«Корми мужа хорошо»
«Никогда не целуй жениха до свадьбы, а как будет лезть целоваться – бей его по роже».
«Как пойдешь поговорить с парнем, оглядывайся – не догоняет ли тебя мать с палкой».
«Как выйдешь замуж и увидишь, что мужчина ковыляет домой пьяный – сразу же неси ему еще четвертушку и поцелуй его».
Несколько лет назад социальные сети буквально всколыхнуло одно визуально-вирусное явление. Это было не видео, которые в нашу эпоху пользуются безумной популярностью, и даже не мемы, которые для поднятия настроения мы вместо утренних поздравлений привыкли пересылать друг другу. Хотя, не исключено, что это можно было бы назвать первыми украинскими мемами, ведь они были созданы в начале двадцатого века. Назывался этот «вирус» «Десять заповедей молодым девушкам» и представлял собой десять рисунков-открыток с остроумными комментариями, вроде приведенных выше. Или таких:
«Как выйдешь замуж – корми мужа хорошо, чтобы был здоров, мордат и толст, как бочонок со сливянкой».
Открытки эти датированы ориентировочно началом двадцатого века, и здесь стоит вспомнить, что старинная почтовая киевская карточка – это давний и до сих пор ценный в среде коллекционеров бренд, который начинает свой отсчет с 1895 года. В то время в украинской столице уже работало много фотоателье и издательств и постепенно совершенствовалась техника фоторепродукции. Историки утверждают, что в период до 1917 года вышло из печати около пяти тысяч киевских открыток. Преимущественно это были виды города, достопримечательности или даже зафиксированные события, типа парадов в городе или наводнений на Днепре. Отдельным направлением было создание рождественских открыток: об их истории, тематике и особенностях 50Plus рассказывал здесь.
Но кто же был автором этого юмористического и, как оказалось впоследствии, остро-сатирического контента?
Права, которыми никто не пользовался
К сожалению, слишком детальной информации об авторе этого остроумного арта нам не осталось, нет и его изображения. Известно лишь имя - Василий Гулак, художник-иллюстратор начала двадцатого века, который активно сотрудничал с периодическими изданиями того времени - "Киевская жизнь", "Киевская мысль", а также сатирическим журналом "Цвях".
Что касается сатиры, то она была и остро-политической: критиковавшие, а иногда и высмеивавшие российское имперское правительство рисунки были созданы в период 1905-1906 годов, и, надо сказать, никоим образом не потеряли своей актуальности. Чего стоит только серия открыток «Основы гражданской свободы»: где в максимально ироническом стиле проиллюстрировано, как было на самом деле в тогдашней россии со свободой собраний, слова и прессы.
Некоторые рисунки очень напоминают то, что сейчас происходит в соседней стране, где за более чем столетие ничего особенно не изменилось. Так же среди них можно встретить и реакцию на происходящие вокруг события: погромы «Черной сотни», появление новых политических партий или же – разгул уличного бандитизма.
Кроме сатирических рисунков на остросоциальные и политические темы, Гулак обращался и к украинской литературной классике – это открытки с известными цитатами Тараса Шевченко («Наша дума, наша песня не умрет, не погибнет…» и другими). Встречается также рисунок со следующими строками:
Наливайко и Павлюк, и Тарас Трясило
Из могилы нас зовут на святое дело.
Будем помнить славный подвиг рыцарей козацких,
Чтобы зря нам не прожить жизней залихватских.
Возможно, вы узнали: это несколько отредактированный вариант второй строфы оригинального стихотворения «Ще не вмерла Україна», написанного 23-летним поэтом Павлом Чубинским, который сейчас всем известен как гимн нашего государства.
Но наибольшую славу, малоизвестному, к сожалению, в наше время Василию Гулаку принесли серии юмористических рисунков. Это упоминавшаяся выше серия "Десять заповедей молодым девушкам", "Десять заповедей неженатым" (из которых до нас дошло только две открытки) и целый шуточный набор о целебной силе (или наоборот 🙂 ) украинской водки.
«А ну-ка, Данило, не будь такой гордый, – обращается один из героев художника к… гуляющему на лугу поросенку – говорю тебе – иди выпьем по рюмке». Известно, что они были созданы после 1910 года, а напечатаны в 1918-м. До нас они дошли в значительной степени из-за того, что несколько из упоминавшихся серий были отпечатаны уже в советское время, в 1964 году в Стрыйской городской типографии, во Львовской области. Заметьте, в сердце бандеровского края в самом начале брежневского правления! Вот это мы понимаем – «оттепель»!
И еще об одной открытке хочется написать отдельно. Ее можно считать мудрой установкой или своеобразной заповедью украинским красавицам. Она не потеряла актуальности и более чем через сто лет, но современность распоряжается так, что в социальных сетях за этот рисунок могут, выражаясь современным сленгом, «забанить», или же вынести непонятное и позорное предупреждение. Но ведь правду никуда не спрятать. Это седьмая заповедь молодым девушкам из упомянутой серии, которая звучит так:
«Никогда не люби к..цапа».
Что тут добавить? Как говорится, обязательно к исполнению.
Иллюстрации из открытых источников