Ценитель красоты и парадоксов призывал не разрушать легенды: они выявляют истинный образ человека. Биография и интересные факты из жизни ирландского поэта, писателя, эссеиста, драматурга, журналиста, острослова, денди и ключевой фигуры европейского модернизма с блестящей и трагической судьбой.
Богемная атмосфера
По происхождению Оскар Уайльд - ирландец, который родился 16 октября 1854 года в Дублине. По отцовской линии у него были голландские корни, по материнской - итальянские. Один род пустил в Ирландии корни в конце XVII века, другой - на 100 лет позже. До женитьбы на матери Оскара сэр Уильям Уайльд успел обзавестись тремя внебрачными детьми, которым дал образование, но не воспитывал. В браке с Джейн Уайльд тоже родилось трое детей, однако младшая девочка в 10 лет умерла от менингита, который так же заберет в конце концов и Оскара Уайльда. Будущий писатель был на два года младше своего брата. Сыновьям преуспевающего врача и филантропа повезло родиться с "серебряной ложкой во рту". Они не только ни в чем не знали нужды, но и имели лучшие возможности для развития.
Отец Уильям Уайльд даже удостоился рыцарского титула: он был медицинским советником и помощником Уполномоченного по переписи населения Ирландии. Ведущий хирург-ото-офтальмолог не только лечил глаза и уши состоятельным пациентам, но и помогал на благотворительной основе городским беднякам в собственном диспансере на территории Тринити-колледжа в Дублине. В то же время глава семьи еще находил время для исследований крестьянского фольклора и ирландской археологии. Под стать мужу была и жена Джейн Уайльд. Мать воспитывала троих детей в атмосфере домашних поэтических вечеров, которые посещали многочисленные одаренные личности и европейские знаменитости. Сама миссис Уайльд тоже принадлежала к этому творческому кругу: ирландская националистка создавала революционные стихи под псевдонимом Speranza (с итальянского - "Надежда").
Дети с рождения интересовались изящной словесностью, поэтическими образами и красотой во всех ее проявлениях. В родительском доме было много неоклассических бюстов и картин, которые сформировали у Оскара представление о прекрасном. Высокие эстетические образцы воспринимались человеком, который рос в окружении эллинского искусства, естественной атмосферой существования. А летом Оскар до 20 лет выезжал на загородную виллу отца, где его партнером по играм был будущий писатель Джордж Мур.
Маленький Оскар в платье
Священнопись красивый
Французская гувернантка научила Уайльда французскому языку, немецкая - немецкому. Живой, общительный и ироничный, Оскар с детства имел навык скорочтения и производил впечатление человека, которому наука дается легко. Порторская школа была окончена с золотой медалью и премией за успехи в изучении греческого текста Нового Завета. Далее была Королевская школьная стипендия в легендарном дублинском Тринити-колледже, прославленными выпускниками которого были лорд Байрон и Исаак Ньютон: в этих стенах так легко было почувствовать себя избранным!
На лекциях по античной истории и культуре Уайльд снова проявил свои блестящие способности к изучению древних языков. А к этим знаниям добавились лекции по эстетике, перевернувшие его сознание. Именно в этот период юноша закрепился в своих эллинистических предпочтениях и симпатиях к прерафаэлитам. На классическое отделение Оксфордского университета поступил эстет, денди и философ. Его одаренность признавали все преподаватели. В Оксфорде студент был удостоен престижной Ньюдигейтской премии за поэму "Равенна".
Оскар сразу выбрал ориентиры для подражания. Личную философию искусства (эстетизм) Уайльд почерпнул в "священном писании красоты" - работах историка Возрождения Джона Рескина и его университетского последователя Уолтера Пейтера. Оба профессора повлияли на английскую культуру викторианской эпохи. Но если патриарх восхвалял красоту в союзе с добром, то его ученик не возражал против красоты с примесью зла. Студенту были интересны обе концепции.
Посещение Италии и Греции во время учебы в Оксфорде познакомило студента с теми пластами искусства, над которыми он раньше не задумывался. Вместе с ирландским акцентом Уайльд оставил в Оксфорде прежние убеждения: с красноречием и безупречным английским произношением к нему пришло превосходство к условностям и пренебрежение к запретам. Как и мечтал, Оскар получил репутацию блестящего человека, жизнь которого является легкой и яркой.
Оскар Уайльд, Лондон, 1881 г.
