В прошлый раз мы начали ностальгический рассказ о киевских клубах: заведения "Бинго", "Хлеб" и "Бабуин" были примечательными точками на развлекательной карте столицы. Первую часть путешествий по волнам нашей памяти читайте здесь.
"Приятель"пройдите, пожалуйста, в укрытие (1998 - 2005)
"Если в Киеве выйти из метро "Крещатик" (в одном помещении с McDonalds), повернуть направо, дойти до угла (арка, перед ней - фонтан), повернуть направо, пройти тридцать шагов и посмотреть направо - это будет Шелтер". Такую забавную запись, если хорошенько постараться, можно найти на каком-то забытом сайте-справочнике для начинающих музыкантов, которые разыскивали, где бы пристроить свои таланты в Киеве начала 2000-х. Правда в оригинале было указано "слева", но ради ее величества Истины мы, взяв на себя функцию "гугл-карты", проложили настоящий маршрут: простыми словами, надо было просто прийти в Пассаж, обойти арку, и справа уже ориентироваться на оживленную толпу страждущих попасть внутрь.
К сожалению, только подобные "точечные" записи из прошлого, а еще некоторый видеоархив легендарной музыкальной программы "Решето" - это едва ли не все, что осталось на память от популярного места в самом сердце столицы. И личные воспоминания...
1998 год. У Киеве открывается ресторан быстрого питания Shelter - с подчеркнутым американским шармом, синим неоновым светом, крепко привинченными к блестящему полу мягкими стульями и стильными репродукциями в стеклянных рамках на стенах, а также - постоянными длинными очередями к кассам. В кулуарах пафосного открытия новой "точки" звучит крамольная, по тем временам, мысль о том, что "наконец-то появилась какая-то альтернатива этим макдональдсам", и это - 1998 год!
Буритосы в этом заведении были замечательными, и память об этом симпатичном месте пропитана их вкусом. Это, наверное, было очень круто с точки зрения маркетинга: подкрепившись буритосами, спуститься этажом ниже на концерты в блюзовый клуб "Buddy Guy".
Официально он имел статус именно блюз-клуба, названного в честь самого известного в мире блюзмена, и позиционировался как первый подобного формата в Украине. И этот формат безопасного старинного live-саунда, особенно приветствовавшийся предприимчивыми "мужчинами в пиджаках" категории 40, а то и 50+, поначалу доминировал в заведении, уютную сцену которого поначалу действительно заполняли коллективы с англоязычными названиями и англоязычным репертуаром (если уж быть честными - то полностью). И, конечно же, внутри было много иностранцев, американцев в частности. Но уже через некоторое время удобно расположенное место в Пассаже превратится в роковый и даже андеграундный (в прямом смысле) центр.
И снова сплошной поток-калейдоскоп воспоминаний: вот настоящая давка при входе прямо с улицы в прохладный февральский день ("пустите хоть погреться!") - верхний этаж до отказа заполнен народом с дредами, которые из-за холода уже не дреды, а сосульки, торчащие из под головных уборов растаманского триколора. Это - День Рождения Боба Марли. И чего это человек, исповедовавший такую теплую музыку, надумал родиться зимой?
Слово "давка" (давка) со временем приобрело свой окончательный смысл, и так стали называться мероприятия с роковым молодняком: разного рода соревновательные конкурсы были тогда в моде. Места было не так много, но было удобно: умудрялись сдвигать столы вместе, сидеть вплотную друг к другу на полу и вытанцовывать под сценой, если это были, например, выступления Перкалабы, Положинского (который здесь праздновал свое 30-летие) или Mad Heads. Последние, кстати, плотно облюбовали это место и стали его резидентами, подтянув впоследствии и других рокабилов - своих друзей из Ровно группу Ot Vinta.
Группа Mad Heads
Кстати, с Mad Heads случилась одна из самых забавных историй, связанных с клубом. В 2002 году они презентовали в этих стенах свой диск "Naked Flame", а слово "презентация" для украинского журналиста почти постоянно было связано со словом "фуршет". Так вот фуршет тогда был чрезвычайно славный, столы с разнообразными блюдами были выставлены буквой "П", а на баре всем присутствующим наливали огненный коктейль "B-52", было тепло, хорошо и весело.
И вот, когда градус бодрости и веселья достиг своего апогея, вдруг включили свет, и объявили, что... сейчас начнётся пресс-конференция с участниками группы. Это, конечно, была стратегическая ошибка: пресс-конференции с музыкантами в нашей стране и так всегда были провальным жанром, а тут все, кто пришел что-то спросить, просто физически уже не могли это сделать. В течение ближайших пяти-семи минут никто так и не задал музыкантам ни одного вопроса, вместо этого вокруг стоял оживлённый клубный шум поддатых гостей презентации. На этом пресс-конференцию объявили закрытой и перешли к концерту.
