Мэри Пикфорд: громкая звезда немого кино

Роли бедной сиротки принесли "девочке с золотыми кудряшками" миллионное состояние, а съемки в лентах, где поначалу даже не указывалось ее имени, сделали актрису с "подростковым амплуа" одной из самых влиятельных женщин в истории киноиндустрии.

Работа в кадре ради дополнительного заработка требовала от будущей легенды немого кино преодоления внутреннего чувства унижения: для театральных актеров участие в съемках когда-то считалось делом недостойным. Тем не менее, именно с того "стыда" началась звездная биография Мэри Пикфорд - любимицы Америки, чьи отпечатки ладоней появились на цементной плите перед кинотеатром Grauman's Chinese Theatre первыми. Хрупкая канадка ирландского происхождения до 35 лет будет играть подростков, зарабатывать больше Чарли Чаплина, создаст собственную кинокорпорацию, организует до сих пор действующий Фонд поддержки пожилых киноработников и получит два Оскара - за лучшую роль и вклад в развитие кинематографа.

Мэри Пикфорд с Чарли Чаплином у кинокамеры

Карьера - с детства

Родилась Глэдис Мэри Смит 8 апреля 1892 года в канадском Торонто. Ее отец Джон Чарльз Смит был сыном эмигрантов-методистов, переехавших в Канаду из Великобритании. Мать Шарлотта Хеннесси происходила из семьи ирландских католиков. Чтобы угодить родственникам с обеих сторон, детей родители окрестили сразу в обеих церквях (Глэдис имела младших брата и сестру Джека и Лотти, которые тоже станут актерами). Семья будущей звезды была бедной: мать зарабатывала на жизнь шитьем, а отец-разнорабочий нашел свою последнюю работу на пароходе (кто-то из биографов актрисы писал, что он там работал поваром, а кто-то называл его казначеем). Отец умер на том корабле от кровоизлияния в мозг 11 февраля 1898 года.

Вдова должна была растить троих маленьких детей сама. Она открыла пансион и по совету постояльцев одновременно начала играть вместе с детьми в местном странствующем театре Princess Theatre, где в начале 1900 года дебютировала в постановке "Серебряный король" семилетняя Глэдис. В течение шести лет семья Смитов зарабатывала на жизнь игрой в водевилях и мелодрамах, гастролируя по Америке и работая на различные театральные компании. В 15 лет Глэдис была уже опытной мастерицей театральной сцены, когда ее пригласил в лучший тогдашний американский театр известный антрепренер. Игра Мэри ему так понравилась, что он согласился платить ей за работу по 10 долларов в день - вдвое больше, чем другим актерам.

Мэри Пикфорд маленькая актриса

Мэри Пикфорд - маленькая актриса

Успех без сценария

По требованию режиссера и драматурга Дэвида Беласко юная исполнительница взяла для выступлений псевдоним Мэри Пикфорд (так звали ее бабушку) и дебютировала на Бродвее в постановке по пьесе "Уоррены из Вирджинии" за $25 в неделю. Когда спектакль, выдержавший 380 показов, сняли с репертуара, 17-летняя Мэри в поисках подработки пошла на свои первые кинопробы. Это был вынужденный шаг: на киностудию Biograph Studios девушку привела лишь нехватка средств, ведь неразвитый кинематограф в свои ранние времена считался менее значимым искусством, чем театр. Кинорежиссер Дэвид Уорк Гриффит как будто ее и ждал, потому что снял миловидную кандидатку в короткометражке в тот же день.

За первый год работы на студии актриса немого кино Мэри Пикфорд снялась в полусотне лент Гриффита: производство новых фильмов тогда не отнимало много времени, ведь их снимали практически без сценария, отснятый материал умещался на одну бобину кинопленки и не превышал по продолжительности 12 минут. В частности, хронометраж драмы 1909 года "Одинокая вилла", где сыграла 17-летняя Пикфорд, - 8 минут. Но этого было достаточно, чтобы зрители разглядели в молодом даровании кое-что интересное: девушка передавала эмоции выразительным взглядом, а не характерными для немого кино экспрессивными движениями. О Мэри говорили, что она играет "душой, а не жестами".

