Король фаст-фуда: триумф Биг Мака

Наиболее известная всемирная сеть быстрого питания стала эталонным примером умения зарабатывать миллиарды долларов на бургерах и картофеле фри.

15 апреля - День McDonald's: американского бренда, который стал феноменом ХХ века. Дата отмечается в годовщину открытия успешным предпринимателем по имени Рэй Крок первого ресторана сети в 1955 году в штате Иллинойс. Этому событию сейчас исполняется 70 лет, тогда как самой компании, основанной братьями Макдональдами, - 85. Какую роль сыграли указанные лица в создании уникальной формы общественного питания, ставшей символом современности? И почему изобретение скоростной системы обслуживания Speedee Service System стало революцией в ресторанном бизнесе?

Реклама МакДональдса

Все начинается с вдохновения

История McDonald's начинается в 1940 году, когда братья Ричард и Морис Макдональды открыли ресторан "быстрой еды", ставший первым McDonald's в мире. За три года до этого находчивые американцы подхватили чужую идею торговать в киоске хот-догами. Вдохновившись примером единственного прибыльного предприятия в городе Монровии (штат Калифорния), где продавцы завернутых в булочку сосисок обслуживали постоянных посетителей местной гоночной трассы, братья масштабировали удачный проект, открыв нечто подобное в 50 милях на восток.

В большом городе со 100-тысячным населением Сан-Бернардино в том же штате Калифорния предприниматели открыли более крупный киоск по продаже хот-догов, а затем на $5 тысяч кредитных средств, полученных на расширение бизнеса от Bank of America, основали на углу оживленных улиц ресторан для автомобилистов. Первый McDonald's в США неожиданно оказался успешным заведением питания: на нем братья зарабатывали $40 тысяч в год. Посетителями нового ресторана были молодые люди, которым понравилась возможность дешево поесть и пофлиртовать с официантками.

Первый ресторан Макдональдс, 1940, штат Калифорния, США.

Первый ресторан McDonald's, 1940 год, штат Калифорния, США.

Лишнее звено

Однако в дальнейшем именно официантки были изъяты из сервиса из-за того, что своим флиртом ради увеличения чаевых замедляли процесс обслуживания клиентов. А еще одно изменение в обновленной бизнес-модели было продиктовано наблюдением, что львиную долю общего объема продаж составляли гамбургеры: английское название hamburger или сокращенный вариант бургер означает закрытый сэндвич (бутерброд), состоящий из разрезанной пополам круглой булочки, между половинками которой укладываются разогретая плоская котлета, овощи и соус.

Новое меню ускорило приготовление заказов и облегчило работу персонала, ведь чистить сковородки стало значительно проще, чем грили, а собирать бургеры оказалось быстрее других вариантов приготовления пищи. В 1948 году братья Макдональды полностью перестроили работу ресторана в Сан-Бернардино, сосредоточившись на гамбургерах, картофеле фри и молочных коктейлях. В обновленном заведении намеренно отказались от внутреннего столового помещения и официантов: предварительно приготовленные котлеты хранились в теплом виде, а гамбургеры доставлялись на стойку заказов с максимально производительной кухни-конвейера.

Братья Ричард (Дик) и Морис (Мак) Макдональд.

Братья Ричард (Дик) и Морис (Мак) Макдональд.

Франшиза McDonald's

Впервые в мире сформулировав принципы концепции "быстрого питания", основатели McDonald's заложили одновременно основы и для быстрого обогащения. В условиях роста финансового успеха следующей мечтой братьев стала идея заработать $1 миллион до того, как им исполнится 50 лет. С этой целью в 1953 году Макдональды начали франчайзинг своей системы, введя такую форму организации бизнеса, когда владелец компании за определенную плату передает право продажи товаров или услуг другим исполнителям. Первым McDonald's в США на франшизе был ресторан в Финиксе (штат Аризона) под руководством Нила Фокса.

Поначалу Макдональды передавали в аренду не название ресторана, а лишь собственную систему, а позже начали "делиться" всей концепцией, включая стандартный проект ресторана от архитектора Стэнли Кларка Местного и логотип от Ричарда Макдональда в виде буквы "М" из парных золотых арок. Впрочем, братья не планировали слишком расширять сеть заведений и рассчитывали на небольшое количество ресторанов. Это произошло благодаря новому партнеру основателей McDonald's Рэю Кроку: именно он создал ту разветвленную корпорацию, которую мы знаем сегодня.