Выступление группы Перкалаба в 2002 году как нельзя лучше передает атмосферу, которая всегда царила в клубе
"Промзона"/"Утюги": неспокойная улица Металлистов (2000–2006)
"В Киеве появился сексуальный автобус" - это заголовок в одном из популярных и тиражируемых отечественных изданий за май 2000 года, когда печатные на бумаге газеты еще покупали и спрашивали в стеклянных киосках, или же их навязчиво предлагали распространители возле станций метрополитена. Репортер популярной газеты не скрывает своего удивления: несмотря на любой малейший намек на рекламу, новосозданный клуб "Промзона" собрал на свое открытие более 700 человек. И это несмотря на то, что новое место было далеко от привлекательного расположения: задворки, а точнее - закоулки Шулявки, прямо в заброшенном и недействующем гигантском цехе завода "Большевик", да еще и на улице Металлистов (!).
Лондонско-берлинский вектор и еще не в полной мере употребляемое слово "джентрификация" (простыми словами - благоустройство заброшенных городских районов, кварталов, среди прочего и заводов), а еще - повод урбанистических европейских техно-клубов с мощным просторным звучанием нижней бас-бочки так, чтобы аж содрогались металлические конструкции, сделали из этого места сначала модную дискотеку, украшенную своеобразными декорациями.
Речь о том самом "сексуальном автобусе": на самом деле их было два, разместились они рядом со сценой посреди огромного зала-ангара (клуб, кстати, размещался на верхнем этаже, и попасть в него необходимо было по такой же мрачно-металлической лестнице), на одном из них была надпись "Автобус любви", и он выполнял что-то вроде функции чил-аута с мягкими диванчиками, подушками и расслабляющей атмосферой, другой служил баром с едой быстрого приготовления.
Что собой представляло это место, лучше всего свидетельствует короткий отрывок из истории девушки Екатерины, найденной на просторах интернета, а конкретнее - в издании "Небоскрёб": "Самым доступным был клуб "Промзона" на Шулявке. Моя подруга, которая потом в секту попала, работала там "вышибалой". Клиентки клуба курили траву в девичьем туалете, а охранники-мужчины не имели права туда заходить. Поэтому набирали на работу и девушек тоже".
Но ведь не будем забывать, что клуб находился на улице Металлистов, посреди заброшенных заводских пейзажей, рядом - Индустриальный путепровод, поэтому рокеры с громким звуком рано или поздно там должны были осесть. И содрогнулись металлические конструкции огромного здания - нет, не от звуков женских каблуков, которые собирались громоздкими подъемами вдоль широченных пролетов на очередную алко-дискотеку, и не от безжалостных басов залетного жонглера-спритника на диджейском пульте. Атмосфера района содрогалась от других басов и ударной бочки бородатых металлистов в кожанках и их обнаженных и разрисованных татухами собратьев-хардкорщиков.
Стоит отметить, что прямо со сцены за спинами музыкантов, а конкретнее - барабанщиков, торчал огромный пропеллер настоящего самолета, а просторные залы ангара были максимально наполнены креативными конструкциями, от чего иногда не покидала мысль о том, чтобы все это "хорошенькое" не свалилось вдруг на голову от бешеной энергии и напора бесноватой публики. Чего стоило только бесстыдное стрип-шоу с участием киевских девушек осенью 2001 года на совместном концерте "Коррозии Металла", "De Shifer" и "Skinheads".
Но настоящий революционный переворот или перелом в клубной системе произошел 28 июня 2003 года. Именно в этот день в этом месте состоялся, без преувеличения, эпохальный концерт интернационального коллектива с украинским сердцем и душой "Gogol Bordello", который для многих присутствующих, вероятно, навсегда изменил представление о живых музыкальных выступлениях. Клуб на тот момент уже назывался "Утюги": то ли вследствие смены владельцев, то ли после смены формата он стал более рокерским, интерьер немного видоизменился, но не существенно - в целом наблюдалась та же индустриальная атмосфера. Те, кто когда-либо имел счастье бывать на выступлениях "Гоголей", или же наблюдать их на видео, могут догадаться, какой рейв устроил неустанный энерджайзер Евгений Гудзь, одновременно заведя и шокировав достопочтенную столичную публику. Любое выступление этой "чудо-батарейки" трудно описать словами, поэтому позволю себе цитату одного из присутствующих на том историческом концерте: "Это было похоже на цыганский табор, которому в самогон подмешали добрый килограмм "Экстази". Вот такие были "Утюги", ребята.
Выступление группы De Shifer в клубе "Промзона"
«Бар "Фазенда»: Добрый вечер, я диспетчер (2011 - 2015)
Началось все с модернистской архитектуры. А именно - со здания Трамвайной диспетчерской по проекту украинского архитектора Яноша Яношевича Вига, которое было возведено в 1982 году неподалеку Львовской площади. Действительно уникальное и интересное сооружение размещалось в начале тогдашней улицы Воровского на конечной остановке трамвая №2, маршрут которого пролегал с Железнодорожного вокзала. В 1996 году трамвайный маршрут убрали, а здание и все, что его окружало, были брошены на произвол судьбы, хотя на самом деле жизнь бурлила в другом легендарном заведении "Львівська брама", которое находилось напротив.
Здание диспетчерской трамваев
После попыток разного рода аренд настоящая жизнь пришла в это архитектурное чудо в 2011 году, и лучшим его воплощением стало появление одного из первых в Киеве "живых" баров, который сочетал в себе собственно бар с фирменными "огненными" коктейлями, музыку и близкую форму общения. Близкую в непосредственном смысле, потому что в знаковые пятницы-субботы помещение внутри напоминало если не консервную банку (продолжая архитектурные аналогии), то "перчатку" из известной украинской сказки. Возникал резонный вопрос - как эта оригинальная конструкция архитектора Вига выдерживала вот этот постоянный натиск посетителей и вдруг не рухнула, хотя такие опасения периодически появлялись.
"Я считаю, что с появлением "Фазенды" это место значительно одухотворилось, - рассказывает в прошлом арт-директор "Fazenda Bar" Вадим Куликов, - до того там был странный заброшенный пятачок, мало кому нужный. Когда происходили первые вечеринки, в помещении даже окон не было, они были плотно затуловища фанерой. Мы сделали ремонт, навели там минимальную чистотуе и вернули просторные окна с красивыми формами. Из заброшенного места оно превратилось в культурную точку, куда всегда было приятно приходить, чтобы послушать музыку и пообщаться".
Эти просторные подоконники с "лучшим видом на ночную улицу Воровского" до сих пор в памяти. Как и фирменный коктейль "Боярский" (здесь должны отметить, что эта фамилия, безусловно, является токсичной в нынешнем историческом контексте, но коктейль - тоже уже часть истории), под влиянием которого порождались фирменные шутки с 2013 года: "Один "Боярский" за одного "Грушевского" (то есть за 50 гривен), которые лишний раз напоминают о приятных ценах десятилетней давности.
Музыкальную политику заведения формировали диджеи, но, учитывая постоянный запрос публики, они тоже в определенный момент оказались дефицитом, а бюджет был не резиновым, как и количество людей, которые "Фазенда" могла вместить внутри. Поэтому в какой-то момент возникла дельная идея приглашать становиться к пульту авторитетных музыкантов киевской тусовки: так свои диджейские навыки активно начал практиковать Антон Слепаков из "Грузовиков" или композитор Антон Байбаков.
Неприятной была история с закрытием бара. Несмотря на то, что заведение было расположено посреди аллеи на нынешней улице Бульварно-Кудрявской на допустимом расстоянии от жилых домов, в милицию начали поступать жалобы от жителей, живших вокруг, на громкость музыки и окружающий шум посетителей, которые тусовались по ночам на этой самой аллее.
"Бабушка, которая жила в нескольких домах от заведения, жаловалась в полицию, - продолжает Куликов, - готовились какие-то документы в комиссию по шумам, приезжали, замеряли шум в заведении, на улице, потом ехали к бабушке, чтобы замерить шум у нее, а она не открывала им дверь. На этом жалобы прекращались».
Клуб прекратил существование по банальной причине: архитектурный объект на Воровского не принадлежал владельцам "Фазенды", и у его хозяев были несколько иные планы. Какие именно - остается загадкой, потому что в конце концов все вернулось на круги своя... нет, не трамвайного маршрута №2! Местность снова превратилась в "заброшенный пятачок". Ходили слухи, что на этом месте планируется возвести вход на станцию метро "Львовские ворота". Здесь вспоминается давний случай, который наблюдался много лет назад на улице Воровского, неподалеку от "Фазенды": какие-то девушки поздно вечером спросили прохожего, долго ли отсюда до метро, на что услышали ответ: "Говорят, что несколько лет". Когда откроется "Львівська Брама" - до сих пор непонятно.
Из хороших новостей: в 2022 году право на аренду бывшей диспетчерской получила команда ресторатора Алекса Купера, соучредителя фудхолла "Kyiv Food Market". Он уже обещает не просто отремонтировать здание, а привести его вид к образцу 1982 года. А пока что на первом этаже продают самую вкусную (как утверждают) на районе шаурму.
Дальше будет.
Фото из открытых источников