Он прожил полжизни с пулей, оставшейся рядом с сердцем, а вторая пуля его жизнь оборвала. Он основал первый украинский новаторский театр и был человеком будущего, чьи идеи до сих пор актуальны й в наши дни. Он мог бы еще долго жить и творить, но стал жертвой российской репрессивной машины, безжалостно уничтожавшей украинское возрождение.
Театр: новатор, националист и человек будущего
Театр занимал основную часть сознательной жизни художника. Курбас происходил из театральной семьи - его родители были галицкими актерами, а сам он окончил драматическую школу при Венской консерватории. Интересно, что в Вену - в то время крупнейший город Европы - он попал, переведясь из Львовского университета в знак протеста против политики полонизации.
После возвращения на Галичину Курбас сначала работал в Театре Гната Хоткевича, а затем в известном львовском театре «Русской Беседы» (после 1914 года он назывался «Театр Украинской Беседы»). А в 1915 году основал в Тернополе первый стационарный украинский профессиональный театр «Тернопольские театральные вечера». Его представления пользовались успехом и популярностью среди местных зрителей, но Курбас грезил Киевом и мечтал работать вместе с актером и режиссером Николаем Садовским в его театре (который представлял собой Труппу украинских артистов, основанную на базе передвижного театра), где в то время сияли звезды Марии Заньковецкой, Анны Борисоглебской, оперного певца Ивана Козловского и многих других. Впоследствии идеально вписался в этот коллектив и галицкий художник.
Лесь Курбас. Ориентировочно 1908 год
Однако Лесю постоянно хотелось создавать и совершенствовать свое собственное. И вот уже через год после переезда в Киев, в марте 1917 года, он организует студию молодых актеров, которая впоследствии становится Молодым театром. В Манифесте театра, который Курбас разместил в Рабочей газете, декларировались отказ от этнографического репертуара и акцент на современных украинских пьесах и мировой классике.
«Молодой» считался первым модернистским отечественным театром, и первая постановка греческой классики – «Царь Эдип» Софокла – состоялась именно в его репертуаре. Ставились также пьесы Бернарда Шоу, Мольера, Ибсена, Леси Украинки, Винниченко и других. Но весной 1919 года в результате известных событий молодой театр был национализирован большевистским правительством, а уже летом следующего года Курбас собирает своих лучших актеров и под названием «Кийдрамте» труппа начинает турне по городам Киевщины.
Вероятно, что главным театральным проектом режиссера, выражаясь современными терминами, был театр "Березиль", который он основал в Киеве в 1922 году. Знатоки и историки отечественного театрального искусства отмечают, что это была целая четко сбалансированная и регулярно действующая масштабная структура, которую можно было бы сравнить с отдельным театральным государством. В заведении было 6 актерских студий, режиссерская лаборатория, десять комитетов (среди которых - "психологически-технический") и около 400 актеров и сотрудников.
Актеры театра «Березиль»
Кроме того, «Березиль» издавал собственный журнал «Баррикады театра» и имел свой мюзик-холл. Впоследствии при художественном объединении была основана студия языка, целью которой было создание театральной терминологии для подготовки специального словаря.
Театр с самого начала заявил о себе не только как экспериментальный, но и как модернистский и новаторский: в характерном для того времени революционном подъеме было заявлено о борьбе против развлекательности, рутины и штампов, постоянно продолжался поиск новых сценических средств и форм. «Березиль» удалялся от так называемого реалистического театра в сторону авангарда, конструктивизма и необарокко.
В 1926 году театр «Березиль» переезжает в тогдашнюю украинскую столицу – Харьков. В это время начался самый интересный период его деятельности, вошедший в историю как «философский»: в сотрудничестве с драматургом Миколою Кулишем и художником Вадимом Меллером появляются такие уже исторические постановки как «Народный Малахий», «Мина Мазайло», «Маклена Граса».
Период самый интересный, но и непростой, потому что именно постановка этих произведений вызвала не только литературную дискуссию и официальные театральные диспуты (один из них длился, как утверждают, с 8 утра до 2 часов ночи), но и нападения на Курбаса со стороны власти, его травлю, и впоследствии – арест. Режиссера обвиняли в буржуазном национализме, контрреволюционности, формализме и отрыве от русского театра.
Спектакль театра «Березиль»
К примеру, в 1930 году «Березиль» поставил пьесу Кулиша «97», где центральной темой является голод в украинских селах, который уже продолжался и скрывался властью. Как следствие, после ареста Курбаса в 1933 году театр был закрыт, и актерский коллектив присоединился к труппе Харьковского украинского драматического театра имени Шевченко. В протоколе заседания коллегии, закрывавшей театр, было сказано, что Курбас занимал «позицию украинского националиста», а театр «не смог занять соответствующее место в создании украинского советского искусства».
Любовь: суицидальные страсти и пуля рядом с сердцем
Это было во Львове, когда Лесь был актером театра «Русской Беседы». Партнершей Курбаса по сцене была молодая и талантливая актриса Екатерина Рубчакова. Не удивительнен тот факт, что молодой Курбас, который в возрасте 26 лет был настоящей звездой, влюбился в свою партнершу. По законам жизненной драматургии она была замужем за актером того же театра Иваном Рубчаковым, и пара имела двух дочерей.
Екатерина Рубчакова
Тем не менее Лесь однажды решился признаться Екатерине в своих чувствах, и вроде бы она не восприняла это признание всерьез, а лишь рассмеялась в ответ. Тогда Курбас решается на отчаянный шаг: он стреляет в себя и чуть не попадает в сердце. Это было настоящее чудо, ведь пуля не попала в цель, а остановилась довольно близко от сердца. Врачи спасли жизнь молодого актера, но доставать пулю не решились, поэтому Курбас до конца жизни прожил с остатками металла рядом с сердцем.
