Новая документальная лента отечественных художников называется «Олесь Гончар: Слово, как оружие». И это название не только метко рифмуется с нынешним военным временем. Как оказалось, биография писателя, о котором, казалось бы, нам известно все – настоящий образец для подражания современным украинцам.
Почему Гончар до сих пор актуален, как на него реагировал Сталин, и как писателю удалось балансировать под давлением системы, мы разговариваем со сценаристом фильма Антоном Базелинским.
Жизнь – как лайфхак достижения успеха
Почему именно Гончар, ведь о нем уже неоднократно снимали фильмы?
Нам с режиссером фильма – Екатериной Стрельченко, живущей в Днепре, удалось выиграть местный муниципальный конкурс на создание фильма. Итак, мы погрузились в размышления, как правильнее изобразить хорошо известную всем фигуру. Очень не хотелось делать из Гончара икону, которую в свое время подавали нам в школе, где он находился, условно говоря, где-то между Франком и Шевченко, был неким «человеком из портрета». Нам хотелось показать его совсем по-другому: изобразить Гончара, как пример достигшего успеха человека. Ведь он, как и мы с вами, был украинцем, жил, плюс-минус, в нашу эпоху, достигал высоких должностей, получал государственные награды, в конце концов учился в том же университете, откуда мы пригласили студентов для съемки. Соответственно, а почему бы им не последовать примеру его жизни и ее поведению, чтобы достигать собственных жизненных целей, даже если эта цель – допустим, покорить Инстаграм. Мне хотелось, чтобы этот фильм заинтересовал молодых людей и стал ответом на вопрос: «Как одерживать победы».
Сценарист фильма Антон Базелинский в Музее Гончара с первым изданием романа Собор.
Гончар даже в условиях советской системы не скрывал своей проукраинской позиции. С другой стороны, в отличие от многих украинских литераторов 1960-70-х, ему удалось избежать репрессий и тотальных запретов. Как ты думаешь, почему?
Во-первых, у него был очень сильный внутренний стержень, его не так просто было согнуть. Он полностью прошел войну, был в немецком плену, а там можно было не раз морально сломаться. Освободившись, он не где-то там отсиживался, а по-настоящему воевал, был минометчиком, хотя ему предлагали стать военным корреспондентом. Его удивительную силу демонстрирует военный дневник, который он начал вести в 1942 году, а Сталин, напомню, запрещал военным вести какие-либо записи, то есть Гончар фактически ослушался запрета Генералисимуса.
А еще – влюбленность в литературу, у него был настоящий роман с ней: с качелями, она его бросала, потом он ее, они возвращались друг к другу, и его талант нельзя было не заметить. А с другой стороны, он, как и большинство украинцев, мог и умел подстраиваться. В тот момент, когда он понял, что может говорить громко, он уже получил огромную поддержку. Когда его начали травить за рассказ «Модры Камень» (новела в 1949 году о любви советского солдата к словацкой девушке, которая подверглась жесткой критике и обвинениям в космополитизме – С.Г.), уже тогда были люди, оценившие его талант.
Писатель, спасший целый народ
В фильме есть эпизод, где Петр Шелест, руководивший Киевским обкомом партии, спрашивает у Первого секретаря Подгорного разрешения на арест Гончара, на что тот достаточно мудро и аргументированно отвергает такую идею. Могли ли репрессии против писателя вызвать массовый резонанс?
К этому моменту произведения Гончара уже были переведены на многие языки мира. Тогда он уже был автором трилогии «Знаменосцы» – за нее ему досталось больше всего от патриотов и националистов. Этот роман будто бы продемонстрировал его лояльность к тогдашней власти, что было очень важно для его личного выживания и закрепления его таланта. Но, если объективно, то не такое уж и в этом романе ухаживание за властью. Он – об украинцах, воинах, о людях, защищавших свою землю. Существует легенда, что когда Сталину принесли «Знаменосцев», переведенных на русский, он, прочитав, философски произнес: «Больше у меня вопросов к украинцам нет». А в то время реально рассматривалась вероятность депортации украинцев из-за якобы их сотрудничества с фашистами. То есть если это действительно правда, то Олесь Гончар спас целый народ. Он, можно сказать, застолбил за собой право быть выдающимся советским писателем – его переводили на многие языки, Союз финансировал издание его произведений за границей, и в капиталистических странах тоже. И как после этого можно было такого человека арестовать? Это означало бы расписаться в своих ошибках.
