Настоящее имя основателя древнекитайского философского учения - Кун Цю, а ученики его знали как Кун-Цзы или Кун Фу-Цзы, что означает "Учитель Кун". Уже в 22 года Конфуций имел известность в сфере образования - он первым стал преподавать науки в собственной частной школе. Подвижник основал первый университет, систематизировал летописи и оставил людям рецепт жизни в гармонии и счастье. Учение китайского мыслителя и философа приравнивают к религии - такое важное влияние оказала его морально-этическая система на общество. Начавшись как одно из многочисленных направлений интеллектуальных поисков периода Воюющих царств, впоследствии конфуцианство приобрело в Китае и Восточной Азии статуса государственной идеологии. Кем был тот человек, который определил правила поведения для чиновников, воинов, крестьян и князей?
"Конфуций и дети" - иллюстрация из книги для детского чтения (1680 г.)
Биография Конфуция
28 сентября 551 года до н.э. 17-летняя наложница 63-летнего военного из обедневшего аристократического рода Кун родила сына. От двух старших жен отец новорожденного Кун Цю имел несколько дочерей и сына-инвалида. Вскоре отец умер: по одним сведениям, будущему философу тогда было три годика, по другим - всего полтора. Мать воспитывала мальчика самостоятельно, но даже в нищете сумела привить ему чувство собственного достоинства и причастности к знатному роду. С детства мальчик занимался самообразованием, чтобы занять достойное место в жизни. А началом его трудовой карьеры стало заведование кладовой, надзор за пастбищем и скотом.
В 17 лет Кун Цю потерял и мать. В 19 лет Конфуций женился, а в 20 уже имел сына (в дальнейшем в семье появилась и дочь). Возможно, раннее отцовство и подтолкнуло парня, который не знал своего отца, к решению связать жизнь с обучением детей. В открытой им собственной школе Конфуций делился знаниями как первый профессиональный учитель Китая. 22-летний педагог преподавал литературу, язык, мораль и политику. Его учениками могли стать выходцы из любой социальной среды.
В дальнейшем Конфуций занимал должность помощника главы управления общественных работ, а в 567 году до н. э. сопровождал правителя царства Лу, Дин-гуна, на мирных переговорах с царством Цзи. В 50 лет Конфуций стал первым советником клана Цзи в царстве Лу, что в Восточном Китае. На службе у царя Лу Конфуций находился четыре года. Продолжая карьеру, в возрасте 52 лет он занял должность сикоу - министра юстиции и наказаний. Известно, что на этой должности ему пришлось казнить популярного в Лу лидера мнений и оратора Шаочжэна Мао.
На руинах патриархального общества власть императора стала номинальной, а место родовой знати заняли чиновники, сплотившиеся вокруг правителей отдельных царств. Это были времена разрушения древних устоев, междоусобных споров, жадности чиновников и страданий простых людей. Карьера на государственной службе давалась Конфуцию непросто. Разногласия в оценках государственной политики вынудили философа оставить службу. После отставки Конфуций, потеряв к тому времени жену и сына, в течение 13 лет путешествовал с учениками по стране. Он посещал разные провинции, изучая историю княжеств из летописей и знакомя людей со своими представлениями о справедливой организации жизни.
Пещера Конфуция на холме Ни
Острейшими вопросами времени, в котором жил Конфуций, были проблемы политической стабильности, эффективные методы управления государством и достижения им могущества (для современных обществ, очевидно, ничего не изменилось). Созданная философом модель человеческих отношений и управления обществом рассматривала государство как общую семью, а политическую власть представляла по аналогии с властью главы семьи: "Отец должен быть отцом, сын - сыном, сановник - сановником, а правитель - правителем".
В конце жизни мыслитель вернулся в Лу, чтобы продолжить педагогическую деятельность. Вот как он описывал свою жизнь, подводя итоги: "В 15 лет я был сконцентрирован на учебе, в 30 приобрел самостоятельность, в 40 избавился от сомнений, в 50 узнал о Воле Неба, в 60 научился отличать правду от лжи, а в 70 стал следовать желанию своего сердца". В своём духовном завещании философ исходил из уважения к обобщённому опыту прошлого и выступал за привлечение носителей старых моральных норм в решение насущных проблем современности. Сам же Конфуций презентовал собственное учение более 70 правителям, но так до конца и не смог воплотить свою философию в жизнь.
