Новая днепровская волна

В последние выходные мая цветущая и несокрушимая украинская столица традиционно отмечала свой праздник. В этом году оно происходило в особых условиях почти ежедневных ночных "приветствий" врага, что только закаляло настроение киевлян и укрепляло их ярость. В кинотеатре "Жовтень" начали новый "Ки"Евкинофест", где будут демонстрироваться кинолентыв разные времена снятые в Киеве или о Киеве. Таких вообще в истории кинематографа, включая отдельные эпизоды, было много, о некоторых из них мы решили вспомнить.

"Штепсель женит Тарапуньку" (1957), "Смехотворные приключения Тарапуньки и Штепселя" (1970), киностудия им. А. Довженко, режиссеры Ефим Березин, Юрий Тимошенко

Первый фильм начинается со взрыва. Да, со взрыва снаряда на фоне указателя "Киев - 50 км". Перед этим голос актера Березина, собственно об этом предупреждает: "Спокойно, товарищи, сейчас будет взрыв", и это вызывает неотвратимые ассоциации с успокаивающими "мантрами" современных телеграмм-каналов о божественной работе украинских ПВО во время нынешних ракетных атак. Затем тот же голос продолжает: "Это первый и последний взрыв в нашей ленте", но ассоциации с настоящим на этом не заканчиваются. Через несколько минут популярные украинские комики появляются уже в образе Гитлера и Гимлера и выдают такую вот версию песни "Їхав козак за Дунай":

Лучше было бы, лучше было бы не ходить,

Если бы мы знали, что нас будут так бить.

Лучше было бы Украины и не знать,

Чем теперь, чем теперь отступать.

Ну чем не саундтрек к нынешнему позору рашистской армии? История любви регулировщика Тарапуньки ("На Подоле, на Бессарабке, на Крещатике, где поставят - там и работаю") к девушке Гале из Решетиловки, что на Полтавщине, сопровождается хорошей порцией веселых украинских песен и танцев, а также многочисленной комической "суматохой" (фамилия Гали - Суматоха) вокруг знаменитого Дома со звездой на Крещатике.

Еще одна неожиданность, которая бросается в глаза, как для 1957 года - знатный троллинг россиян со стороны украинских комиков. Вряд ли есть сомнения, что россиян тогда уже не любили: жадным и завистливым показано самоуверенного конферансье Алмазова из Саратова (!), а в одном из мелодраматических эпизодов между героями происходит следующий диалог:

Что делать?

Что и всегда в кино делают: включи Чайковского, а я переживать буду.

https://www.youtube.com/watch?v=jYKZjArAQq4

Вторая лента режиссеров-комиков "Смехотворные приключения" - это уже цветной парад-алле передовых достижений науки, техники и украинской эстрады второй половины 1960-х. С заметным уклоном к актуальной тогда теме механизации и роботизации. По тогдашнему проспекту Победы и возле Цирка разъезжает "сатиральная машина", которая призвана выполнять важную социальную миссию - хулиганов, пьяниц и разных отбросов превращать в образцовых граждан общества. Диалоги в этой ленте более чем полувековой давности тоже интересно слушать с позиций нынешнего времени, и они подлежат определенному переосмыслению. "Козацькому роду - нема переводу", - заявляет Тарапунька уже на первых минутах фильма, а дальше из уст комиков звучит геополитический анализ украинской народной песни "Їхали козаки":

 Ехали с Дона домой, что-то непонятно, для чего они ездили на Дон?

 Поехаливидимо, в Ростов, посмотреть футбол казаки-болельщики.

А Галя что делала на Дону?

К Шолохову в гости поехала.

"Лета молодежи" (1958), режиссер Алексей Мишурин, киностудия им. Довженка

И снова сюжет и мелодраматические страсти разворачиваются вокруг Дома со звездой напротив ЦУМа. На этот раз там живет Наташа, которая иногда выдает себя за ловкого парня Лешку, который вместе с другим героем фильма - донбасским пареньком Сергеем - приехал в столицу прямо на крыше поезда. Режиссер Алексей Мишурин больше известен по другому популярному в народе фильму, в котором тоже изображен Киев тех времен - "Королева бензоколонки", а этой ленте принесла народную славу "Песня о рушнике" Майбороды на слова Андрея Малышко, которая впервые прозвучала именно здесь.

Вообще, в фильме много танцуют и поют на украинском, герои разгуливают в вышиванках по Донбассу и Крещатику, счастливые дети на месте нынешнего Майдана Независимости играют в футбол, зрители на открытой эстраде (вероятно, Мариинского парка) слушают симфоническую поэму по мотивам "Лесной песни", а на ВДНХ демонстрируют свой высший пилотаж народные коллективы. А как прекрасен в фильме Днепр - при любой погоде, даже при безумном урагане, который застал главных героев.