Гвоздь программы
После университета Оскар Уайльд переселился в Лондон. С 1878 года законодателя британской моды уже узнавали на столичных улицах. Трудно было не обратить внимание на высокого (191 см) молодого человека в короткой бархатной куртке, отороченной тесьмой, тонкой шелковой рубашке с широким отложным воротником, с мягким зеленым галстуком, в атласных брюках до колен, черных чулках, лакированных ботинках, объемном плаще и живописной фуражке. К тому же он ходил с зеленой гвоздикой в петлице и с лилией или подсолнухом в ладони. Именно эти цветы считали верхом совершенства художники-прерафаэлиты, представлявшие направление, противостоявшее академическим традициям в английской живописи и поэзии конца XIX века.
Оскар Уайльд, 1882 г.
Но когда в подобных одеяниях пришли на его лекцию в Бостоне студенты Гарвардского университета, Уайльд оценил шутку репликой: "Впервые прошу Бога лишить меня последователей". Не зря его называли "ирландским остряком": самоирония всегда спасала писателя, когда его эпатажные выходки оставались непонятными. "Художественный" образ и чопорное поведение Уайльда часто становились объектами насмешек карикатуристов, однако такое самовыражение и делало его популярным в светских кругах. Остроумие и умение привлечь к себе внимание были бесспорными талантами Оскара, которого с удовольствием приглашали в салоны для развлечения гостей. "Гвоздь программы" не только балагурил и шутил, но и радовал публику невероятно "живописными" импрессионистскими стихами.
В 1882 году он приплыл из Лондона в Нью-Йорк и заставил улыбаться местных репортеров собственным "признанием для прессы": "Дамы и господа, я разочарован океаном - ожидал от него большего". А на таможенном контроле поэт порадовал присутствующих ответом на вопрос о декларировании: "Мне нечего декларировать, кроме собственной гениальности". Пока американские слушатели лекций восхищались Уайльдом, отмечая изысканную красоту его речи, недоброжелатели судили о его неуместной саморекламе. Но Уайльд не был бы собой, если бы не похвастался другу в письме с другого континента: "Америку я уже цивилизовал - осталось покорить только небо".
Открытка по случаю визита Оскара Уайльда в Сан-Франциско, 1882 г.
Игра разума
Проведя в Америке целый год, Уайльд заявил о себе в Париже, где легко получил симпатии Поля Верлена, Эмиля Золя, Виктора Гюго, Анатоля Франса.
В 1884 году Уайльд встретил Констанс Ллойд, которая стала его женой и матерью двух сыновей: Сирил родился в 1885-м, Вивиан - в 1886-м. Оскар сочинял детям сказки: их набралось на два сборника.
Оскар Уайльд с женой Констанс Ллойд и сыном Сирилом.
Чувствуя ответственность перед семьей, молодой отец отправился редактировать журнал "Женский мир": его общительность и знакомства пригодились в журналистике и добыче взносов на издание. И хотя редакторские успехи друга отметил Бернард Шоу, сам Уайльд к этому делу быстро охладел. Он сконцентрировался на литературном творчестве.
Уайльд многим может показаться сибаритом, способным написать единственный роман, да и тот - аморальный. На обвинения в отсутствии нравственности сам автор отвечал, что искусство не зависит от морали, а критики нашли в романе мораль в том, что нельзя безнаказанно убивать совесть. Но кроме "Портрета Дориана Грея", у писателя вышло много успешных драм, комедий, поэзий, эссе, рассказов и теоретических исследований (интересна его работа "Человеческая душа при социализме": эта философская работа отвергает брак, семью и частную собственность).
В 1892 году после премьеры комедии "Веер леди Виндермир" Уайльд продолжил спектакль собственным появлением перед публикой: на поклон он вышел... с сигаретой в руке. "Дамы и господа, - обратился к залу "апостол красоты", - не сочтите невежливым, что я перед вами курю: так же не вежливо с вашей стороны отвлекать меня от моего занятия".
А после "Идеального мужчины" и "Как важно быть серьезным" газеты увидели в Уайльде "лучшего современного драматурга". Поводом для критики была разве что чрезмерно причудливая игра ума, которая, по мнению рецензентов, "иногда настолько увлекала Уайльда, что становилась самоцелью".
Отдельно в творчестве писателя стоит одноактная пьеса на французском языке "Саломея", которая была написана специально для Сары Бернар. К сожалению, в Великобритании из-за обращения к библейскому сюжету постановку запретила цензура. И это было не единственное ограничение, которое испортило жизнь Уайльда и его семьи.
"Любовь, которая скрывает имя"
Шутить Оскар Уайльд пытался даже на унизительном судебном процессе по обвинению в содомии. Этим недостатком в благородной среде грешил не он один, но именно его обстоятельства способствовали скандалу. Оскар имел неосторожность проигнорировать угрозы отца своего любовника, который требовал прекратить позорные отношения с его сыном. Сын маркиза Куинсберри лорд Альфред Дуглас по прозвищу Бози был моложе Уайльда на 16 лет, однако сам искал знакомства с состоятельным покровителем. Уайльд был известен своими широкими жестами и ни в чем не отказывал молодому любовнику, который оставил Оксфордский университет и не хотел скрывать плохие связи, чем давал повод для шантажа.
Оскар Уайльд и Альфред Дуглас
Ошибкой писателя было подать в суд на отца Бози за клевету, когда тот обвинил его в "притворстве содомии". Маркиз даже не обвинял Уайльда, и оскорбление можно было оставить без ответа. Однако Оскар, как всегда, слишком увлекся, и теперь Куинсберри должен был доказать в суде, что в данном случае не клеветал. В конце концов, дело о клевете было прекращено, а Уайльда сразу обвинили в нарушении норм общественной морали. Обвинитель с пристрастием выяснял "аспекты гомосексуализма" на примерах литературного творчества автора "Портрета Дориана Грея" и получил предельно откровенный ответ-манифест на вопрос о смысле строки "Любовь, скрывающая имя". Неуместное, как никогда, красноречие стоило писателю двух лет заключения за "грубую непристойность" и повлекло за собой крах семьи.
Оскар Уайльд на скамье подсудимых, иллюстрация из The Illustrated Police News, 4 мая 1895 г.
«Драматизм последнего акта»
Ни Дугласа, ни других развратников, проходивших по делу, к ответственности не привлекли. Зато Уайльд потерял все. Две тюрьмы его сломали. Недоедание и тяжелые условия содержания подорвали здоровье еще молодого писателя. Одно из падений закончилось повреждением барабанной перепонки уха, и впоследствии это привело к болезни и смерти Оскара. Смыслом этих испытаний оказалась последующая реформа содержания британских заключенных: оно было пересмотрено после издания под псевдонимом по номеру арестанта книги "Баллада Редингской тюрьмы".
Друзья от Уайльда отвернулись, а Альфред Дуглас ни разу не навестил человека, за счет которого красиво жил (он сразу уехал за границу, где распродавал и закладывал дорогие подарки и письма любовника). Мало того, как-то парень, сломавший Оскару жизнь, "добил" заключенного укоризненным письмом: "Когда вы не на пьедестале, то никому не интересны".
Дважды посетила Уайльда за решеткой только несчастная жена: сначала она сообщила обидчику о смерти его любимой матери, а в дальнейшем привезла на подпись бумаги, где муж поручал ей заботу о детях. После этого Констанс изменила себе и сыновьям фамилию и больше никогда не показывала детей отцу. Она продолжала присылать мужу деньги и после освобождения, но встречаться с ним отказалась.
Выйдя на свободу, Уайльд переехал во Францию и так же изменил имя, став Себастьяном Мельмотом. Новую фамилию он позаимствовал из романа своего двоюродного деда "Мельмот Скиталец". Оскар скрывался от знакомых, переезжая с места на место и чувствуя себя таким же странником, как тот литературный герой. Бернард Шоу так описал этот период жизни друга: "Уайльд очень упростил свою жизнь, чтобы ничто не мешало почувствовать драматизм последнего акта". Перед смертью писатель сказал, что не переживет XIX века: "Соотечественники не вынесут моего дальнейшего присутствия".
Могила Оскара Уайльда на кладбище Пер-Лашез
Оскар Уайльд тяжело покидал этот мир в мучительной восьмичасовой агонии 30 ноября 1900 года. Причиной преждевременной смерти стал острый менингит из-за ушной инфекции. Писатель умер в изгнании в возрасте 46 лет. Внук, которому принадлежит право на творческое наследие выдающегося деда, считает свою семью жертвой гомофобии.
Фото: wikipedia.org