В социальной, исторической и культурной плоскости намеренно причиненный вред расценивается как повод для сведения счетов. Возмездие за нанесенные страдания или обиду считается явлением моральным. На мести строятся сюжеты художественных произведений, где расправа с обидчиками имеет благородный символизм преодоления зла и победы справедливости - общечеловеческой ценности, на которой основывается личный и общественный строй. Когда герой напряженного боевика "благодарит врага той же монетой", зритель удовлетворяется правильным финалом. Но почему в реальности причинение страданий в ответ не является источником положительных эмоций? Как месть разрушает внутреннее спокойствие, объясняют психологи, которым приходится спасать утраченную душевную гармонию мстителей.
Представление об идеальном
В социокультурном контексте справедливостью считается определенный набор представлений об идеальных отношениях с точки зрения сущности и естественных прав человека. С точки зрения философии права, справедливость является общей правомерностью и базируется на принципах равенства и свободы. Древнегреческие философы Платон и Аристотель определяли справедливость как общественную добродетель и духовную норму. Нарушение справедливости в разных обществах традиционно считалось грехом, тогда как ее восстановление даже через наказание нарушителей - благородным делом. В определенных случаях месть рассматривается человечеством как дело чести, хотя она одновременно приумножает страдания. Поэтому надо разобраться в ее истинной ценности.
Стоит ли романтизировать действие, рождающееся из боли, унижения или обиды, которые человек не может перенести? А именно так трактуется понятие мести в толковом словаре - как умышленное причинение вреда с целью возмещения за причиненное зло. Для того, кто решает отомстить, такое действие становится инструментом немедленного или отложенного восстановления справедливости. Кто-то наказывает в ответ обидчика сразу и на том считает нарушение своих прав исчерпанным. А кто-то, согласно известному выражению "Месть - это блюдо, которое подают холодным", "консервирует" обиду до лучших времен, ожидая удобного случая для изящной расправы. На самом же деле такое понимание справедливости является лишь когнитивным искажением.
Психология мести
Изучая процессы, которые происходят в организме во время мести, специалисты выявили две закономерности. Психологический анализ мести и справедливости показал, что гнев усиливает наслаждение от мести в близкой перспективе, но в отдаленном времени люди испытывают смешанные эмоции. Как говорил герой французского боевика "Леон", "Месть - это хорошо, пока ты ее не совершил". Психологические эффекты мести определяются задеванием мозговых участков, связанных с вознаграждением: те же самые зоны стимулирует употребление наркотиков. Ответственные за такое ощущение гормоны способны вызвать радость не только в результате совершения действия, но и от его предвкушения или ожидания. Поэтому человеку может стать лучше уже от самого планирования наказания обидчика.
Но в дальнейшем, отмечают психологи, месть окажется не такой сладкой, как это было в творческом воображении - у неё появится привкус горечи. Из-за того, что мстительное поведение связано с выработкой в организме большого количества стероидного гормона кортизола (регулятора стресса), в дальнейшей перспективе это чревато плохими последствиями - депрессиейповышением артериального давления, нарушением обмена веществ, накоплением жира на животе и увеличением риска сахарного диабета второго типа. Зная, как месть влияет на здоровье, не стоит сознательно подогревать ее жажду, идя наперекор природе, ведь со временем психика "остывает", и к человеку возвращается рациональный взгляд на вещи, когда можно осмыслить образ трезво.
Чрезмерный эффект
Слабой чертой мести является ее бесполезность с точки зрения возможности решения проблемы. Причиной того, почему месть не приносит удовлетворения, является ее неспособность уладить конфликт: наоборот - она приводит к его эскалации. Это касается и боевых действий, и личных ссор. Вспомним поучительную установку на тему мести учителя восточных единоборств из американского фильма "Парень-каратист": "Войну не остановить, участвуя в ней". Кроме перспективы депрессии, жажда возмездия имеет и другие риски. К ним относится неадекватный ответ. Мститель стремится к справедливости в соответствии с собственным пониманием добра и зла, а эти понятия не являются универсальными, поэтому местью достигается не справедливость, а ее иллюзия.
Психологические последствия желания мести - продление травмирующего опыта. В стремлении компенсации своих страданий и снятия эмоционального напряжения мститель рискует достичь чрезмерного эффекта: вместо восстановления равновесия, месть усиливает и продлевает страдания. И естественно, что такая тактика никак не решает ситуацию, а лишь запускает цепную реакцию мести, когда насилие порождает насилие. Если к мести человека побуждают слишком сильные эмоции, психологи не всегда могут справиться с помощью в их преодолении: в основном это может быть проекцией на неблагоприятный прошлый опыт, который невозможно прожить в новой реальности. В таком случае проблему не решит ни один способ расплаты с обидчиками.