Семнадцатилетняя Пикфорд в одном из своих первых фильмов - драме "Одинокая вилла" (1909)

Семнадцатилетняя Пикфорд в одном из своих первых фильмов - драме "Одинокая вилла" (1909)

"Девушка с золотыми кудряшками"

Причиной перевозки труппы в начале 1910 года из Нью-Йорка в Лос-Анджелес стало не только облегчение съемочного процесса из-за более длинного на западном побережье светового дня. К такому решению режиссера побудило, прежде всего, избежание грабительской платы за патенты производителей съемочной техники. И хотя тогда на Biograph Studios еще не существовало титров с именами исполнителей ролей, зрители запомнили героиню немых лент как "девушку с золотыми кудряшками". В дальнейшем Мэри сменила киностудию, подписав контракт с оплатой $175 в неделю. Но неудовлетворительное качество продукции IMP Company (всего там вышло более трех десятков фильмов с участием Пикфорд) разочаровало актрису, и она расторгла контракт по суду.
На следующей студии Majestic Film Пикфорд назначили еще больший гонорар в $225 в неделю. Несмотря на то, что кинокомпания взяла в штат на режиссерскую должность актера Оуэна Мура, который был в то время ее первым мужем, сотрудничество не сложилось. В 1912 году уже широко известная актриса возобновила работу с Гриффитом, а в январе 1913-го вернулась на сцену, чтобы сыграть роль в спектакле Беласко "Хорошенький дьявол". На этот раз театральный режиссер в десять раз повысил гонорар шестилетней давности, согласившись вознаграждать исполнительницу суммой $250 в неделю. В дальнейшем та пьеса была экранизирована кинокомпанией Famous Players, с которой ловкая Пикфорд заключила удачный контракт, который ее во всем устраивал.

Мэри Пикфорд в спектакле "Хорошенький дьявол"

Мэри Пикфорд в спектакле "Хорошенький дьявол"

Способная ученица

Сотрудничать с новым продюсером Адольфом Цукором (он имел венгерское происхождение) означало окончательно оставить Гриффита. Это произошло тогда, когда режиссер короткого метра сделал с Мэри семь полнометражных фильмов (все они вышли в 1914 году), и одна из тех работ, роль дочери скватера в мелодраме "Тес из Страны бурь", стала поворотным моментом в кинокарьере актрисы. С тех пор фильмография Мэри Пикфорд состояла из ролей, сопровождавшихся аншлагами: газетчики советовали публике приходить на сеансы пораньше, чтобы не создавать давки. Появившись за четыре последующих года в 20 полнометражных картинах продюсера Цукора, молодая американская звезда стала объектом фанатичного обожания поклонников.

Одновременно с популярностью росли и гонорары: на 1916 год они уже составляли $2 тысячи в неделю и половину прибыли от проката. К тому времени за Мэри закрепилось амплуа "девочки-подростка". Созданные ею образы обездоленных сирот и несправедливо обиженных жизнью девушек бедного происхождения всегда находили отклик в сердцах зрителей, которые искренне сочувствовали тем трогательным экранным героиням. Впрочем, сама актриса не была такой же беспомощной, как созданные ею персонажи. Вне съемочной площадки Мэри Пикфорд проявляла выдающиеся деловые качества. В 24 года она основала собственную кинокомпанию Mary Pickford Company и получила чуть ли не исключительные права на свои фильмы.

Компания Мэри Пикфорд

Вершина славы

В свои лучшие времена звезда немого кино Мэри Пикфорд сама отбирала для себя роли, партнеров-актеров и режиссеров. Она лично утверждала рекламные кампании собственных фильмов и высказывала пожелания по монтажу. Такая договоренность позволила Мэри создать окружение, в котором ей было удобно работать. В 1917 году она считалась самой дорогой актрисой Голливуда: с $1 миллионом в год Пикфорд занимала первое место по доходам среди американских актеров (вторым был Чарли Чаплин). Наиболее кассовыми работами 1917-1918 годов были такие картины из фильмографии Мэри Пикфорд как "Гордость клана" (пытаясь протиснуться в кинозал, зрители выбивали двери кинотеатра), "Звезда морей", "Ребекка с фермы Саннибрук" и "Маленькая принцесса".

