол, посмотрим, выберешься ли: в 6 лет она переболела тяжелой формой полиомиелита. Зато судьба в качестве "меньшей беды" обрекла ее хромать с детства, преодолевая страшную боль и насмешки сверстников: "Фрида - деревянная нога!". Немного погрустнев, она вместе с теми же перебежчиками прекрасно играла в футбол, занималась боксом и много плавала.
Да, Фрида росла еще тем сорванцом: научилась курить, сквернословить и попадать в неприятные ситуации. Отец же все время пытался помочь любимице ухватить тропы, отдавал в разные школы, из которых ее исключали за непослушание. Когда ей было 15, она поступила в элитную подготовительную школу "Препатория", чтобы овладеть врачебным делом. Здесь, попав в водоворот студенческой жизни с полулегальными собраниями и философскими кружками, свободолюбивыми и неформальными проектами, Фрида держалась эпатажно и экзальтированно, маскируя свои физические недостатки длинным дизайнерским нарядом. Здесь она впервые встретила своего будущего мужа Диего Риверу. Но это была лишь мимолетная встреча...
...У среднестатистического художника по одному, максимум по три автопортрета. У Фриды Кало их около 55. И ни на одном она не улыбается. Вот она только что родилась, вот бьется в муках нерожденного ребенка, вот в окружении экзотических цветов и птиц, вот... с обнаженным сердцем. Выглядывает из-под густых бровей, и всегда смотрит прямо тебе в глаза своими, черными, как космос, глазами.
"Сломанная колонна", 1944 г.
"Я рисую автопортреты, потому что я много времени провожу в одиночестве, и потому что я тот человек, которого я знаю лучше всего", - так писала художница когда была надолго прикована к постели. К постели ее приковала ужасная авария: автомобиль, в котором ехала 18-летняя девушка, столкнулся с трамваем. Металлический прут токосъемника трамвая вонзился в живот девушке и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость и порвав матку. Сломанный позвоночник и бедра, больная нога переломана в одиннадцати местах, тридцать две операции... Несколько недель без сознания и ... возвращение с мистической жаждой рисования.
Она попросила отца, чтобы тот принес ей краски, мольберт и зеркало, которое установила над головой. Она смотрела в него и писала свои бессмертные портреты как историю своей души. Был и первый набросок карандашом "Авария". Именно рисование и поддержка родных помогли ей выжить, подняться и даже взлететь. Но, похоже, одиночество не оставило Фриду и когда она встала, хромая уже катастрофически, на ноги.
Фрида Кало рисует в постели
Слон и голубка
Фрида любила говорить, что в ее жизни было две глобальные катастрофы: одна с участием трамвая, вторая - с участием ее мужа Диего. Когда они познакомились уже вплотную, ей было 22, Диего Ривере - 43. Она - хрупкая, экзотически красивая и изящная. Он - довольно неуклюжий, грузный и откровенно не красавец, но, вероятно, очень милый. В то время Диего был едва ли не самым известным художником-монументалистом в Мексике, придерживался коммунистических взглядов и был до безумия сторонником творчества жены. Он писал: "Фрида - единственный художник в истории искусств, которая раскрыла себе грудь и сердце, чтобы обнажить биологическую правду чувств".
Фрида Кало с мужем
Но двум дарованиям всегда тесновато под одной крышей. Фрида и Диего разводились и воссоединялись снова, громко скандалили и публично выясняли отношения. К тому же, один за другим сыпались адюльтеры Диего... То ли талант, то ли харизма Диего делали его удивительно привлекательным для противоположного пола и периодически бросали его в объятия новых любовниц, а Фрида каждый раз принимала его в свои "изуродованные" объятия, надеясь, что все наладится. Ее искалеченное тело не смогло выносить и родить ребенка, которого она так хотела иметь от мужчины, которого любила несмотря на все его измены. Она дважды теряла ребенка, не родив его - об этом картина "Больница Генри Форда (Летающая кровать)" и литография "Фрида и выкидыш".
"Больница Генри Форда (Летающая кровать)", 1932 г.
Все время Фрида старалась любой ценой привлечь внимание мужчины. Она ярко одевалась и обожала менять наряды и украшения, любила откровенный макияж, жизнь свою не представляла без цветов на столе и в аксессуарах. Она была страстной, рядом с собой рисовала паукообразную обезьяну (символ страстного желания), и кто знает, если бы не ее инвалидность, пожалуй, была бы нимфоманкой. Внутри нее все время происходил коллапс душевных противоречий, бушевал крепкий коктейль эмоций действительности и фантазий. По крайней мере, ответы на вопросы о женской и мужской сущности и порочности она время от времени искала у Фрейда и увлекалась психоанализом.
Фрида и Диего
Она была самобытно красивой и хрупкой женщиной, но женственность в классическом понимании - это не про нее. Фрида одной из первых среди мексиканок надела штаны, крепко материлась, много курила, любила выпить и не скрывала своей бисексуальности. И очень гордилась своими усиками, которые "не удалены" ни на одном автопортрете. Она пыталась даже изменять своему мужу то ли из-за жажды мести, то ли от отчаяния. Поговаривают о ее романах с марксистом Львом Троцким, пролетарским поэтом Маяковским и певицей Чавелой Ваграс. Это помогало слабо. Последней каплей стал роман Диего с младшей сестрой Фриды, и она подала на развод. Тогда в ней что-то надломилось - Фрида обрезала волосы, надела мужской костюм, ее картины стали еще более трагичными и кровавыми. Тогда родилась "Всего лишь несколько царапин!".
Фрида Кало и Лев Троцкий
Viva La Vida!
Фрида Кало отошла в мир иной из-за острой пневмонии. Она ждала своей смерти, но она ее точно не пугала. Примерно за год до того состоялась ее первая и единственная прижизненная выставка, на которой она, уже тяжело больная, с ампутированной ногой, встречала гостей в центре зала... в постели. Но с рюмкой, непристойными анекдотами и песенками. Простите, уже какая есть! Диего в очередной раз был рядом.
За неделю до смерти Фрида написала картину: на фоне пронзительно-синего неба сочные арбузы, на ломтике одного из них надпись Viva La Vida! - "Да здравствует жизнь!" Так может чувствовать жизнь и смерть только человек, который справился со своей миссией. И не случайно выставка, которая состоялась в 2018 году в лондонском Музее Виктории и Альберта, называлась "Фрида Кало: создание собственного "я". На обозрение публики были выставлены около 6000 фото, 300 личных вещей и предметов одежды, 12000 документов, которые 50 лет были закрыты в ванной комнате их дома и чтобы разобрать которые историкам понадобилось 4 года. Диего Ривера пережил свою "голубку" всего на 3 года.
"Да здравствует жизнь, Арбузы", 1954 г.
Досье
Фрида Кало де Ривера (Магдалена Кармен Фрида Кало-и-Кальдерон) - мексиканская художница, писательница и биограф.
Рождение: 6 июля 1907 г. (Мехико-Сити, Мексика)
Смерть: 13 июля 1954 г. (Мехико-Сити, Мексика)
Отец: Гильермо Кало, выходец из Германии, профессиональный фотограф и художник
Мать: Матильде Кальдерон и Гонсалес, рожденная от отца-индеец и матери испанского происхождения
Мужчина: Диего Ривера, мексиканский художник-монументалист и график с мировым именем. Работал в государственной художественной программе революционного правительства, на заказ делал монументальные фрески на государственных зданиях в Мехико и в провинциях. Коммунист. Искал себя везде: работал как в Москве, так и в США. Такие были времена!
Фото: wikiart.org, wikipedia.org, uznayvse.ru