Автора знаменитого "Поцелуя" современники считали "примитивным и изысканным, простым и сложным, но всегда вдохновенным". Такую характеристику от его знакомой журналистки Берты Цукеркандль можно считать объективной, потому что она отражает разные полюса личности "уединенного вожака без предшественников и последователей".
"Компания живописцев"
Густав Климт родился 14 июля 1862 года в тогдашнем венском пригороде Баумгартен. Талант рисовальщика старший сын выходца из Богемии Эрнста Климта и коренной венки Анны Розалии Финстер унаследовал от отца - графика и гравера по золоту. В семье, где росли семеро детей (Густав был вторым ребенком), художниками стали также два его младших брата: Эрнст - живописцем, Георг - скульптором, резчиком, художником по металлу и медальером. Родовой художественный дар унаследует и племянник Густава - иллюстратор и каллиграф Юлиус Цимпель (это сын младшей сестры Иоганны - единственной дочери Климтов, которая создаст свою семью, тогда как сестры Клара и Гермина будут жить с матерью и братьями, а затем - с Густавом Климтом).
25-летний Густав Климт (1887 год)
По воспоминаниям дочерей, дети не ждали подарков до Рождествапотому что и хлеб в их доме был не всегда. По сохранившимся документам, отец за два месяца мог заработать лишь 8 гульденов, что было в десять раз меньше средней оплаты труда рабочего. Финансовую напряженность впоследствии снизили заработки сыновей: Густав, Герг и Эрнст получили образование и первые заказы в Венском художественно-ремесленном училище - самой прогрессивной в то время школе при Музее искусства и промышленности, где готовили новое поколение универсальных специалистов в области прикладного искусства. Будущего основателя Венского сецессиона (выставочного и творческого объединения молодых художников, выступивших на рубеже XIX-XX веков против рутины академического искусства) сформировало сочетание художественно-эстетического и ремесленно-технического образования.
"Идиллия", 1884 год
В 1879-1892 годах братья Густав и Эрнст Климты объединились с соучеником Францем Мачем в творческую артель - "Компанию живописцев" (после окончания учебы друзья открыли собственную мастерскую в Вене). Густав оформлял с коллегами церковные витражи, расписывал стены исторических зданий и писал портреты по фотографиям заказчиков: в дальнейшем фотографическая точность станет его "изюминкой", и он даже на этюды с натуры будет брать фотоаппарат и подзорную трубу, приближающую изображение. Одинаковая манера письма помогала товарищам заменять друг друга во время выполнения работ. Каждый предлагал собственный набор эскизов, из которых заказчик выбирал лучший вариант, а в реализации проекта участвовали все трое. Преподаватели такую деятельность студентов одобряли и даже помогали им искать клиентов.
"Афина Паллада", 1898 год.
Густав Климт специализировался на архитектурной живописи и выполнял с компанией художественные работы в королевском дворце Штурань в центре Вены, императорской вилле "Гермес", павильоне минеральных вод в Карлсбаде и новом Бургтеатре. За оформление зрительного зала Климт удостоился в 1890 году императорской премии в 400 гульденов, а в 1893 году был награжден за работу в Бургтеатре малой золотой медалью. Все общество было отмечено за этот проект "Золотым крестом" от императора Франца Иосифа, и все три мастера были приняты в Союз художников. Улучшение материального положения позволило семье Климтов переехать в 1890 году в новое жилье на Вестбан-штрассе, где Густав проживет всю свою дальнейшую жизнь.
Ради искусства
В 1893 году успешное трио художников перебралось в новую мастерскую в идиллическом садовом павильоне, однако радость от хороших перемен омрачилась для Густава Климта тяжелыми личными потерями. Накануне, в июле и декабре 1892 года, умерли отец и любимый брат - в один год ушли из жизни оба Эрнста Климта, старший и младший. В ближайшие пять лет Густава лишала сил депрессия: он находился в глубоком эмоциональном и творческом кризисе. И хотя свое уязвимое состояние художник тщательно скрывал, без брата он не смог работать как раньше. С коллегой по товариществу Францем Мачем возникли творческие разногласия, и оба партнера выбрали уединение.
Последним их совместным заказом стало оформление актового зала Венского университета. Густав Климт должен был написать три картины из пяти: "Философия", "Медицина" и "Юриспруденция". Государственный заказчик остался недоволен заменой историзма символизмом: любые проявления модернизма тогда воспринимались как "посягательство на устои". Скандал привлек к художнику всеобщее внимание. На выставках, где были показаны "дискуссионные" картины Климта, новый изобразительный язык нашел не только критиков, но и сторонников. Бунтаря поддержали извне: на Всемирной выставке в Париже картине Климта "Философия" присудили золотую медаль.