А в 1919 году вышли три картины по контракту с First National "Длинноногий папочка", "Сердце холмов" и "Хулиганка" с гонораром $675 тысяч (сейчас это была бы сумма $10 миллионов). В том же году Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбенкс, Чарли Чаплин и Дэвид Уорк Гриффит объединились для создания совместной дистрибьюторской кинокомпании United Artists, которая должна была заниматься прокатом фильмов, чтобы сломать прежнюю модель работы в Голливуде, когда крупные студии контролировали одновременно производство и прокат фильмов в сетях собственных кинотеатров. Соучредитель United Artists и продюсер собственных фильмов стала одной из самых влиятельных женщин, когда-либо работавших в киноиндустрии.

Гриффит, Пикфорд, Чаплин и Фэрбенкс подписывают соглашение о создании United Artists (1919)

Гриффит, Пикфорд, Чаплин и Фэрбенкс подписывают соглашение о создании United Artists (1919)

Звездный путь

Как ни странно, при такой бизнесовой предприимчивости изображение на фото Мэри Пикфорд с возрастом долго не менялось: в 33 года она сыграла в "Маленькой Анне Руни" 12-летнюю девчонку-победительницу, а годом позже - малолетнюю сироту в драме "Воробышек". Попробовав себя в 35 лет во "взрослой" роли в мелодраме "Моя любимая девушка", актриса увидела, что больше нравилась публике в юношеских образах, и, возможно, снова бы вернулась к подростковым ролям, если бы не горькое событие, заставившее ее "повзрослеть". В 1928 году от рака груди умерла мать актрисы, и Пикфорд очень тяжело восприняла свое реальное сиротство. В том же году Мэри публично попрощалась с детским имиджем: на газетные полосы попали фотографии Мэри Пикфорд из парикмахерского салона, где ей при репортерах остригли ее золотые кудряшки.

Следующим экзаменом для актрисы немого кино стало наступление эпохи звука. Ей предстояло доказать зрителям, что с голосом она будет играть не хуже, чем без него. Среди достойных внимания звуковых фильмов любимицы американцев - шекспировская комедия "Укрощение строптивой", где актриса снялась в паре со своим вторым мужем Дугласом Фербенксом. А главным достижением в фильмографии Мэри Пикфорд, состоящей из 290 работ, стала роль в трагической истории о красавице Норме Безант в звуковой экранизации пьесы "Кокетка" - за нее в 1929 году Мэри Пикфорд удостоилась премии "Оскар". Вторая золотая статуэтка, специальный приз "Оскар", появится в коллекции наград Мэри Пикфорд через 50 лет уже в конце жизни - так отметила вклад этой особы в развитие кинематографа американская Академия киноискусства, к основанию которой она так же была причастна.

Мэри Пикфорд с Оскаром

Личная жизнь Мэри Пикфорд

Первый актерский брак звезды быстро распался из-за алкоголизма актера ирландского происхождения Оуэна Мура, отношения с которым девушка некоторое время скрывала от матери (боялась ее осуждения), а оформила брак в 18 лет. Супруги снимались в дуэте, но муж не выдержал популярности жены, и через три года они разъехались. В дальнейшем Пикфорд скрывала от окружающих свою связь с женатым Дугласом Фэрбенксом, который выступал на Бродвее и вскоре стал таким же известным в кино, как и она. После развода Мэри с Муром в 1920 году пресса начала распространять слухи о возможном браке Пикфорд с Фэрбенксом. Актриса называла такие выдумки безосновательными, но на самом деле действительно тихо вышла замуж за Фэрбенкса, как только оба стали свободными.

Фэрбенкс и Пикфорд в своем поместье Пикфер

Пикфорд и Фэрбенкс в своем поместье Пикфер

После многомесячного морского путешествия в Европу звездная пара поселилась в большом поместье "Пикфер" (название создало слияние имен Пикфорд и Фэрбенкс) возле Лос-Анджелеса. На протяжении 1920-х годов это была самая известная супружеская пара Голливуда. На приемах у звездной четы побывала едва ли не вся тогдашняя американская элита. В 1927 году Пикфорд и Фэрбенкс стали первыми актерами, которые оставили свои отпечатки перед входом в Grauman's Chinese Theatre. Слава сопровождала звезд по всему миру. Но со временем муж, который любил путешествовать отдельно от жены, увлекся британской актрисой Сильвией Эшли. Новый роман поставил точку на законченном браке: бездетная пара стала жить порознь и в 1936 году официально развелась.

