Создатель «Мыслителя», «Граждан Кале» и «Поцелуя» внедрил новые средства в изображении человека. В чем конкретно уникальность его образов и почему от скульптур новатора отказывались заказчики?
Не все сразу
Франсуа Огюст Рене Роден родился во втором браке служащего префектуры французской столицы 12 ноября 1840 года. С детства заметив у сына интерес к рисованию (к другим школьным предметам тот был равнодушен), отец отдал 14-летнее дарование в École Gratuite de Dessin, где обучались будущие художники, декораторы, реставраторы, ювелиры и другие специалисты в области дизайна. Но даже после такой подготовки Огюст не смог продолжить обучение в Школе изобразительных искусств, куда безуспешно поступал трижды.
Огюст Роден, фото 1862 г.
Полжизни Роден брал уроки у известных мастеров и совершенствовал собственную технику в офорте и графике, живописи и скульптуре. Был подмастерьем и декоратором, скульптором на общественных началах и даже послушником. По Божьему провидению, наставник-священник убедил Огюста вернуться к искусству.
Шарм несовершенства
В своей первой мастерской, в бывшей конюшне, в 1864 году Роден создал бюст мужчины с примечательным лицом: местного крестьянина, позировавшего скульптору, отличал сломанный нос. Перед отправкой в художественную галерею бюст на морозе треснул, и Родену пришлось заменить его уцелевшей маской. Сделав предметом восхищения некрасивое лицо со шрамами, морщинами и трещинами в материале, скульптор бросил вызов академическим представлениям об эстетике. Обескураженные эксперты парижского Салона отклонили скандальную работу, и только спустя десятилетие, в 1875 году, выполненному в мраморе «Человеку со сломанным носом» удалось пробиться к ценителям.
Огюст Роден «Человек со сломанным носом»
Право на имя
Перебравшись из Франции в Бельгию, комиссованный из-за зрения из армии во время франко-прусской войны Роден стал автором многих безымянных работ в Брюсселе и Антверпене. Ради заработка он создавал по контракту декоративную скульптуру заказчикам, которые серийно отливали статуэтки на продажу. Самовольно подписав однажды свою бронзовую фигурку, Роден потерял работу.
В дальнейшем он договаривался о совместных продажах, когда тираж в Бельгии выходил к покупателю под брендом компаньона, а во Франции продавался под авторством Родена. Впоследствии новатор поставил изготовление авторских копий на поток (законом об их ограничении до 12 экземпляров Франция разжилась только в 1956 году), поэтому его работами могут гордиться музеи и коллекционеры в разных странах.
«Мыслитель», 1888 год
Бунтарский почерк
Роден снискал популярность как «бунтарь» с противоречивым подходом к консервативным правилам в скульптуре. Он никогда не причислял себя к поклонникам того или иного творческого течения, балансируя между реализмом, романтизмом, импрессионизмом и символизмом. «Почерком» Родена были символичность образов, вневременность сюжетов и незавершенность действия. Не считал мастер завершенными объектами и свои скульптуры: идея и форма, по его мнению, могут меняться вместе со скульптором. Иногда автор дорабатывал и перерабатывал созданное, а также отдавал на суд зрителя рабочие этюды и незаконченные варианты.
Получив свой первый государственный заказ в 40 лет, он не цеплялся за выгодное сотрудничество, работал по собственным правилам, не всегда соблюдал сроки выполнения работ и даже возвращал предоплату. Государственные и частные заказчики периодически благодарили мастера той же монетой: расторгали договоры и отклоняли работы.
Дворец Бирона – Музей Родена
Ничего застывшего
Фигуры у Родена «вытекали» из камня, олицетворяя рождение формы из аморфной субстанции: скульптура была не статическим объектом, а эпицентром движения масс. Иллюзия движения достигалась скульптором даже ценой игнорирования правил контрапоста (переноса центра тяжести) и нарушения анатомической достоверности. Роден принципиально не нанимал профессиональных натурщиков, застывавших в традиционных позах античной скульптуры. Он предпочитал работать с подвижными моделями из обычных людей: те просто ходили по мастерской, пока художник делал зарисовки или выполнял пластические наброски.
Скульптура Огюста Родена «Граждане Кале»
По словам Родена, его работы создавались и должны восприниматься «сквозь слезы эмоций». Отличительной чертой этих скульптур является эмоциональная окраска. Герои французского скульптора убедительно передают богатый спектр человеческих состояний: боль и ненависть, отчаяние и любовь.
Любовь и не только
Не меньше работы была насыщенной эмоциями и личная жизнь скульптора. С 1864 года он жил со швеей Розой Бере (1844-1917). В 22 года привлекательная спутница с внешностью крестьянки родила родившемуся сыну. Но родительской фамилии Огюст-младший не получил. Брак с матерью отец оформил только в конце жизни – 19 января 1917 года. Тяжелобольная жена умерла через 25 дней после свадьбы. А 17 ноября мимолетное воспаление легких унесло жизнь и Огюста Родена.
Камилла Клодель, (1864-1943)
Роза Бере была рядом со скульптором всю жизнь, хотя спутник никогда не скрывал романов с другими женщинами. Кроме многочисленных связей с натурщицей и ученицами, Роден, по его словам, «семь лет потратил на злого гения» маркизу де Шуазель (впоследствии – герцогиня), «глухую» к искусству, вкусу и моде американку с французскими корнями. И девять лет он находился в интимных отношениях со своей помощницей Камиллой Клодель. Родственники любовницы обвинили скульптора в доведении талантливой мастерицы в психбольницу, куда и попала в 1913 году и через 30 лет там же и умерла.
В конце жизни Родена окружали разные любовницы, о которых было известно даже французскому правительству. С подругами мастер рассчитывался своими произведениями. Поскольку за год до смерти Роден завещал свое творческое наследие государству, министр коммерции лично организовал охрану имения от ограбления посетителями.
Фото: pl.wikipedia.org, ru.wikipedia.org