Буква М в МакДональдсе

Победная стратегия

В 1954 году Рэй Крок приобрел у братьев Макдональдов права эксклюзивного агента по франчайзингу. Годом позже он открыл ресторан в штате Иллинойс - его первый McDonald's в США расположен в городке Дес-Плейнз: там теперь сделан музей корпорации. Компанию McDonald's System Рэй Крок зарегистрировал в 1955 году (в 1960 году она была переименована в McDonald's Corporation). В 1959 году количество ресторанов, открытых создателем наиболее прибыльной сети быстрого питания, превысило сотню, а в 1961 году Рэй Крок полностью выкупил права на компанию и стал ее новым владельцем. В отличие от основателей бизнеса, которых до встречи с новым партнером вполне устраивал заработок $100 тысяч в год, Крока бы такая "высота потолка" не удовлетворила.

1963 год ознаменовался продажей миллиардного гамбургера, а маркетинговой находкой для привлечения нового сегмента пользователей стало использование рыжеволосого клоуна Рональда Макдональда. В 1968 году появился Биг Мак от McDonald's, в 1973-м меню дополнилось готовыми завтраками, а с 1975 года рестораны начали принимать заказы от автомобилистов.

Рэй Крок

Рэй Крок

Как создали Биг-Мак

Новый бургер с двумя говяжьими бифштексами, луком, маринованным огурцомсыром "Чеддер", свежим салатЗаправленными специальным соусом, и тремя слоями булочки с семенами сезама стал успешной новацией от франчайзера Джима Делегати, который создавал конкурента подобного гамбургера из ресторана Big Boy. Отличительной чертой большого бургера стал третий кусок хлеба, стабилизирующий содержимое и не позволяющий гамбургеру развалиться. Бургер Биг Мак оказался настоящей "звездой" ресторанов McDonald's и быстро стал лидером продаж во всех американских штатах.

Популярность Биг-Мака с 1968 года не снижается, сегодня это блюдо быстрого питания с энергетической ценностью 503 ккал известно во всем мире. Почти 70 лет Бик-Мак покоряет гастрономические вкусы разных поколений, порождая слухи о вероятных "секретных примесях", благодаря которым возникает тяга к этому продукту и его ресторанной "компаньонке" - картофелю фри, популярность которого так же высока. Многие люди полюбили уникальную приправу, не догадываясь, что именно в ней содержится. Поэтому откровения бывшего шеф-повара McDonald's воспринимаются как сенсация.

Джим Делегати

Джим Делегати

Феномен Биг Мака

По словам одного из экс-работников сети, "тайные" ингредиенты стоит искать в особом соусе, состав которого действительно не является очевидным. То, чем поливают измельченную лук и салат в McDonald's, на самом деле не является кетчупом, несмотря на фирменный розовый оттенок острой приправы. Этот уникальный соус не добавляется к другим блюдам фаст-фуда, поэтому секреты Биг Мака долгое время остаются интригой. Оказывается, что фирменный соус на основе майонеза приобретает свой неповторимый вкус благодаря комбинации винного уксуса и дюссельдорфской горчицы.

В соусе не содержится ни одного компонента на основе томатыЗато есть широкий перечень консервантов, стабилизаторов и специй, которые бы вы не добавляли в продукт домашнего приготовления. Оранжевый цвет соуса для Биг Мака обусловлен содержанием паприки, которая имеет функцию красителя и вкусовой добавки. Кроме паприки, уксуса и горчицы, остальные ингредиенты - такие же, как и ожидалось. "Секретный" соус готовится из смеси майонеза, белого перца, сладкого маринованного огурца, гранулированного чеснока и лукового порошка. Все это надо смешать и оставить минимум на полчаса, а затем можно добавлять к Биг Маку.

соус Биг Мак

Что такое Биг Мак индекс

Из-за того, что это блюдо объединило мир, по нему даже определяют паритет покупательной способности в разных странах. Издание The Economist назвало неофициальный способ определения ППС "бутербродным" курсом. Индекс Биг Мака - это изобретение, определяющее, сколько должен стоить бургер Биг Мак от McDonald's в определенной стране, учитывая курс ее национальной валюты. Ежегодный Индекс Биг Мака The Economist составляет с 1986 года. Аргументы в пользу этой системы - McDonald's присутствует в большинстве стран, а сам Биг Мак содержит основные продовольственные компоненты (мясо, овощи, хлеб), поэтому может считаться универсальным обобщением продукта народного хозяйства.

Эксперты рассматривают соотношение стоимости Биг Мака в разных странах эквивалентом соотношения курсов тамошних валют. В свое время по этому показателю украинская гривна была отнесена к десятке самых недооцененных мировых валют. Тогда экономисты отметили, что наша страна, как и Малайзия, Китай, Египет, Индонезия и Филиппины, свою валюту недооценивает, а развитые страны, наоборот, существенно переоценивают стоимость национальных валют (иногда более чем вдвое). Самым дорогим бургер оказался в Исландии ($7,44), Норвегии ($6,63), Швейцарии ($5,05), а самым дешевым - в Китае ($1,41).