Стоит ли мстить: психологический взгляд
В то же время месть имеет и положительные стороны как мощный эмоциональный механизм побуждения к действию. И в таком понимании "плохое чувство" может быть полезным. Недаром же именно месть испокон веков была эволюционным толчком к выживанию человечества. В возможности поквитаться с обидчиком психологи прежде всего видят важный ресурс к борьбе. Испытывая удовольствие от самой мысли о наказании того, кто причинил зло, жертва агрессии находит в себе силы для сопротивления. По мнению эволюционного психолога из Университета Майами Майкла Маккаллоу, который более десятка лет посвятил изучению психологии возмездия и прощение, месть выполняет роль сдерживающего фактора, предохраняющего личность от агрессии социума.
Ученый приводит пример преступной банды или тюрьмы: когда там кто-то кого-то заденет, месть все поставит на свои места, став охранным рубежом от новых посягательств. "Мало кто осмелится связаться с тем, кто имеет репутацию мстителя", - объясняет ученый феномен эволюционного превосходства и социального доминирования агрессивных людей, которые не прощают обид. Именно стремление к мести помогает выжить герою Леонардо Ди Каприо в фильме "Легенда Хью Грасса", когда он по своей оскароносной роли ползет с тяжелыми ранениями по опасному лесу, чтобы наказать убийцу сына. Тот, кто реагирует на оскорбление, оказывается в более выигрышной позиции по сравнению с тем, кто в ответ на пощечину "подставляет вторую щеку", отмечает исследователь.
Значение мести
Рассматривая месть как орудие инстинкта выживания, Майкл Маккаллоу признает в ней способ защиты от невзгод, но не считает правильным поощрять людей к мести: "Осознавая естественность и определенную пользу такого реагирования, мы одновременно должны помогать людям преодолевать это деструктивное стремление". Так почему же тогда речь идет о деструкции? Чем человечеству вредит естественное чувство, которое наверняка спасало жизни предков? Как свидетельствуют исследования, месть является преобладающим фактором, побуждающим к преступлениям: ею объясняются 20% убийств и 60% эксцессов с применением оружия в американских школах. А в разрезе жизни общества именно месть имеет сейчас решающее влияние на изменение политики.
С местью исследователи связывают победу в президентской гонке, в частности, Дональда Трампа: издание Washington Post приводило вывод эксперта о "мести белых рабочих, обиженных на то, что их интересы перестали учитываться в условиях глобализации". Изучив механизм влияния обиды на психику, исследователь из Университета Вирджинии Дэвид Честер и его коллега из Университета Кентукки Натан Деволл увидели истоки агрессивной реакции в эмоциональной боли от социального пренебрежения, и эта боль граничила с удовольствием от проявления неповиновения. Приятное ощущение в процессе мести тесно смешивается с первичным возмущением несправедливостью. Поэтому люди воспринимают нападение на свои права с агрессией, потому что она приносит удовольствие.
Последствия мести для психики
По заключению еще одного исследователя, профессора Калифорнийского университета в Беркли Озлема Айдука, у мужчин мысли о мести вызывают больше удовольствия, чем у женщин. Более уязвимыми к обиде оказываются невротические личности, которые склонны к депрессии и тревожности. Чувствуя обиду острее других, именно люди такого типа чаще всего прибегают к мести, занимая оборонительную позицию, отмечает ученый, ведь "страх, что ею пренебрегут, человек чувствует как угрозу для существования". Поэтому агрессивное поведение в ответ становится рефлекторным реагированием уязвимых личностей на неприятие окружения. В то же время не каждый человек, который легко обижается, склонен к агрессии.
Тогда как один тип личности не сдерживает мгновенного порыва отомстить за обиду, другой в ответ на пренебрежение наносит вред самому себе, потому что именно так возвращает ощущение контроля над ситуацией, обращает внимание профессор Айдук. Для иллюстрации последствий безудержного поведения исследователь приводит легендарный пример "неспортивного" поступка Зинедина Зидана в финальном матче чемпионата мира 2006 года, когда трижды лучший футболист планеты ударил головой соперника после оскорбительного высказывания того о его сестре. "Этого не должно было произойти, - рассуждал мститель, которого поняли болельщики и одобрили мужчины и женщины, - Мне мой поступок не нравится, потому что он не соответствует тому, какой была моя карьера".