Скартины "Философия", "Медицина" и "Юриспруденция" из цикла "Факультетские картины", уничтоженные во время Второй мировой войны и до сих пор известные искусствоведам только по черно-белым фотографиям, были воссозданы в цвете экспертами Google с помощью ИИ
"Сдавая готовую работу, художник не должен тратить еще кучу времени на собственное оправдание, - отмечал Климт, - Важно не то, скольким людям мои картины нравятся, а то, кому они понравились". Ярой защитницей позиции художника и нового искусства стала писательница и журналистка Берта Цукеркандль. Она известила мир об отказе государственной комиссии принять "Факультетские картины" Климта, опубликовав письмо опального художника министру образования, где автор непринятых работ выражал готовность немедленно вернуть выплаченные ему 60 000 крон аванса и обещал никогда больше не обслуживать заказчика в лице австрийского государства.
Густав Климт
Узнав о решении художника оставить нежелательные картины без изменений и забрать их себе, правительство отказалось принять возвращенный аванс и потребовало выдачи заказа. Но грузчикам, прибывшим в мастерскую, дверь никто не открыл. Владельцем всех трех или по крайней мере двух из трех полотен стал состоятельный промышленник (алкогольный магнат) и меценат Август Ледерер. И хотя судьба "нового искусства" окажется тяжелой и в дальнейшем (в 1930-х годах частная коллекция покровителя Венского сецессиона и лично художника была национализирована, а 8 мая 1945 года "факультетские картины" Густава Климта в числе еще 13 его работ сгорели во время пожара замка Иммендорф), принципиальность художника добавила ему профессионального "веса".
Первый председатель
Избрание Густава Климта первым председателем Венского сецессиона, который предоставлял выставочные площадки австрийскому авангарду и привлекал в Вену зарубежный модерн, объяснялось его умением достичь успехов независимо от поддержки государства. Именно такого лидера требовали "неформальные" художники - чудаковатого и своеобразного и одновременно решительного и серьезного. Грубая трактовка "проводником модернистов" античного сюжета в картине-заявке "Афина Паллада" дала обществу знать о выходе на венскую художественную сцену противоречивой личности, восприимчивой к "тонким чувствам". Его "Бетховенский фриз" был переполнен такими "деликатными впечатлениями", что "неподготовленные" зрители нашли в картинах Климта оскорбительный контекст и обозвали увиденное "порнографией от живописи".
Художники - представители сецессиона в 1902 году (Климт второй слева, сидит в кресле)
Противники творческой манеры художника говорили, что его искусство "достойно языческих оргий", но ему не место в зале, куда люди приходят насладиться венской культурой. Да еще и не то увидите! Климт считается родоначальником "отдельного жанра" - "женской чувственности": он создал последовательную серию эскизов процесса женского самоудовлетворения, и этим работам искусствоведы не отказывают в художественности. А коллег не устраивало смешение художественных и прикладных выставок в сецессионе, когда произведения искусства продавались вместе с "ширпотребом". Несмотря на критику, первая персональная выставка в сецессионе в 1903 году была посвящена творчеству Густава Климта, и она оказалась коммерчески успешной: выручка составила 36 000 крон.
"Водяные змеи II", 1904-1907
Художник наполнял свои работы ценностью, даже выбирая материалы: он работал с драгоценными камнями, мрамором, керамикой, перламутром, хрусталем, эмалью, серебром и золотом. Впечатления от золотых мозаик в соборах Венеции и Равенны укрепили интерес художника к сусальному золоту после поездок по Италии в 1899 и 1903 годах. И хотя выразительные средства золота сын ювелира использовал в живописи со студенчества, жемчужиной "золотого периода" стал "Поцелуй" Климта (и благодаря золоту, и из-за использования орнаментальной стилистики). На Венскую художественную выставку 1908 года едва ли не самая известная картина австрийского художника попала незаконченной и даже в таком виде была немедленно выкуплена государством.
"Поцелуй", 1908 год.
