Рисованная красота: макияж как путь к спасению мира

Что формировало традиции украшения лица и какие изменения в обществе в разные времена влияли на них?

10 сентября - Международный день макияжа. Придумал этот повод для собственного поздравления в 2016 году американский визажист (специалист по макияжу или художник по лицу, visage в переводе с французского - "лицо", "образ") и бьюти-блогер (beauty - "красота", "физическая привлекательность") Джеймс Чарльз, а отмечать с ним его профессиональный праздник могут все, кто понимает значение внешней привлекательности для внутренней гармонии. Ведь еще древнеримский поэт Овидий на заре новой эры отмечал, что "совершенные от природы лица являются редкостью", и советовал "не выставлять напоказ изъяны в теле и лице, если их можно скрыть". На протяжении многих веков карандаши, кисти и краски позволяли выживать не только художникам: использование средств эстетической коррекции помогло стать более успешными ые счастливыми многим из тех, кого принято считать "прекрасной половиной человечества".

визажист наносит тени на веки

Сама себе оформитель

Макияж - это искусство декорирования лица с помощью косметики. Французское слово maquillage переводится как "грим" или "гримирование". Подобную этимологию имеет и английский аналог makeup, который происходит от to make up - "собирать", "подбирать". Термин, которым называют косметику, пришел в обиход из театра, где означал создание образов актерам. Цель грима или косметики (мейкапа и макияжа) - самовыражение, украшение и камуфлирование (от французского camouflage - "скрывать" или "маскировать"). Макияж - это не только декорирование в смысле рисования, то есть нанесение на лицо штрихов и красок, но и моделирование, создание зрительного эффекта, коррекция форм и цвета.

Косметика способна выделить красивые черты, скрыть диспропорции и недостатки. С помощью грима можно изменить внешность, создать индивидуальный образ, эстетически усовершенствоваться или визуально омолодиться. Став развитой и прибыльной индустрией, декорирование кожи, глаз, бровей и губ происходит по тем же канонам, что и в начале цивилизации. Использование косметика имеет тысячелетнюю историю, за которую менялись человеческие представления о красоте, но неизменными оставались базовые материалы для ее создания. Они компенсируют недостатки цвета волос и кожи, образующиеся сочетанием в организме трех природных пигментов: меланина, каротина и гемоглобина.

декоративная косметика

История макияжа

Родословная косметики уходит корнями в начальные этапы развития человечества, когда ритуальное раскрашивание лица и тела осуществлялось с целью определенного воздействия на окружающий мир. Нательными красками пользовались аборигены Папуа-Новой Гвинеи, народы ранних цивилизаций Месопотамии и Египта. Раскопки пещер в Северной Америке обнаружили цветные пигменты, вероятный возраст которых - 100-150 тысяч лет. Ученые назвали эти находки "доисторической косметикой". Для оформления своих лиц древние люди в разных концах света использовали примерно одинаковые красители - уголь, мел, медную руду, желтую охру, ляпис-голубой и диоксид марганца.

Важную роль макияж играл, например, в древнеегипетской культуре. Там с ним были знакомы не только женщины, но и мужчины. Римские патриции так же были замечены в применении косметики - они даже красили лысину на своей голове. За 10 тысяч лет до нашей эры древние египтяне знали компоненты для увлажняющего крема и производили краски для стойкого макияжа, который прочно держался на коже. В захоронениях тех далеких времен были обнаружены аппликаторы, дробилки и палитры для смешивания красок: без косметики и инструментов для ее изготовления или нанесения жители Древнего Египта не представляли своей жизни - ни физической, ни загробной. И самым известным вкладом древних египтян в развитие искусства макияжа стало изобретение черной подводки для глаз из сурьмы.