Его любимая девушка

В третий раз Мэри Пикфорд вышла замуж в 1937 году за актера и джазмена Чарльза Роджерса - своего бывшего кинопартнера, с которым снималась десять лет назад в мелодраме "Моя любимая девушка". Через два года, в 1939-м, умер Фернбекс, и женщину потеря бывшего мужа очень огорчила. Поговаривали, что звезда начала заглядывать в рюмку. К тому времени она уже похоронила всех своих родных людей: и мать, и брата, и сестру. В ее жизни уже не было шумных вечеринок, а после 1933 года не было и ролей. Когда сборы за фильмы с участием Пикфорд упали, с актерской карьерой было покончено. Однако, звезда не ушла из кинобизнеса: она работала как режиссер, сценарист и продюсер, создала фонд поддержки ветеранов кино и написала мемуары "Солнечный свет и тень".

И все это время ее последний муж был рядом: Пикфорд и Роджерс прожили вместе более 40 лет, вырастив приемных детей - мальчика Рональда Чарльза и девочку Роксану. Незадолго до смерти Мэри попросила правительство Канады восстановить ее гражданство, утраченное после брака с американским гражданином Фербенксом. Канада пошла прославленной соотечественнице навстречу, и актриса получила на склоне лет двойное гражданство. В возрасте 87 лет, 29 мая 1979 года, Мэри Пикфорд умерла от кровоизлияния в мозг. На могиле в мемориальном парке Форест-Лаун в Калифорнии всегда лежат красные и белые розы - любимые цветы женщины, создавшей Голливуд.

Мэри Пикфорд с третьим мужем Чарльзом "Бадди" Роджерсом

Мэри Пикфорд с третьим мужем Чарльзом "Бадди" Роджерсом и приемными детьми

Интересные факты

  • Во время Первой мировой войны, в 1918 году, Пикфорд призвала граждан покупать облигации военного займа, который направлялся на финансирование военных нужд. За это в честь актрисы были названы две пушки, 143-й артиллерийский полк неофициально назывался "Кудряшки Мэри", а саму ее возвели в ранг почетного полковника.
  • Во времена сухого закона в США появился алкогольный коктейль "Мэри Пикфорд", смешивающийся из светлого рома, бесцветного сухого фруктового ликера с мараскиновой вишниананасового сока и гренадина. Этот напиток, входящий в категорию "Незабываемые" в официальном перечне коктейлей Международной ассоциации барменов, был придуман именно для актрисы, в честь которой назван. Мэри Пикфорд дегустировала коктейль собственного имени в отеле "Насьональ де Куба", где она останавливалась во время пребывания в Гаване вместе с Чарли Чаплином и Дугласом Фербенксом.
  • Летом 1926 года Пикфорд и Фэрбенкс посетили СССР и во время посещения Украины актриса подарила поцелуй одному из поклонников. Год спустя вышел фильм "Поцелуй Мэри Пикфорд", где автор ленты Сергей Комаров использовал документальные кадры из хроники в монтаже сюжета о несчастливом в любви парне Гогу, на которого начинают обращать внимание женщины после того поцелуя от звезды. Сама Пикфорд узнала о существовании такого фильма уже на склоне жизни. Украинским зрителям, наверное, тоже интересно было бы его увидеть.

Цитаты Мэри Пикфорд

  • Я вынужденно жила не в свои годы, когда была просто ребенком, но теперь изменила порядок и намерена оставаться молодой на неопределенное время.
  • Для чего люди ходят в театр? Посмеяться, поплакать и снова посмеяться - это эмоциональное упражнение без всякой проповеди.
  • Неудача - это не тогда, когда мы падаем, а когда не можем подняться.
  • Прошлое нельзя изменить; будущее - еще в нашей власти.

Фото: wikipedia.org

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс о ценностях и образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

НЕ ПРОПУСТИЛ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ!

Дайджест с лучшими статьями в вашем почтовом ящике - читайте, когда удобно!

UA