Между тем, после "Поцелуя" и "Юдифии I" Густав Климт полностью отказался и от золота, и от геометрического орнамента. После участия в Венской художественной выставке 1909 года французских коллег Винсента Ван Гога, Поля Гогена й Анри Матисса австрийский модернист тоже увлекся цветовыми экспериментами. Он даже впервые и в последний раз посетил Париж: в разные годы стиль Климта сочетал в одном сплаве викторианскую живопись, бельгийский символизм, французский импрессионизм, мозаичную технику декоративно-прикладного искусства и азиатские мотивы.
"Золотая Адель", 1907 год.
Виновата жара и война
Австрийский художник, который выставлялся за рубежом, дома такой возможности был лишен: после устранения с перевесом в один голос из руководства сецессионом Климт вышел со своей группой из этого объединения, поэтому в течение трех лет художникам негде было выставляться в родной Вене. Зато в 1908 и 1909 годах на временной площадке, при финансовом содействии министерства образования, Климту с товарищами удалось устроить выставки такого грандиозного масштаба, которого раньше Вена не знала. Там было представлено около тысячи произведений искусства, и картины Климта пятилетнего периода ("Поцелуй", "Даная", "Золотая Адель", "Три века женщины", другие женские портреты и пейзажи) снова произвели фурор: им был посвящен... цикл из восьми карикатур в сатирическом журнале Die Muskete.
"Три века женщины", 1905
Вопреки ожиданиям первая выставка затрат не окупила: продажам помешала небывалая жара в Вене летом 1908 года. Второй причиной проблем стала острая критика одного из участников выставки, юного ученика Густава Климта Оскара Кокошки. Наставник узнал в новичке себя в период провала "факультетских картин" и всячески выразил ученику свою поддержку. Но организацией художественных выставок Климт с того времени больше не занимался. Замкнутый и сосредоточенный на работе, он понимал, что только ежедневное рисование помогает ему поддерживать психическое равновесие. Он был очень привязан к семье, где прятался от жизненного шторма. Климт оберегал свое гнездышко от агрессивного мира, никого не приглашал к родным, а двери мастерской не открывал без условного стука.
Реконструированная в 2013 году студия Климта на его вилле. В экспозиции представлены копии картин "Женщина с веером" и "Невеста" (обе ок. 1917-18 гг.)
Оставшись основным добытчиком в семье, художник взял на себя заботу о матери, сестрах и двух Хелен - вдове брата и племяннице. В свое время Густав Климт сблизился с младшей сестрой жены брата - модельером, галеристом и совладелицей модного салона Эмилией Флёге. По мнению исследователей, именно ее художник изобразил на картине "Поцелуй" (оригинальное название - "Влюбленные"). Самодостаточная деловая женщина не стала художнику женой: пара рассталась в 1899 году, когда Климт увлекся 19-летней Альмой Шиндлер, а его две модели (обе - Марии, Учицкая и Циммерман) одновременно забеременели. Однако, именно Эмилия Флёге осталась подругой Климта на всю жизнь: она решала его проблемы, организовывала поездки, устраивала встречи и планировала отдых. Интересные факты из жизни Густава Климта: холостяк имел множество половых связей, а на его наследство претендовали 14 незаконнорожденных детей от разных женщин.
Портрет Эмилии Флёге, 1902
Последние шесть лет жизни Климт провел, по словам друзей, "в прекрасном уединении". Он перенес мастерскую поближе к природе. Одноэтажный дом в Хитцингу располагался рядом с Шенбрунским парком. К мастерской прилегал тот самый "розовый сад", который художник изобразил в 1912 году на одноименном пейзаже. Последним "протестом бунтаря" стал уход в красоту и гармонию. Климт закончил жизнь в статусе "дамского художника" и на заказах портретов по фотографиям в военные годы неплохо зарабатывал. Это был его способ вытеснить Первую мировую войну за пределы сознания, ведь тревога влияла на стиль Густава Климта, нарушая его хрупкое душевное равновесие и добавляя мрачности его картинам. Он больше не хотел изображать людей с закрытыми глазами и сплетенными в клубок, думая о смерти, смысле жизни и конце света. В окружении скульптур и японских ксилографий Климт хотел дарить людям радость яркими красками. В 1912 году Густав Климт возглавил австрийский Союз художников, в 1915 году похоронил мать, в 1917-м был избран почетным членом Венской и Мюнхенской академии художеств, а 6 февраля 1918 года умер от инсульта.
"Яблоня I", 1912.
P.S. Факты биографии Густава Климта считали достойными внимания биографы, но не он сам. "Если хотите обо мне что-то узнать, смотрите мои картины", - советовал людям неразговорчивый художник.
Фото: wikipedia.org