Кстати, один из эпизодов на Днепре дал жизнь вот этой забавной "Рыбацкой песне" с непревзойденными Николаем Яковченко и Александром Хвылей:

"Дед левого крайнего" (1973), режиссер Леонид Осыка, киностудия им. Довженко

Эта лента - фактически бенефис неповторимого Николая Яковченко в роли заслуженного столичного пенсионера, отца четырех детей и "звездного" внука - футболиста сборной Союза. Замечательный актерский ансамбль гармонично составляют Константин Степанков, Борислав Брондуков, Василий Симчич и другие, а в роли внука - тогдашний футболист киевского "Динамо", а впоследствии - советский тренер Анатолий Бышовец. Именно под его руководством в 1988 году сборная СССР завоевала золотые медали на Олимпийских играх в Сеуле, одолев в финале сборную Бразилии, где играл юный Ромарио. После 1986 года киевлянин Бышовец переехал в Россию, и утверждают, что в одном интервью, вспоминая свое появление в кино, назвал этот фильм "бездарным", но при этом добавил: "Видимо, из-за того, что я там снимался".

anatolij byshovecz - Ретроспектива, Искусство - 50Plus

Анатолий Бышовец

Кинопрогулка по солнечному и зеленому городу начала 1970-х освежает и дарит столь необходимые нынче положительные эмоции - чего только стоит эпизод на улице Гоголевской, в знаменитом "Доме с котами", в павильонах Бессарабского рынка (именно из этой ленты пошла в народ знаменитая фраза Брондукова, когда он обращается к мяснику: "По какому лицу? Какое лицо? Да не ваше..."), или на причале Речного порта. Но больше всего фильм прославился исполнением в финале старинного романса "Прилетела канарейка" целой плеядой украинских актеров, и это выглядит и звучит очень душевно:

"Киевские фрески" (1966), режиссер Сергей Параджанов

В 1965 году Сергей Параджанов, только что прославившийся выдающимся гуцульским фэнтези "Тени забытых предков", официально подал заявку на съемки фильма, приуроченного к 20-летию победы СССР во Второй мировой войне. Но когда строгому московскому руководству продемонстрировали фрагменты кинопроб будущей ленты, начальникам от культуры оставалось одно из двух: или, пользуясь положением, покрутить пальцем у виска, или - без колебаний закрыть ленту. Выбрали последнее. Настолько она, мягко говоря, отличалась от идеологических советских агиток о подвиге советского народа своей сюрреалистической поэзией и оригинальным режиссерским почерком.

sergij paradzhanov - Ретроспектива, Искусство - 50Plus

Сергей Параджанов

Оператор фильма Александр Антипенко, несмотря на строгий приказ "сверху" смыть все пленки с материалом, оставил 15-минутные пробы, выдав их за собственную дипломную работу во ВГИК. Благодаря польской компании "Fixafilm" лента была отреставрирована, а в прошлом году американская артхаусная компания "Kino Lorber" официально выложила короткометражку в Интернет, устроив онлайн-презентацию. Оригинал фильма хранится в Национальном центре имени А. Довженко.

viya artmane - Ретроспектива, Искусство - 50Plus

Вия Артман, "Киевские фрески" (1966)

Что интересно, и в этом коротком фильме чувствуется мощная связь с настоящим. Особенно в одном из мощных ее образов - невеста, которая ждала с фронта своего любимого (роль Вии Артмане), режет ножницами собственную фату на тонкие полоски, чтобы заклеить ими окна для защиты от взрывной волны во время обстрелов. Мог ли представить Параджанов, живший в центре мирного Киева, что через полвека эта фантазия станет ужасной украинской реальностью?

"Путеводитель" (2004), режиссер Александр Шапиро

108 минут географии Киева начала 21 века. Но прежде всего - важный художественный артефакт и документ, в котором зафиксированы актуальные топонимы начала "нулевых" - от уже несуществующих киевских ночных клубов, о которых мы рассказывали здесь ("Чайковский" на Бессарабке, "Опиум" на Олимпийском, "Зеленка" на Парковой аллее"Синема" на Харкыевском) до цен на такси и недвижимость в столице. В каждой из одиннадцати новелл эффектно упоминается какое-то памятное место или знаковый район Киева. И все это - с диалогами на неповторимом "киевском языке" с его "шоканьем" и "гэканьем". Вот фраза одного из героев, столичного "клаббера", которая тянет на ключевую:  "По ночному сервису Киева у такого молодого человека, как я, все должно быть хорошо".

oleksandr shapiro - Ретроспектива, Искусство - 50Plus

Александр Шапиро

Философия "Путеводителя", по словам киевлянина Александра Шапиро, который сейчас проживает в Израиле, заключается в поиске "сердца города", которое всегда манило своей красотой и величием туристов, провинциалов, транзитных пассажиров, а в свете нынешних событий - не дает покоя проклятому врагу. Этот поиск украшен целым ансамблем замечательных киевских персонажей эпохи, некоторые из них уже покинули этот мир, как Александр Ройтбурд, Виталий Линецкий или Александр Даруга, чей голос звучит за кадром. Нельзя не любоваться или не пересматривать на бис "левобережный" эпизод с харизматичным Алексеем Горбуновым. Кстати, в комментариях некоторые зрители пошутили, что фильм "правобережно-центристский", и его цель - "очернить Левый берег". В эпизодах замечены "король" тогдашней клубной сцены Ди-джей Конь и Наталка Жищенко, ныне известная как певица Onuka.

Фото из открытых источников, pixabay.com

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.

UA