В 2016 году кинозрители США, а впоследствии - и всего мира, увидели новую ленту Клинта Иствуда "Чудо на Гудзоне" основанную на событиях, произошедших 15 января 2009 года, когда американский пилот Чесли Селенбергер удивительным образом совершил посадку самолета "Airbus" на холодные воды реки Гудзон в Нью-Йорке. Роль этого пилота в фильме исполнил Том Хэнкс, но не такое большое количество людей в мире знало о том, что за сорок лет до этого подобная история случилась в Украине.
Вокно в янтарный Европа
Что такое страны Балтии в период господства советской империи? Маленькая, но вполне легальная щель в другую реальность и более цивилизованный мир, кусочек Европы среди пятнадцати республик, которые вроде и были сестрами, но только в воображении господствующих коммунистических идеологов. "Прибалтика", как ее тогда называли, была уже почти заграницей, и это несмотря на распространенную в те времена поговорку со странным смыслом: "Курица - не птица, Болгария и Польша - не заграница", а также постоянные неоднозначные шутки о Финляндии, как шестнадцатой республике Союза.
А приехав в Латвию, Литву или Эстонию, вы автоматически погружались в европейский, как говорят сейчас, вайб: другой темперамент населения и другие манеры поведения, неспешность и рассудительность, вокруг - старинная архитектура, удивительная природа: неслучайно же большинство "зарубежных" сцен в советском кинематографе снималось именно в балтийских республиках. И, конечно, курорты: Рижское взморье, Паланга, Пярну, Юрмала: по комфорту они не уступали прославленным здравницам Крыма и Кавказа, и приобрести путевку в "почти заграницу" было не так легко.
Правда, прохладный балтийский климат, который даже летом славится своей суровостью, значительно отличается от той же средней крымской температуры, которая вместе с другими прелестями украинского полуострова манила тысячи граждан со всего СССР. Возможно из этих соображений, а также для воплощения взаимных эстетических и жизненных потребностей жителей двух республик в 70-е годы прошлого века было организовано авиационное сообщение по маршруту Каунас-Киев-Одесса-Симферополь с транзитной посадкой в украинской столице. Презентация рейса, если прибегать к современным терминам, и его первый полет самолетом "Як-40" были назначены на 2 июня 1976 года. Как говорят, никто и не подозревал, что дебютный рейс нового направления обернется невероятным приключением, которое иначе как чудом не назовешь.
Аэропорт Каунас
Стюардесса на имьяЯ Рита.
Самолет "Як-40" с бортовым номером "СССР-87541" был выпущен 30 июля 1975 года. Небольшой по размерам борт принадлежал литовскому управлению гражданской авиации компании "Аэрофлот" и предназначался для регулярных пассажирских рейсов из Литвы в Украину. Тот самый стартовый рейс состоялся почти через год и был действительно презентационным, потому что кроме обычных пассажиров, которые приобрели билеты в Одессу и Симферополь, на борту самолета были журналисты, которые таким образом тестировали новый маршрут в таком себе мини-пресс-туре. Всего 28 пассажиров. Перед полетом состоялся даже торжественный митинг, и играл оркестр.
Из Каунаса в Киев лететь менее полутора часов, и по воспоминаниям тех, кто находился внутри самолета, атмосфера в пассажирском салоне была легкой и непринужденной. Примерно, как в стишке из детских книжек той поры: "В кресло сел, завтрак сьяел. Что такое? Уже прилетел". Пассажиры шутили, делились планами относительно пребывания у родственников в Украине, демонстрировали подарки, угощали друг друга конфетами "Взлетные" (кто помнит эти мятные "аэрофлотовские" артефакты?), курили (да-да, курение на бортах самолетов тогда еще разрешалось, окончательно на всех рейсах мира его отменили только в 2000 году!).