Кадр из фильма «Олесь Гончар: Слово как оружие».
Лента снималась в 2021 году, и бросается в глаза солнечная и мирная Украина, места, в частности в Харькове и Днепре, которые с высокой вероятностью впоследствии пострадали от российских бомбардировок. Представлял ли ты, как фильм будет восприниматься уже во время войны?
Теперь я уже ясно это знаю. Премьера должна была состояться в конце февраля 2022 года и оставалось доработать некоторые технические моменты. Но с началом войны наш оператор Дмитрий Панков, он же – режиссер монтажа, пошел в армию, а мы с режиссером на фоне обстрелов и пребываний в бомбоубежищах пытались планировать нашу дальнейшую деятельность. Тем временем приближалось 3 апреля – день рождения Олеся Терентьевича, и у нас возникла идея показать фильм его вдове – Валентине Даниловне, которая сейчас проживает в том самом «писательском» доме, известном как «Ролит» (кооператив рабочих литературы – Ред.). В начале апреля Дмитрия на несколько дней отпустили, он быстро домонтировал фильм, и мы его показали Валентине Даниловне. Очень переживали, как она примет, что скажет. Сначала ее реакция была сдержанной, она озвучила замечания, но в целом ей очень понравилось, и, как мне рассказывала внучка Гончара Леся, Валентина Даниловна уже не раз просматривала ленту с удовольствием.
Валентина Гончар за просмотром фильма.
Нас это вдохновило, и мы решили, что Екатерина вместе с моей женой поедут в тур по Европе с показами и сбором средств для ВСУ. Таким образом, девушки объехали более 30 городов в 15 странах, собрали средства, на которые впоследствии приобрели три джипа для армии. Нам удалось перевести ленту на шесть языков, во время показов Катя Стрельченко выступала с речами и рассказывала о том, что сейчас происходит в Украине, как бомбят ее родной город. И поражала реакция иностранцев, кое-кто во время просмотра плакал, признавался, что никогда не слышал о Голодоморе. Однажды на один из просмотров пришел мальчик с мамой и в какой-то момент начал рыдать и проплакал до конца фильма. Оказалось, что ребенок из Харькова, и увидел в фильме знакомые дома, неизвестно, уцелевшие ли сейчас.
Человек внутри системы
Кроме «друзей» из идеологического отдела украинской компартии у Гончара были недруги и среди коллег, которые упрекали его в недостаточной патриотичности. Как он справлялся с этим?
Действительно, такая критика писателя, как будто недостаточного националиста звучала уже во времена Независимости. Я считаю, что это делалось не от большого ума. Приведу пример: сейчас я работаю над сериалом о «Революции на граните» – известной и уже исторической студенческой голодовке 1990 года на Майдане Незалежности. Гончар приходил туда, чтобы поддержать студентов и как-то помочь им, и все участники тех событий, с которыми я сейчас общаюсь, через тридцать два года с огромным теплом вспоминают этого человека. А он на тот момент был коммунистом, имел много советских наград, но в студенческой патриотической среде было понимание, что к ним «правильный», «свой» мужчина пришел, искренне желавший разобраться, почему так произошло, и помочь.
Во время работы над лентой мы вывели формулу, наиболее точно соответствующую его фигуре и миссии: Гончар погрузился в советскую систему для того, чтобы расшатать ее изнутри. Когда мы озвучили свое предположение Валентине Даниловне, она согласилась и сказала, что мы мыслим в верном направлении. Очень важный нюанс, о котором не всегда помнят: Независимость Украины в 1991 году обрели люди, рожденные в СССР. Это не инопланетяне прилетели к нам ее провозглашать или представители канадской диаспоры прибыли. Было бы большой ошибкой зачеркивать, что было до этого, или утверждать, что до этого все было ужасно. И очень символично то, что именно Олесь Гончар был первым человеком, который выступал с трибуны Верховной Рады сразу после присяги первого Президента.
Фото из фильма «Олесь Гончар: Слово, как оружие».
Почему Гончар актуален в наши дни?
Потому что это был человек с очень развитым чувством справедливости. Человек, который никогда не опускал свое оружие – собственно слово (хотя настоящим оружием он тоже владел), умеющий достигать целей и сплачивать вокруг себя людей. Думаю, что каждый из нас, если овладеет этими навыками, станет более успешным, а Украина должна быть страной успешных людей!
Официальный трейлер фильма: