Микеланджело Буонарроти: между Богом и людьми

FacebookTwitterLinkedinTelegram

Биография выдающегося скульптора, живописца, архитектора, мыслителя и поэта была опубликована еще при жизни - впервые в практике западноевропейского искусства. Наряду с рукотворными шедеврами сохранились документальные свидетельства его 89-летнего земного пути и уникального творчества: художественные эскизы, договоры, отзывы современников, профессиональная и личная переписка. Но, несмотря на обилие информации, даже через пять веков титан эпохи Высокого Возрождения, живший в далеких 1475-1564 годах, остается для человечества загадкой.

Феномен Сыекеланджело

Споры идут и по поводу бессмертных работ, и вокруг личности их автора. Прижизненную славу создатель самых известных на планете шедевров снискал за невероятную реалистичность изображения человеческого тела: помимо предела мастерства, гений достиг в своем искусстве вершин духа. Все, чего касались его резец, кисть или перо, несет отпечаток мысли и гуманистического мироощущения автора. Вот как отозвался об этом художественном эффекте Гете: "Со своим всеобъемлющим зрением Микеланджело превзошел саму природу". А первые биографы художника, коллеги и ученики Джорджо Вазари и Асканио Кондиви замечали, что "творчество гения послано на землю Всевышним как образец совершенства изобразительного искусства, а в сочетании с великим поэтическим даром миру явился скорее творец небесный, чем земной".

potop - Личности - 50Plus

Фрагмент фрески «Потоп», расположенной на потолке Сикстинской капеллы

Громадная мощь его произведений действительно вызывает сомнения в том, что их создал простой смертный. Трудно представить, что многотонные скульптуры и гигантские фрески от идеи до воплощения выполнил физически слабый творец-одиночка, страдавший от артроза рук и других недугов. Раб своего гения в сонетах признавался, что его «тело – из лохмотьев», и вспоминал о болячках даже в изящных рифмах поэтических куплетов. Взорванное здоровье и душевные мучения стали расплатой Микеланджело за творческую одержимость. Несмотря на высокие заработки (с юности он получал заказы на оформление гробниц от представителей высшей знати), перфекционист и трудоголик, добивавшийся совершенства во всем, за что брался, был сторонником уединения и аскезы. В воспоминаниях он сообщил о себе, что «прожил жизнь бедняка: с минимумом еды, вина и сна».

Сам по себе

Замкнутость и отчужденность были необходимы художнику для концентрации творческой энергии. Это состояние "роднило" его с Коперником, ГалилейКантом и Ньютоном: общие корни можно искать в присущем гениям аутизме (autos в переводе с греческого – «сам по себе»).

Из-за личной скромности мастер избегал официальных автопортретов, скрывая их в посторонних сюжетах. Самым тайным авторским изображением является лицо святого Варфоломея на знаменитой фреске Сикстинской капеллы «Страшный суд» (1541). Разместил себя Микеланджело и среди массовки в «Распятии Святого Петра».

rozpyatti svyatogo petra - Личности - 50Plus

"Распятие Святого Петра" 1546-1550 гг. 

По мнению исследователей, в загадочных работах скульптора-гигантомана и автора монументальных фресок "зашифрованы" не только собственные автопортреты (в частности, в скульптурной композиции "Флорентийская пьета", которую сам автор представлял личным надгробным памятником, свое лицо он "подарил" фигуре Никодима), но и изображения его любовников. "Скрытый смысл" искусствоведы разглядели даже в библейских героях "Встречи Иисуса Христа со святой Вероникой по дороге на Голгофу": картина в алтаре семейства Буонарроти рядом с надгробным комплексом скульптора работы ученика и друга Джорджо Вазари скрывает две известные персоны. В одном из существ видим Микеланджело (художника "разоблачили" в образе того же евангельского Никодима - по кудрявой прическе, характерной форме бороды и перебитому носу), а в соседней - коллегу-художника Джованни де Джакопо (1494-1540) по прозвищу Россо Фьорен. О прижизненной близости мэтра с "Рыжим Флорентийцем" ученик свидетельствовал и в биографии учителя - так называемых "Жизнеописаниях".

florentijska pyeta - Личности - 50Plus

«Флорентийская пьета» 1547-1555 гг.

Лишь однажды мнимый «ненавистник женщин» был замечен на любезном общении с представительницей противоположного пола: сохранилась его проницаемая переписка в стихах с известной поэтессой, маркизой Витторией Колонна. Скорее всего, эти чувства были платоническими. Автору лирического цикла к тому моменту уже исполнилось 60, а его музе – 40 лет. Прожив почти 89, своей семьи Микеланджело так и не создал. Его краткое завещание состояло из единственной строки лаконичного текста: «Душа – Богу, тело – земли, имущество – родственникам».

Каменотес голубой крови

Уроженец тосканского имения Капрезе происходил из обедневшего дворянского рода, достигающего едва ли не императорской семьи. Несмотря на отсутствие документального подтверждения кровного родства родительской линии с маркграфиней Матильдой Каносской, сам Микеланджело в своих аристократических корнях не сомневался. Флорентийские анналы упоминали его предков с XIII века: они работали на муниципальных должностях в родном городе. Дед Леонардо Буонарроти Симони, например, был исполняющим дела и удостоился чести пополнить список Buonomini: «лучшими именами» назывались почетные граждане, и такими лаврами были наделены только двенадцать флорентийцев. Но проявить себя на государственной ниве наследственному финансисту пришлось поневоле: после разорения на сделках с недвижимостью.

чезаре дзокки. юный микеланджело высикае голову фавна - Личности - 50Plus

Скульптура Чезаре Дзокки. «Юный Микеланджело высекает Голову фавна» 

Отец Микеланджело Лодовико Буонарроти богатств не нажил: его скромный доход от сельского владения тяжело делился на содержание многодетной семьи, поэтому второго сына он отдал на воспитание кормилицы. Родную мать отлученный от семейного круга мальчик не запомнил: Франческа умерла во время очередных родов, рожая пятого ребенка. Микеланджело на тот момент было шесть лет, и ему не сообщили о потере из сострадания. Находясь в семье каменщика, рубить твердую породу и лепить глину будущий скульптор научился раньше, чем овладел грамотой.

Здесь же сформировался его трудный характер, что осложнит жизнь неспособностью к сотрудничеству, подчинению и компромиссам. Его сложная натура не предусматривала дружелюбия, поэтому приготовила немало проблем с завистниками и клеветниками.

Ангел ые демоны

При этом монстром зарекомендовал себя сам Микеланджело, к которому прилепилось прозвище Terribile. Человек с именем архангела Михаила был далеко не ангелом. Его язвительная сущность проявлялась в остроумном подсмеивании над коллегами по ремеслу. За острый язык подростка покалечил во время ссоры коллега по обучению на занятиях скульптурой в доме мецената Лоренцо Медичи: ударом по лицу в молодые годы тот раздробил сопернику кость носа и обезобразил облик Буонарроти искривленной перегородкой.

Устам Микеланджело приписывают афористические комментарии по поводу произведений знакомых ему людей. О картине «Скорбные о Христе» остроумец отозвался ироническим замечанием, что «Настоящей скорбью является взгляд на все это». А в адрес другого коллеги критик едко отметил: «Лучше всего художнику удается собственный автопортрет» (при этом объектом изображения был бык).

pyanstvo noya - Личности - 50Plus

«Опьянение Ноя» - фреска на потолке Сикстинской капеллы, 1508-1510 гг. 

Не делал исключений творец даже для покровителей. «Лучше иметь дело с нечистой силой, чем с этим ужасным человеком», – высказался о работе с Микеланджело понтифик Лев X. росписи сводов Сикстинской капеллы Папа Римский упрекнул художника за неповоротливость. Когда он в очередной раз зашел оценить сделанное и напомнил «под руку» о сроках, разъяренный мастер, не допускавший в храм искусства зрителей до завершения работы, с полуоборота взбунтовался, швырнув в лицо высокопоставленному заказчику испачканные красками кисти. После призыва искать другого исполнителя понтифик «сдался» и безропотно дождался окончания работ «за дверью». За четыре года (1508–1512) было создано одно из «чудес света»: невероятно сложное произведение, которому нет равных в мире.

cappella sistina - Личности - 50Plus

Роспись потолка Сикстинской капеллы (ок. 1508 – 1512)

Лучшая фреска Микеланджело

«Оформителем» Сикстинской капеллы художник стал не по своей воле. Фресковая роспись величественного свода в Риме мастеру поручил воинственный Папа Юлий II, с которым Микеланджело имел сложные отношения. Сравнивать было с кем: художник пережил тринадцать понтификов и с 1505 выполнял заказы для девяти из них: начиная с Юлия II и заканчивая Пием IV. Работы для Ватикана включали задачи разного объема и сложности – от проекта украшения папской мебели до изнурительного декорирования потолочного пространства Сикстинской капеллы. Наблюдая величие последней, пять миллионов туристов ежегодно не могут понять, как такую вдохновенную работу автор мог выполнять неохотно?!

В библейскую историю от сотворения мира к потопу вовлечено более трехсот фигур. Каждая фреска гигантского полотна построена из отдельных пазлов, соединенных между собой по принципу золотого сечения. Идею картины автор держал в уме, не предоставив заказчику на одобрение ни одного эскиза.

А самой известной частью «потолочной живописи» Сикстинской капеллы стала хрестоматийная работа Микеланджело в 1511 году. Почти столкнувшиеся руки Бога и человека оказались наиболее тиражированной религиозной живописью всех эпох.

stvorennya adama - Личности - 50Plus

«Создание Адама», 1511-1512 гг.

Сикстинская фреска стала самой совершенной художественной исповедью во славу человека. При всей грандиозности композиции с образами из Священнописания, энергичная роспись создает впечатление исполненной на одном дыхании. Ошеломленный шедевром Гете сказал: «Нельзя составить представление о силе одного человека, не увидев Сикстинской капеллы».

Микеланджело недооценивал картины?

С 1537 по 1541 год мастер снова оказался на строительных лесах в Сикстинской капелле. В знакомые стены он вернулся 25 лет спустя в статусе художника, скульптора и архитектора Ватиканского дворца для выполнения папского заказа Павла III – грандиозной фрески «Страшный суд». Реакцией на эту новаторскую «интерпретацию» Библии могло стать обвинение «аморального» автора в ереси. Алтарную стену главной обители христианства заполнили обнаженные тела с неприкрытыми гениталиями. Неоднозначная фреска породила конфликт из-за непристойного изображения с кардиналом Каррафой. За Микеланджело вступился сам Папа Римский. После осуждения произведения Тридентским собором автора обязали скрыть на рисунке непристойные части.

strashnyj sud - Личности - 50Plus

«Страшный суд», 1537-1541 гг.

Картины Микеланджело – уникальны. Тондо (изображение, вписанное в круг – Ред.) в оригинальной раме «Мадонна Дони» считается единственной уцелевшей работой художника в этом жанре (с 1635 произведение является экспонатом флорентийской галереи Уффици). А первой известной попыткой такого опыта стало совершенное подростковое произведение «Муки святого Антония». Юному автору того времени было 12–13 лет, и он начинал с копирования немецкой гравюры. В мастерской наставников, братьев Гирландайо, одаренный ученик оказался в 1488 для ознакомления с азами живописи и основными изобразительными средствами. Технику рисунка на карандашных копиях Микеланджело изучал всего год, с первых шагов продемонстрировав в искусстве живописи скульптурное видение форм. Не случайно юноша вскоре перешел на изучение скульптуры, ставшей главным призванием мастера.

madonna doni - Личности - 50Plus

«Мадонна Дони», примерно в 1504 г.

Именно скульптуру художник называл «светочем живописи», подчеркивая разницу между видами близких искусств как между «Солнцем и Луной». В открытом споре с Леонардо да Винчи, который приравнивал живопись к науке, считая ее базовым фундаментом других искусств, Микеланджело относил это занятие к женскому досугу или детским забавам. Настоящей его страстью была скульптура, а во вторую ступень профессионального интереса мастер ставил архитектуру.