Эйфория длится недолго
Отмечая агрессию лишь как одну из возможных реакций, исследователи заметили у людей, которые сдерживали желание мести, активизацию тех участков коры головного мозга, которые отвечают за рассуждения и подавление импульсивных действий. Ученые сделали вывод о возможности научиться контролировать гнев так же, как люди с зависимостью учатся контролировать свои импульсы, благодаря психологическим практикам. Тактика подавления жажды мести направляет неконтролируемую разрушительную энергию в социально приемлемое русло. Это может быть полезным навыком, который не добавит проблем мстителю и его окружению. Ведь сладкой месть является лишь на коротком этапе приятного ожидания.
Именно поэтому ее, как и любое другое проявление агрессии, общество воспринимает негативно. Из-за того, что месть является спланированным действием, которое имеет место после нанесенного оскорбления, она считается слабостью. Психологи рассматривают спланированную месть как путь к саморазрушению, ведь такая реакция отбирает много эмоциональных и физических сил, заставляя повторно переживать травматические ощущения. Месть способна спровоцировать противоправные действия, но не способна принести желаемого облегчения и освобождения от психологического бремени. А чтобы получить сатисфакцию, нужно не "благодарить" обидчика таким же злом, а разбираться с тем, что стало его причиной, и объяснять людям свое состояние.
Как месть влияет на отношения
К мести человека обычно толкают три фактора: желание восстановить справедливость; стремление сделать обидчику так же плохо, как он сделал тебе; неумение справиться с обидой без высвобождения эмоций. Все три предпосылки мести способны навредить отношениям. Способ реагирования ответным ударом психологи считают присущим незрелым людям, которые не умеют сообщить о своих эмоциях другим способом. Импульсивная реакция становится заменой подробного выяснения отношений и обоюдного осознания причин переживаний. Стоит учиться объяснять другим свое состояние, а незрелые люди этого делать даже не пытаются. Следствие такого подхода - в афоризме Махатмы Ганди: "Принцип "око за око" сделает мир слепым".
Гибкость в реакциях не исключит повторения обид, но положительно повлияет на взаимоотношения с окружающими. Так что стоит взять этот совет психологов на вооружение. А вот что говорят специалисты о восстановлении путем мести справедливости. Такое желание присуще людям, которые привыкли полагаться только на себя, и может быть вызвано самоуверенностью, ощущением собственной безнаказанности или наоборот - беспомощностью и загнанностью в угол. Чтобы было легче пережить несправедливость, надо понимать, что обидчик может быть наказан и без вашего участия. Если возмутительное поведение является для какого-то человека нормой, то за него придется отвечать когда-то так или иначе. Как говорил Лао-Цзы, "Не мсти тому, кто причинил тебе зло, а сядь на берегу реки и жди, когда мимо проплывет труп твоего врага".
Как избавиться от желания отомстить
Альтернативный способ исправить ситуацию - взять паузу, чтобы успокоиться. Стоит дать себе время "остыть". Когда эмоции схлынут, ситуация может оказаться несколько иной, чем казалось. Особенно это касается стремления восстановления справедливости: это понятие основывается на личных убеждениях, а не на объективной истине. Поспешная реакция нередко оказывается чрезмерной, когда на самом деле обидчик не заслуживает того наказания, которое придумал для него мститель. И даже если с нами действительно поступили плохо, лучше разрешить ситуацию экологически. Как именно? Отказаться от мести как ответного причинения зла. Это не означает отказа от защиты себя. Никто не заставляет оставлять обиду без внимания. Например, обсуждение обиды может быть более действенным, чем месть, учитывая долгосрочные положительные последствия.
Если же пострадавшая сторона пришла к выводу, что утраченное доверие невозможно восстановить, то лучшим способом восстановления безопасного пространства и защиты личных границ будет прекращение отношений, а не попытки наказания. Как говорил Фрэнк Синатра"Лучшая месть - огромный успех". Психологи имеют в своем профессиональном арсенале множество объяснений, почему отказ от мести приносит облегчение. Согласно многочисленным исследованиям, улучшение психического здоровья в перспективе обеспечивает прощение как путь к освобождению от ненависти. Вместо избрания тактики Аль Капоне ("Можно ли простить врага? Бог простит! Наша задача - организовать их встречу"), стоит прислушаться к многовековой мудрости Сенеки, который самым неприятным родом мести считал признание обидчика "недостойным нашей мести".
Фото: pixabay.com, pexels.com