Индекс BIG MAC

Биг Мак: история успеха

Сейчас под легендарной торговой маркой работают более 40 тысяч ресторанов в 120 странах, 95% из которых - это франшиза McDonald's. 24 мая 1997 года в Киеве открылся первый ресторан McDonald's в Украине. Наша страна стала тогда 102-м государством, где начала функционировать всемирно известная сеть. По состоянию на 2024 год в 24 городах и пяти селах Украины McDonald's был представлен 123 ресторанами, девять из которых попали в сотню самых посещаемых заведений McDonald's в мире. А потенциал лидера фастфуда в Украине оценивается в 500 ресторанов. По новой концепции развития, новые заведения будут открываться вдоль крупных трасс.

Корпорация со штаб-квартирой в пригороде Чикаго Оук-Брук входит в перечень крупнейших компаний США. Дальнейшее развитие McDonald's в мире - это победное шествие лидера рынка с эффективными принципами работы. Практически в каждом крупном городе рестораны McDonald's радуют посетителей доступными ценами, высоким качеством продуктов и разнообразным меню. На протяжении десятилетий ассортимент блюд в заведениях быстрого питания McDonald's неоднократно менялся и улучшался. В частности, с добавлением в ресторанное меню куриных макнаггетсов McDonald's вышел на второе место в мире по розничным продажам курятины. В украинских заведениях McDonald's проводятся сезоны украинской кухни, когда в меню появляются "украинский соус" и серия "украинских бургеров".

Меню МакДональдс с наггетсами

Ответственный за радость

История Биг Мака и история McDonald's неотъемлемы от истории клоуна Рональда Макдональда. В 1963 году топ-менеджеры McDonald's с рекламной целью организовывали праздничные шоу для детей, пригласив на праздник в Вашингтоне аниматора в образе грустного клоуна Бозо, который очень понравился маленьким посетителям и их родителям. Тогда менеджеры компании решила создать собственного персонажа, который бы стал ее символом. На массовые мероприятия в рестораны McDonald's на роль клоуна Рональда Макдональда приглашались известные артисты, аниматоры и юмористы, которые способствовали привлечению новых клиентов. В 2003 году Рональд Макдональд был провозглашен официальным "руководителем радости" в корпорации McDonald's - Chief Happiness Officer.

Клоун Рональд Макдональд

Для дальнейшей популяризации заведений сети бренд предлагает гостям дополнительные услуги вроде игровой зоны, бесплатного доступа к Wi-Fi и спокойной тихой музыки, способствующей расслаблению и приятному отдыху. Ориентир на будущее - безупречное обслуживание и полезность меню. Во времена, когда альтернатива становится нормой, новыми клиентами заведений фаст-фуда в Украине будут не только люди, которые хотят сэкономить время, но и сторонники здорового и сбалансированного питания. Поэтому в заведениях быстрого питания появляются вегетарианские, безглютеновые или безлактозные блюда, а трендом года становятся овощи.

Секреты успеха компании McDonald's

Первой предпосылкой признания бренда стало сохранение лучшего: Рэй Крок в McDonald's придерживался той формы обслуживания, которая уже зарекомендовала себя при Макдональдах - он ее не менял, а лишь усовершенствовал и стандартизировал. Продавец прав франшизы McDonald's всегда культивировал поиск лучших решений: система управления и работа ресторанов, как и пищевые технологии, неизменно модернизируются. Например, картофель фри популярность свою потому увеличивает, что на улучшение его качества и вкуса корпорация за десять лет потратила более $3 миллионов.

Система работы на франшизе McDonald's отрегулирована до мелочей, ведь соблюдение правил и стандартов является основой философии компании. Главными критериями при отборе кандидатов на рабочие места в сети являются активность и трудолюбие. Высокий порог входа в корпорацию является тем фильтром, который гарантирует привлечение наиболее мотивированных и состоятельных новых партнеров. Кроме безупречной деловой репутации, McDonald's требует от инвесторов наличия $500-тысячного свободного капитала и не позволяет участвовать в делах за счет кредитных средств. Одна из самых дорогих франшиз на украинском рынке - это высокие стандарты и давление: регулярные проверки держат под контролем и температуру фритюра, и доброжелательность кассира. Но потребитель от такой бдительности только выигрывает, потому что получает именно то качество, которое обеспечивает феномен Биг Мака.

Фото из открытых источников

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс о ценностях и образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

НЕ ПРОПУСТИЛ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ!

Дайджест с лучшими статьями в вашем почтовом ящике - читайте, когда удобно!

UA