изображения древних египтян

Яркие ассоциации

В 4000 году до нашей эры женщины и мужчины на родине пирамид черным пигментом рисовали сложную имитацию "кошачьего глаза": такая раскраска демонстрировала высокий статус и богатство. Гречанки подкрашивали сажей рвы и ресницы, щекам придавали румянца красной охрой и красителем из местного лишайника, а малахитовые тени наносили на веки для пробуждения "солнечных" богов Гора и Ра, которые должны были защитить их от недуга. Независимо от назначения, древняя декоративная косметика (это выразительные средства коррекции внешности - карандаши, румяна, тени, пудры, тушь, тональные кремы и лаки для ногтей) отличалась яркостью из-за использования натуральных пигментов. Макияж упоминался даже в Ветхом Завете, где рассказывалось о том, как Иезавель около 840 года до нашей эры красила свои веки. Описывала косметические процедуры еще и книга Эсфири.

В 1-м веке нашей эры женщины Древнего Рима наносили на щеки красный пигмент из пестиков цветков крокуса (шафран и в будущем традиционно использовался для производства румян), осветляя остальные участки лица белой пудрой. Древние римлянки так же окрашивали в красный цвет ногти животным желудочным эликсиром (из свиных крови и жира). Первыми румянами в истории макияжа и косметики были палочки охры, внешне напоминающие нынешние тени-стики. Охру наши предки добывали путем смешивания оксида железа с жиром. Натуральный карминовый пигмент получали из насекомого кермесу (дубовой кошенили), а также токсичных минералов: сульфида ртути и окиси свинца. Безопасным способом получения карминового экстракта было использование частей растений и их плодов: красного амаранта, свеклы, алканов красильных, сафлора, шелковицы или клубники.

женщины Древнего Рима

Защита и благополучие

В то время как китайские женщины из династии Хань отбеливали лицо порошком из кожуры мандарина, настойкой из лепестков персика и семян дыни, римские женщины во II веке нашей эры отбеливали кожу и избавлялись от веснушек с помощью корней дикой дыни. Это был прогресс по сравнению с практикой предшественниц - гречанок, которые в 200-х годах до нашей эры добивались благородной бледности протиранием кожи свинцовым пигментом (токсичная косметика на основе свинца широко использовалась в мире до 1800-х годов). Обнаружив запасы белой пудры в древних захоронениях IV-V веков на территории современного Ирана, ученые установили, что пользовались ею как тональным средством и женщины, и мужчины. Там были найдены следы красного пигмента на металлических чашах, в которых хранилась краска для щек и губ. Наносили ее древние иранцы знакомой нам ватной подушечкой.

гейша

В VIII веке нашей эры из Африки и Ближнего Востока в Индию распространилось искусство росписи тела краской из хны. Узоры на ладонях, ногах и шее с давних времен защищают индийских женщин от сглаза и охраняют их счастье в браке. В индуизме замужние женщины традиционно рисуют сандаловой пастой, глиной, пеплом или другими веществами в центре лба и на других участках тела священный "знак правды" или "третий глаз" - т. н. "бинди" или "хинди" (переводится как "точка" или "капля"). Как и свадебный наряд индийской невесты, эта точка у молодых женщин обычно красного цвета. Все оттенки красного остаются самым распространенным цветом в макияже, имея в разных культурах одинаковое значение - здоровье, счастье, любовь, страсть. Косметическая популярность красного пигмента имеет биологическую причину - он имитирует приток крови. Ярко-красные губы и румянец на щеках характерны для юности, пышущей здоровьем. Красный является основным цветом, который используется в актерском гриме в китайской опере и японском театре Кабуки.

От "вампа" до "Золушки"

За 5000 лет традиции украшения лица практически не изменились. До сих пор классикой нашего косметического арсенала остаются "патриархальные" средства макияжа: черная подводка для глаз, черная тушь, тени для век, пудра и цветовые акценты на скулах и губах. Виды макияжа учитывают время, место и повод для его использования. Он может быть натуральным (искусство макияжа заключается в том, чтобы его не было видно), дневным, вечерним, коктейльным, праздничным, свадебным, халяльным (мусульманкам следует придерживаться предписаний Корана) и специальным ("боевая раскраска" используется военными, охотниками, рыбаками или спортивными болельщиками). Модные тренды с развитием индустрии красоты меняются каждое десятилетие. Интенсифицировался этот процесс с появлением фабричной косметики в ХХ веке.