И вот уже начиналась посадка самолета, борт постепенно начинал снижаться, и за окнами иллюминаторов вдалеке начали просматриваться контуры города и жилых массивов. Стюардесса Рита Мотова, для которой это был лишь второй рейс в жизни, рассказывала, что в этот момент находилась в последнем ряду салона, непринужденно общаясь с журналистами. Все как будто шло по плану. Как вдруг одновременно наступила абсолютная тишина. Специалисты сразу бы заподозрили, что это могло свидетельствовать о том, что замолчали все двигатели самолета одновременно. И первым на это обратил внимание один из журналистов, который имел за плечами военный опыт - тишина самолета при посадке была слишком подозрительной. Стюардесса Мотова в тот же момент отправилась в кабину команды пилотов во главе с командиром Викторасом Штилюсом чтобы выяснить что произошло. Позже этот поход Риты станет поводом для распространяемых Киевом слухов о том, что якобы стюардесса понесла в кабину пилотов напитки, а потом случайно задела рычаги, что привело к остановке всех двигателей. На самом деле все было по-другому.
Стюардесса Рита Мотова
Рыбакам, которые регулярно проводили свой досуг на Левом берегу Днепра, к шуму самолетов и их появлению в воздушном пространстве украинской столицы было не привыкать: одни направлялись на посадку в Борисполь или же наоборот набирали высоту, поднимаясь вверх. Те, что заходили в городское пространство, на юго-западную его часть, обычно делали посадку в аэропорту "Жуляны", как планировал сделать этот "Як-40", следовавший в тот летний день из литовского города Каунас. Но то, что увидели граждане с удочками утром 2 июня 1976 года неподалеку местности Осокорки не совпадало с их воображением и ни с одним из сознательных летных маршрутов: самолет, без всякого звука медленно спускается вниз, другими словами - планирует туда, где нет никаких летных полос или каких-то условий для посадки. Наоборот - вокруг один водоем, и даже непроходимая болотистая местность. Медленно планируя, "Як-40" спускался куда-то в направлении Осокорковских озер, и те, кто успел быстро прийти в себя, наблюдая увиденное, уже приготовились услышать и увидеть громкий взрыв, но вместо этого наблюдали... мощный фонтанный каскад, который поднялся вверх на десятки метров, словно гейзер, а когда мощная волна бурной воды снова опустилась на землю, то перед глазами киевлян предстало настоящее чудо: целый, и практически неповрежденный самолет с надписью "Аэрофлот" стоял прямо посреди местного болота. Через некоторое время раздался глухой рев мотоцикла - к месту происшествия в служебном мотоцикле с коляской сквозь водные преграды направлялся дежурный милиционер.
Не каждый "Як" долетит до середины Днепра
Во время захода на посадку при нормальных метеорологических условиях на высоте 700 метров экипаж самолета получил указание диспетчера взять высоту в 400 метров. Командир приказал бортмеханику Льонгинасу Синкявичусу переключить двигатели в режим "малый газ" и начал снижать самолет. Но стоит отметить одну деталь, которая, возможно, имеет значение в этой истории: для Синкявичуса это был лишь второй полет (за день до этого - первый), он только недавно выпустился из училища, и практики до этого не имел. Неизвестно по каким причинам, возможно от волнения, он повернул не те рычаги, и все три двигателя самолета остановились. Завести их снова на высоте 400 метров было практически невозможно, земля была уже совсем близко, самолет фактически превратился в планер.
Командир экипажа Викторас Штилюс
Первая мысль пилотов: сажать машину на Днепр, что выглядело малореалистичным сценарием, и до реки еще надо было немного долететь. Второй пилот Генрикас Виткусас увидел по курсу болотистую местность - те самые Осокорковские озера, которые на тот момент были заболоченным мелководьем с твердой луговой землей. Это был шанс. Но очевидно судьба решила испытать пилотов до последнего: прямо по курсу самолета, именно в том месте, где планировалась спонтанная посадка, виднелась линия высоковольтной передачи. Пролететь над ней было уже невозможно - самолет снижался, и тогда было принято еще одно удивительное решение, а воплощение его было поистине фантастическим: направить машину под опорой, не задев при этом ни столб, ни свисающие провода. Как это удалось литовским пилотам - сегодня до сих пор не до конца понятно, но уже через считанные секунды "Як-40" буквально "скакал" по болотистой местности Осокорков, устроив тот самый "каскад фонтанов", который с днепровского берега наблюдали киевские рыбаки. "Проскакав" таким образом около километра, самолет уперся в небольшой водоем, задев правым крылом водяную гладь, и наконец остановился.
Аварийная посадка самолета на озеро в Осокорках
За спасение - незначительное наказание
Что происходило в те минуты внутри самолета лучше всего знают только те 28 пассажиров, которые были в салоне, включая стюардессу Риту Мотову. Сама она потом утверждала, что особого волнения среди них не наблюдалось, возможно потому, что почти никто не догадывался о том, что произошла авария, и самолет делает совсем не плановую посадку и отнюдь не в аэропорту "Жуляны". К тому же, все происходило очень быстро, и даже если пассажиры успели испугаться или что-то заподозрить, то уже во время того самого "галопа" по болоту и после окончательной остановки, картина в салоне, по воспоминаниям стюардессы, была не из приятных - заляпанные болотной грязью иллюминаторы, а в задней части салона начала собираться вода. Теперь существовала небезосновательная угроза того, что мощный по весу самолет может поглотить болото.
К счастью, за считанные минуты к месту происшествия добрались сначала милиционеры, затем прибыл вертолет со спасателями и медиками, а пассажиров эвакуировали с помощью резиновых лодок. Никто из них не пострадал и даже не травмировался. Что интересно, в тот же день пассажиры продолжили полет в Одессу и Симферополь на резервном самолете, и лететь отказался только один из них.
А вот экипаж того рейса в Киеве задержался на несколько дней. Пилотов отвезли в один из столичных пансионатов, где правоохранители проводили допросы о произошедшем инциденте. В конце концов комиссия Министерства гражданской авиации пришла к выводу о том, что "причиной остановки двигателей в воздухе стал перевод бортмехаником малого газа в положение "стоп". Следствием установлено, что подготовка экипажа к выполнению полета организована неудовлетворительно".
Суд города Киева признал бортмеханика Ленгинаса Синкявичюса виновным и приговорил его к четырем годам условно, а также обязал его возместить материальный ущерб в размере 10 тысяч рублей (при средней зарплате на то время в 130 рублей ему пришлось это делать, вероятно, не один десяток лет). Второй пилот получил выговор. Командир экипажа Викторас Штилюс на три месяца был переведен во вторые пилоты. После отбывания наказания он вернулся в кресло командира самолета "Як-40", но через четыре года по собственному желанию оставил авиацию.
В озерах Осокорков эта машина находилась недолго - уже на следующий день с помощью троса и тягача ее вытаскивали из болотной местности, а затем, предварительно убрав одну высоковольтную линию и создав искусственную взлетную полосу, подняли в воздух и направили в Жуляны. После недолгого ремонта в Беларуси, самолет "Як-40" с бортовым номером 87541 снова вернулся в Каунас и продолжал полеты по тому же маршруту. В 2006 году на его фюзеляже появился украинский флаг, а с февраля 2017 года та самая легендарная машина вошла в состав украинской компании "Мотор-Сич". С Жулянами ей как-то с самого начала не везло - в декабре 2018 года этот самолет снова потерпел крушение именно в этом аэропорту и получил незначительное повреждение, столкнувшись с наземной техникой.
"Як-40"
О событии, произошедшем в июне 1976 года, по всем правилам советских медийных стандартов в прессе не было сказано ни слова - и это учитывая то, что на его борту летели преимущественно журналисты. Что и породило кучу местных сплетен - от громких взрывов, которые якобы слышали на Осокорках, до якобы затонувшего самолета, на месте которого потом выросла жилая высотка. Возможно, когда-нибудь об этом снимут собственное "Чудо на Гудзоне".
Том Хэнкс в фильме "Чудо на Гудзоне"
Фото из открытых источников