Свою любовь художник встретил чуть позже в Киеве, куда переехал, решив кардинально изменить жизнь. В 1918 году туда также приезжает русский балетмейстер Михаил Мордкин, он арендует зал у здания театра Бургонье на Прорезной улице, где проходят репетиции и представления основанного Курбасом Молодого театра. Там Лесь знакомится с юной балериной Валентиной Чистяковой, дочерью солиста московского Большого театра, и уже в сентябре 1919 года Курбас и Чистякова обвенчались в Андреевской церкви столицы.
Валентина Чистякова
Однако не все было хорошо в этих артистических отношениях: утверждают, что через некоторое время у Валентины начался роман с одним из актеров театра. И когда отношения любовников зашли слишком далеко, в жизни Леся произошло определенное дежавю, но с точностью наоборот: его жена с любовником решили совершить двойное самоубийство, приняв решение вместе прыгнуть с моста в воду. Но в последний момент перед прыжком Валентина то ли потеряла сознание, то ли почувствовала, что ей не хватает духу, но в воду она так и не прыгнула, а вот молодой человек это сделал и погиб.
Чистякова будет оставаться женой Курбаса до его смерти, вместе с ним будет переживать разгром театра «Березиль» в 1933 году, арест Леся и его гибель. В течение пяти лет после расстрела режиссера она не будет знать, что его уже нет в живых. С 1943 года вместе со своей свекровью – матерью Курбаса Вандой Яновичевой – она жила в Харькове, была актрисой драмтеатра имени Шевченко, затем преподавала в Харьковском институте искусств.
Гибель: сфабрикованное покушение и театр на Соловках
За два месяца до ареста, в октябре 1933 года, Лесь Курбас уехал в Москву. По одним данным – устраиваться на работу, по другим – туда его отправили из Харькова после прекращения работы театра «Березиль». Некоторое время он работал постановщиком в Малом театре и ставил шекспировского «Короля Лира» в государственном еврейском театре.
А еще в том же году, накануне резонансной постановки «Маклены Грасы», режиссера вызвал к себе на беседу второй секретарь компартии Украины Павел Постышев и деликатно попытался не просто склонить его на свою, прокоммунистическую сторону, но и полностью отказаться от взглядов и настроений, за что, конечно, обещал лояльность и дальнейшую благосклонность. Курбас отказался. Утверждают, что между мужчинами состоялся примерно такой диалог:
– Я давний и верный солдат сцены, мне уже поздно менять мои убеждения, – сказал Курбас.
– В таком случае мне вас жалко, – ответил Постышев.
Вот это «мне вас жалко» до сих пор режет слух в этой истории: помните, такую же фразу говорил более поздний печально известный правитель Украины, сбежавший из нее? А тогда «постышевский след» догнал режиссера через несколько месяцев: 26 декабря 1933 года Курбаса арестовали в Москве и обвинили в участии в террористической Украинской военной организации, которая якобы готовила покушение на Постышева. Подобные абсурдные задержания и надуманные обвинения происходят в россии и сейчас: как говорится, уже почти столетие прошло, а методы те же.
Пережив более двух месяцев жестоких допросов, Курбас вынужден был подписать протокол о том, что он «контрреволюционер». В апреле 1934 года режиссер был приговорен к пяти годам лагерей, и по строгим меркам того времени этот приговор выглядел даже оптимистично, потому что режиссер мог бы впоследствии выйти на свободу, но только этого не было в планах большевиков.
Лесь Курбас после ареста
Далее ни в чем невиновного украинского режиссера ожидал изнурительный и ужасающий географический маршрут суровых русских названий: Беломоро-Балтийский канал, Медвежья Гора в Карелии, печально известные Соловки, остров Анзер.
Но даже в заключении Лесь Курбас не оставлял свою профессию и призвание: на Соловках он создал собственный театр на 350 мест, сокамерники режиссера утверждали, что украинский артист настолько пользовался авторитетом в лагере, что имел даже собственный кабинет, в котором ни на минуту не расставался с портретом жены. Учитывая, что на Соловках было очень много заключенных украинцев, многие из них приходили к Курбасу за советом или просто послушать (по тем же свидетельствам, в отдельных помещениях лагеря заключенным разрешалось передвигаться).
В урочище Сандармох, в Карелии, в 19 километрах от города Медвежьегорск 3 ноября 1937 года был вынесен приговор особой тройки управления НКВД Ленинградской области, которая одним списком приговорила к смертной казни 1825 человек. Кроме Курбаса, в течение 2-3 ноября были также расстреляны выдающиеся представители украинской культуры – Микола Кулиш, Валерьян Пидмогильный, Николай Зеров, Валерьян Полищук и многие другие. Благодаря усилиям активистов общества «Мемориал» удалось установить имя палача – капитан госбезопасности Михаил Матвеев, собственноручно в своем отчете признавшийся в том, что за два дня из табельного нагана расстрелял более 500 человек, в результате чего «за успешную борьбу с контрреволюцией был награжден ценным подарком».
Акт о расстреле
Через пять лет после расстрела Курбаса его жене сообщили, что он умер от кровоизлияния в мозг, а издававшаяся в Ровно газета «Волынь» в 1942 году ошибочно сообщила, что режиссер работает перевозчиком на реке в россии. Кровавый режим тщательно скрывал следы своих преступлений.
Доктор искусствоведения Нели Корниенко в свое время сказала о Курбасе: «У нас был творец 21-22 веков. Это вполне ясно сегодня, после реконструкции его спектаклей».
Фото: ru.wikipedia.org