женщина с макияжем вамп

Если во время Первой мировой войны женщины пользовались макияжем сдержанно (ведь мужчины были на фронте), то в 1920-е годы с раскрепощением "не слабого пола" в моду ворвался образ "вамп" - с яркой подводкой глаз, темными веками и бордовой помадой. В 1930-х годах косметическая мода снова сменилась аристократической сдержанностью, оставив от макияжа прошлого десятилетия выразительные глаза, но смягчив насыщенность губ. В дальнейшем тренды в макияже диктовали модные подиумы, глянцевые журналы и Голливуд. С 1960-х годов установилось правило "хорошего тона": делать акцент либо на губах, либо на глазах. Придавая образу невинности, тогдашние красавицы предпочитали выделять именно глаза, что делало их лицо моложе. Эта тенденция периодически возвращается в тренды, главным направлением которых становится мода на естественную красоту с "невидимым" макияжем.

Бриджит Бардо

Принудительная женственность?

Вместе с быстрым ростом доступности и популярности косметики в обществе время от времени растет и волна сопротивления "узаконенному обману". Если инициатива протестов против использования макияжа в 1920-х годах принадлежала феминисткам, которые выступали против "инструмента подавления женщин", которых мода подчиняет надуманным общественным стандартам, то впоследствии критика косметики звучала уже отовсюду. И от борцов за права женщин (ими осуждалось "принуждение к женственности"), и от борцов за права животных, на которых испытываются косметические средства, и от врачей (психотерапевты даже исследовали связь между пользованием макияжем и раздвоением лица - шизофренией), и от религиозных групп, и даже от "обманутых мужчин".

Если в 1968 году на конкурсе "Мисс Америка" феминистки протестовали против косметики как "оружия женских пыток", то в акциях протеста в 1990-е годы представительницы т. н. "помадного феминизма", наоборот, отвергали любые ограничения, связанные с использованием макияжа. Несмотря на долгую историю косметики, ее восприятие в обществе не является однозначным. Еще в прошлом поколении макияж строго запрещался в школе, и старшеклассницы могли только мечтать о той свободе, которую получат вскоре их дочери и внучки. А теперь в магазинах есть даже отдельные отделы подростковой и детской косметики, которая не так вредна для юного возраста, как взрослые линии косметических средств для зрелой кожи.

женщина закрывает лицо руками

Собственный выбор

Согласно научным исследованиям, использование адекватного макияжа повышает привлекательность женщины и усиливает восприятие окружающими ее компетентности и надежности. Эксперты из Гарвардского университета сделали вывод о культурных сдвигах, изменивших само восприятие предназначения косметики. Если раньше мотивацией для женского украшения было "угодить мужчинам", то теперь это разве что их "собственный выбор". В наши дни косметика является эффективным "карьерным инструментом" и необходимым "должностным аксессуаром". На многих рабочих местах использование косметики прописывается в служебной инструкции: если у фармацевтов, работающих на производстве лекарств, например, туши и помады на лице не должно быть вообще, то у персонала торговых залов, стюардесс, переводчиц дипломатических миссий и менеджеров в офисах использование макияжа обусловлено протоколом или внутренним распорядком.

женщина наносит помаду

Как выяснили исследователи, женщины с правильным макияжем кажутся людям умными и ответственными, ведь постоянный хороший вид является показателем самодисциплины. Однако, в то же время права и женщина-профессор, которая критикует "предвзятость красоты" и требует судить о ее профессиональной ценности по уровню знаний, а не по цвету помады. В любом случае каждая женщина должна понимать, что с помощью макияжа может выглядеть более открыто в глазах тех, кто оценивает ее по первому впечатлению. Косметика может создать необходимый образ, расположив к ее носителям тех людей, которым такая информация предназначена. И эта "манипуляция" полностью находится под нашим управлением, исполнением и контролем. Если и вправду мир спасет красота, то ее саму спасет косметичка.

Фото: pexels.com, pixabay.com

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.

UA