Сакральные скульптуры Микеланджело

Непревзойденный король резца и камня создал 57 статуй, из которых 10 не уцелели по сей день. Автор руководствовался правилом: «Хорошую статую не должно повредить даже скатывание с горы». На вопрос, как ему удается настолько точно передавать детали человеческого тела в жесткой породе, Микеланджело ответил, что просто отсекает от мраморной глыбы все лишнее.

bahus - Личности - 50Plus

«Бахус», 1497 г.

На самом деле его лучшие скульптуры «Давид», «Пьета» и «Бахус» созданы на основе раннего опыта анатомических опытов. С позволения настоятеля монастыря Санто Спирито в 1490-х годах скульптор изучал строение человеческого тела в тамошнем морге. В благодарность за такую возможность скульптор подарил местной церкви собственноручно высеченное из дерева распятие, исполненное с анатомической точностью.

В начале карьеры Микеланджело даже обвинили в мошенничестве: он так в совершенстве исполнил статую «Купидона» в древнегреческом стиле, что заказчик перепродал ее втридорога как выкопанный из земли антиквариат. После разоблачения деньги обманутому покупателю вернули, но с прекрасным мастером римский кардинал расставаться не захотел: пригласив Микеланджело для знакомства, оставил в Вечном городе на работу.

madonna z nemovlyam - Личности - 50Plus

«Мадонна у лестницы» (1490–1492)

Уже в ранних рельефах художника «Битва кентавров» и «Мадонна у лестницы» (1490–1492) проявились характерные черты творческого почерка скульптора: монументальность, пластическая выразительность, драматический характер образов и благоговение перед совершенством божественного творения – человека.

Мраморную парную скульптуру «Пьета» для собора Святого Петра в Ватикане мастер исполнил в 24 года. Это был единственный случай в его практике, когда он поставил на работе свое имя.

pyeta - Личности - 50Plus

«Пьета» или «Оплакивание Христа», 1498—1499 гг. 

Самую же известную пятиметровую скульптуру «Давид» автор создал за три года. Обычно требовательный к сырью мастер тогда почему-то согласился работать с выброшенной глыбой мрамора со следами долота двух предшественников, отказавшихся от работы из-за непригодности сырья. Несмотря на некачественный материал с пустотами и трещинками, гений вырезал из него свой самый яркий шедевр, о котором биограф Джорджо Вазари сказал, что он «отнял славу у всех существовавших ранее статуй».

davyd - Личности - 50Plus

«Давид». 1501–1504 гг.

Талант спас жизнь

Когда в 1527 году родная для Микеланджело Флоренция заменила изгнанных правителей из семьи Медичи республиканским правительством, «придворный» художник, работавший на Папу Климента VII, поддержал республиканцев и был назначен руководителем оборонительных укреплений. Плоды трудов архитектора не позволили папским силам отвоевать город, и Флоренцию ждала десятимесячная осада имперскими войсками. Когда Микеланджело очутился в плену, ему пришлось доказывать, что он не шпион, а художник. Избежать неизбежной расправы мастеру помогло его художественное дарование. Когда с повязкой на глазах Микеланджело обозначил обеими руками два безупречных метровых круга, руководитель городской обороны назначил умельца архитектором фортификационных бастионов. После возвращения прежней власти Микеланджело мог быть казнен как предатель, но Климент VII его простил, наняв на службу снова.

Среди свершений архитектора работа над комплексом капеллы Медичи во Флоренции, проектирование ансамбля площади Капитолия, конструирование лестницы библиотеки Лауренциана и разработка купола собора Святого Петра в Риме. Над последней задачей архитектор работал до смерти, занимаясь строительством базилики Святого Петра в Ватикане. Должность главного архитектора католической святыни подтолкнула Микеланджело к благородному жесту: он объявил о готовности контролировать строительство базилики безвозмездно, из любви к Богу.

Фото: ru.wikipedia.org

FacebookTwitterLinkedinTelegram

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

Квадратный рекламный баннер 50 plus.

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.

© Copyright 2024 50Plus

UA