Философия Конфуция
Древнекитайскому мыслителю принадлежит книга "Чуньцю" ("Весна и Осень", 722-481 годы до н. э.), а многочисленные ученики собрали высказывания наставника в книгу "Лунь Юй" ("Беседы и суждения"). Кстати, учеников в смысле последователей у Конфуция было около 3000 человек (только известных - 26), а с учётом многовекового влияния учения Конфуция его называют "учителем 10 000 поколений". Конфуцианство базируется на стремлении человека к гармонии и счастью. Идеалом этой философии является создание гармоничного общества по первоначальному образцу, где каждая личность выполняет свою функцию. Это общество строится на лояльности к людям и личной преданности старшим и руководителям. Главный моральный постулат такой философии: "Не делай другому того, чего не желаешь себе".
Учение Конфуция не является религиозной этикой (церковь и теология автора не интересовали), хотя философию Конфуция иногда рассматривают как религию. По его теории, пятью константами праведного человека являются: жэнь - гуманность, милосердие, человеколюбие (символом является Дерево); и - справедливость, правда (Металл); ли - этикет, правила, обычай, ритуал, обряд, церемония (Огонь); чжи - мудрость, рассудительность, здравый смысл, рассудительность (Вода); синь - добросовестность, искренность, непринужденность, противовес лицемерию (Земля); вэнь - воспитание, образование, культура (символ - татуировка).
Какова взаимосвязь между качествами праведника и процветающим обществом? Вот как отвечал на этот вопрос Конфуций: "Ваша честность, усердие, доброта, учтивость, великодушие и вежливость не позволят нанести кому-то обиду. Такой человек привлекает к себе других людей, пользуется доверием, достигает успеха и приносит пользу на службе". Цитаты мыслителя: "Не огорчайтесь, что не занимаете высокого поста, а переживайте, если ваши способности не соответствуют должности"; "Не печальтесь, что не имеете славы: люди о вас узнают, когда усовершенствуете свои способности".
В учении Конфуция есть понятие цзюнь-цзы, то есть "благородный человек": "Благородный человек предъявляет требования к себе, а низкий человек предъявляет требования к другим"; "Благородный человек ищет правду, а низкий - выгоду". Это идеал, образец, пример для подражания. В противоположность антиподу сяо жэнь, то есть "низкому человеку", который руководствуется в своих поступках только личной выгодой, а получив ее, забывает о благодарности, качествами образца для подражания являются честность и стойкость. Такому человеку легко подчиняться, потому что он справедлив и не требует невыполнимого.
Конфуций и ученики (гравюра периода дин. Мин)
Такой человек, независимо от происхождения, исповедует моральные ценности, выполняет обязанности и служит обществу. "Благородным человеком" человека делает система образования и воспитания: "Стать благородным может любой - надо только решиться". В то же время благородный человек ценит людей не за оказанные ему услуги, а за бескорыстное служение Великому Пути. Это ключевое понятие в учении Конфуция. Трактуется оно как судьба.
Философ считал, что нет ничего более естественного, чем праведный Путь, и нет ничего легче, чем идти по этому пути: "Истинный путь в жизни задаётся человеческой природой, а проявляется в правильно построенных связях личности с другими людьми". Цитаты Конфуция содержат многогранное осмысление пути и предназначения человека: "Три пути ведут к знанию: путь подражания - самый лёгкий, путь размышлений - самый благородный, путь опыта - самый тяжёлый". По словам Учителя, "человек делает великим свой Путь, а не Путь делает великим человека".
Могила Конфуция в Цюйфу
Афоризмы Конфуция
- В стране, где есть порядок, будь смелым в действиях и речах. В стране, где нет порядка, будь осторожным в речах и смелым в действиях.
- Перед тем как отомстить, выкопай две могилы.
- Если ты ненавидишь - значит, ты побежден.
- Неудержимость в мелочах способна загубить большое дело.
- Наставляй не каждого, кто проявляет невежество, а лишь того, кто ищет знаний.
- Советы мы принимаем по капле, зато раздаем ведрами.
- Как драгоценный камень не отполируешь без трения, так и человек без достаточных усилий не станет успешным.
- Счастье - это когда тебя понимают, большое счастье - когда тебя любят, а настоящее счастье - когда любишь сам.
- На самом деле жизнь проста, но мы упорно ее усложняем.
- Три вещи невозможно вернуть назад: время, слово, возможность. Не тратьте время, выбирайте слова и не упускайте возможности.
- Выберите работу по душе и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.
- Попробуйте стать добрее, и вы поймете, что не можете совершить плохой поступок.
- Раньше люди учились, чтобы совершенствовать себя. Сейчас учатся, чтобы поразить других.
- Пришло несчастье - человек родил его, пришло счастье - человек его вырастил.
- Благородный человек в душе беззаботен, а низкий - всегда озабочен.
- Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечу.
- Я не расстраиваюсь, если люди меня не понимают, но грущу, когда не понимаю людей сам.
Фото: wikipedia.org