К украинской культуре творчество титулованного мариниста и баталиста относить так же справедливо, как и к мировому изобразительному наследию.
Истоки вдохновения
По долгу службы художник Главного морского штаба Иван Айвазовский изображал Черное море, но морская тематика составляла лишь половину его сюжетов. Среди полотен автора "Девятого вала" - "Мельница на берегу реки. Украина", "Свадьба в Украине", "Во время жатвы", "Обоз чумаков", "Украинский пейзаж с чумаками при луне" и "Камыш на Днепре". Художник с мировой известностью был прочно привязан к Крыму: жить и работать член Академии художеств Санкт-Петербурга, Амстердам, Штутгарта, Парижа, Флоренции и Рима предпочел на своей родине.
"Украинский пейзаж с чумаками при луне" (1869)
Между Арменией и Галичиной
В XVIII веке предки Айвазовского переселились из Армении в Галичину: дедушка и бабушка живописца Григор и Ашхен Айвазян имели в собственности землю во Львове. Их сын Геворк из-за конфликта с братьями сменил место жительства. Сначала купец торговал в Дунайских княжествах, а оттуда перебрался в Феодосию, где женился на местной армянке Рипсиме, которая родила мужчине трех дочерей и двух сыновей. В Крыму отец семейства Геворк Айвазян стал Константином Гайвазовским, видоизменив армянскую фамилию на польско-украинский лад. Подпись "Гай" стояла до 1840-х годов и на картинах сына-художника: Айвазовским Ованес Айвазян стал в 24-летнем возрасте.
"Ованес, сын Геворга Айвазяна" - запись на армянском языке в метрической книге Феодосийской церкви Сурб Саркис
о рождении и крещении И. К. Айвазовского
Турецкий след и брат-монах
Будущий живописец, коллекционер и меценат родился в Феодосии 29 июля 1817 года. Биографы не нашли документального подтверждения легенде о турецкой ветви в его родословной, однако интригой такие слухи были для каждого нового поколения. О прадеде художника по материнской линии в семье говорили, что сына турецкого военачальника в XVII веке якобы спас и усыновил армянский солдат: в семейном предании фигурировали события 1696 года во время взятия царским войском турецкой крепости Азова. Достоверным фактом биографии художника является родство с архиепископом Армянской Апостольской Церкви: владыкой стал его родной брат Саргис, в монашестве - Габриэл.
Врожденный талант
Айвазовский обладал даром художника и музыканта. С детства играя на скрипке, как-то он даже вдохновил своим музицированием Михаила Глинку: в гостях композитор восхитился домашним выступлением Айвазовского и включил его татарские мотивы в оперу "Руслан и Людмила".
Родная стихия
Маринист так досконально изучил море, что не нуждался в рисовании с натуры. Художник утверждал, что бездонную глубину и безграничную даль невозможно скопировать, как нельзя остановить всплеск волн. Рисование различных состояний моря по памяти стало его отрадой, когда душа тосковала по дому в симферопольской гимназии. Эту привычку художник сохранил навсегда - все его морские сюжеты родились не на берегу, а в мастерской.
"Девятый вал" (1850)
Две школы лучше одной
В петербургской Академии художеств выпускник гимназии и уездного училища учился за казенный счет, потому что отец в то время разорился. Начав обучение в пейзажном классе, Айвазовский вынужденно продолжил его в батальном. Помощник французского мариниста возмутил наставника попыткой работать на собственное имя: именно так Филипп Таннер расценил участие своего подмастерья в выставке. Работы Айвазовского педагог с показа снял и отказал подшефному в дальнейшем патронировании. Так студент оказался в классе военной живописи, где профессор Александр Зауэрвейд научил его рисовать батальные сцены. Морской бой Айвазовский изображал так мастерски, будто видел его собственными глазами.
"Чесменское сражение" (1848)
Признание успеха
Рассмотреть уникальные способности ученика опытный педагог сумел сразу. Вскоре картина Айвазовского "Штиль" удостоилась Большой золотой медали Императорской Академии художеств. Студенту была разрешена двухлетняя самостоятельная практика в Крыму, а затем талантливого художника ждала шестилетняя заграничная командировка в Италию, Голландию, Англию, Францию, Португалию, Испанию и Швейцарию. В 27 лет Айвазовский вернулся из Европы опытным мастером. Путешествовать он будет и в дальнейшем: неоднократно посетит Египет, Кавказ, Константинополь, а в 75 лет побывает с женой в США, где напишет с натуры Ниагарский водопад. Однако лучшим местом на планете художник до конца жизни будет считать родной Крым. Когда основатель Третьяковской галереи поинтересовался, где художника следует искать в дальнейшем, Айвазовский ответил, что его адрес - "всегда в Феодосии".
"Сцены из каирской жизни" (1889).
Чужим не понять
Из-за нежелания мужа жить в столице от художника ушла первая жена: дочь штабс-врача Юлия Гревс была англичанкой. Со второй женой-армянкой понимания оказалось больше: Анна Саркисова-Бурназян познакомилась с художником на похоронах своего первого мужа. После годичного траура молодая вдова вышла замуж за разведенного Айвазовского. Новая жена была на 40 лет моложе своего второго избранника и пережила его на 44 года. "Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежовых рукавицах, - так описывал своего крымского соседа частый гость Ивана Айвазовского Антон Чехов, - бодрый 75-летний старик сочетает в себе художника с генералом и наивного деда с Отелло".
Портрет Анны Саркисовой-Бурназян. И. К. Айвазовский, (1882)
Сложная натура
Наблюдательный писатель видел в "добродушном армянине", знакомом "с султанами, шахами и эмирами", "пресыщенного архиерея из "сказочного имения". Мастер слова отмечал "генеральское" рукопожатие человека, знающего себе цену, и называл художника "сложной натурой, достойной уважения". В то же время от внимания Чехова не ускользнуло литературное невежество Ивана Константиновича, который не читал произведений своего приятеля Пушкина. По объяснению Айвазовского, он не видел смысла в чтении книг, потому что обо всем в жизни имел собственное мнение.
Себе и людям
В Крыму художник владел многочисленной "элитной недвижимостью": кроме здания в селе Шейх-Мамай, имел дом в Судаке и "барское" имение на феодосийской набережной. Когда родной город живописца пострадал от засухи, Айвазовский обратился в городскую думу с предложением провести в Феодосию водопровод из собственного имения в Старом Крыму. Так он напоил земляков минеральной водой из частного источника. В "вечную собственность" горожан Айвазовский подарил "50 тысяч ведер чистой воды в сутки": эта идея была воплощена в фонтане с бесплатной питьевой водой возле городской набережной. Кроме водопровода и фонтана, на средства Айвазовского в Феодосии было построено железнодорожное полотно и крупнейший на полуострове торговый порт, музей и концертный зал, картинная галерея и школа искусств.
Фонтан Айвазовского, Феодосия
Творческая кухня
Состоятельный художник тяготился светской стороной жизни: лишний раз он старался избегать приемов, отдавая предпочтение работе. Впрочем, если художнику приходилось принимать гостей, то он удивлял приглашенных творческим подходом к организации застолья. Угощения соответствовали названиям работ хозяина: к столу подавали уху "Черное море", соус "Азовское море", мороженое "Северное море", пирожки "Гавань", салат "Капри", пунш "Везувий" и шампанское "От штиля до урагана". Званые обеды требовали основательной подготовки: вместо заводских этикеток на бутылках с напитками появлялись собственные этюды мариниста с изображением морской стихии.
Не морем единым
Творчество Айвазовского не исчерпывалось морскими пейзажами и водными сражениями. На его картинах можно увидеть городские пейзажи и степные панорамы, исторические события и библейские сюжеты. Писал художник и портреты: его кисти принадлежат изображения брата и бабушки, тестя и тещи, влиятельных покровителей и друзей - в частности, мэра Феодосии Казначеева, генерала Лорис-Меликова и флотоводца Лазарева. Серьезным увлечением художника была археология: Айвазовский состоял в Одесском обществе истории и древностей, возглавлял экспедиции на раскопках 90 курганов и охранял памятники Крыма.
Портрет Ашхен Айвазян, бабушки Айвазовского
Живописец в чине адмирала
В 1864 году Ивану Айвазовскому было предоставлено потомственное дворянство. Художник был кавалером десятка орденов и имел чин действительного тайного советника, что в табели о рангах соответствовало званию адмирала. Это первый художник империи, чьи работы попали в Лувр. Автор имел золотую медаль Парижской Академии художеств.
Принес хаос в Ватикан
В основе этой шутки - реальная история. Увидев картину Айвазовского "Хаос. Сотворение мира", Папа Римский Григорий XVI пожелал ее приобрести, и Николай Гоголь написал: "Когда в Рим приходит наш человек, ждите Хаос в Ватикане". Аналогичное полотно Айвазовского (на ту же тему и с тем же названием) является экспонатом музея в Венеции. Провожая своего брата-монаха на острове Святого Лазаря, Иван Константинович подарил монастырю полотно на библейскую тему. Кстати, когда коллеги критиковали художника за повторяемость сюжетов, он отвечал, что делает это с целью исправления недостатков предыдущих работ.
"Хаос. Сотворение мира" (1841)
Только бы не подделки
Императору Николаю I приписывают фразу: "Я куплю все, что бы ни написал Айвазовский". За долгую жизнь художник создал более 6000 картин, которые выставлялись в 125 галереях мира. Это имя было настолько популярно, что художника часто подражали и выдавали подделки за оригиналы. В частности, после посещения Айвазовским Италии галерейщики Рима имели дело с фальсифицированными морскими пейзажами, к которым автор оригиналов не имел никакого отношения. Так же художник оказался среди лидеров по количеству краж работ из музеев. Периодически украденные картины снимаются с продажи на престижных аукционах.
Иван Айвазовский за работой (1893 г.)
Желанная смерть
В 1884 году Айвазовский попал в шторм в Бискайском заливе, и пресса сообщила о его гибели. Недоразумение вскоре прояснилось, однако предприимчивые галерейщики честно признались художнику, что его смерть была бы им выгодна, потому что трагическое известие уже в несколько раз подняло цены на его работы. Со временем полотна Ивана Айвазовского только дорожают. В 2012 году наиболее ценную картину мастера "Вид Константинополя и Босфорского залива" было продано на аукционе Sotheby's за $5,2 млн.
"Вид Константинополя и Босфорского залива" (1856)
Ценное наследие
Когда речь идет о больших деньгах, не избежать вопросов о наследниках состояния. В первом браке у художника родилось четыре дочери, которые подарили отцу десять внуков. Однако художника беспокоило отсутствие наследника-сына. В желании сохранить род Айвазовских Иван Константинович попросил царя разрешить оставить эту фамилию, "с гербом и достоинствами дворянского рода", усыновленному художником внуку, то есть сыну старшей дочери Елены. Не дождавшись ответа императора, 82-летний живописец умер (по завещанию художника похоронили во дворе средневековой армянской церкви Святого Саркиса в Феодосии). Но в последней просьбе уважаемого человека Николай II не отказал. Фамилию Айвазовский носил внук Ивана Константиновича Михаил. А дедушкин талант унаследовали и другие потомки: все внуки Ивана Айвазовского стали художниками.
Фото: wikipedia.org
1 комментарий
Очень интересная и содержательная статья! Спасибо автору!