Как растительность на голове и теле изменила мир

Музей декоративного искусства в Париже (Musée des arts décoratifs) не просто исследовал историю причесок и ухода за волосами. Он показал, как этот естественный атрибут человеческой внешности эволюционировал под влиянием исторических событий и менял мир.

Кураторы экспозиции «Des cheveux et des poils» (буквальный перевод: «Волосы и волосы на теле») напомнили, что растительность на голове и теле во все времена часто выступала как произведение искусства.

волоссю на головой и тили - Искусство, Образ жизни - 50Plus

Выставка предложила для просмотра более 600 самых разнообразных экспонатов, старейшие из которых датированы XV веком: картин, скульптур, фоторабот, антикварных парикмахерских инструментов, архивных документов, рекламной продукции и т.д. Все они свидетельствуют о том, насколько органично встроена тема волос в культурные, религиозные, политические и бытовые летописи разных времен и народов. Вспомнили организаторы выставки и о выдающихся личностях, в частности, монархах, художниках, модельерах и знаменитых парикмахерах, в жизни и творчестве которых волос занимало особое место. В этом пантеоне не обошлось без Леонара Оттье – любимого парикмахера Марии-Антуанетты, основателя высокого парикмахерского искусства Александра де Пари, дизайнеров моды Александра Маккуина, Мартина Маржелу и Джозефа Тимистера.

Один из разделов выставки музей посвятил эволюции женских причесок – социального индикатора и маркера идентичности. Экстравагантность в творениях из волос никогда не знала предела. Тем более, что взгляды на эстетику причесок стремительно и кардинально менялись. Достаточно взглянуть на так называемые «пуфы» – высоченные женские прически, актуальные в XVIII веке и до сих пор считающиеся одними из самых необычных за всю историю парикмахерских практик. Сейчас такие тоже можно увидеть – но уже на модных подиумах: они выполняют роль акцентов для дизайнерских коллекций одежды.

chudernaczki zachisky na manekenah - Искусство, Образ жизни - 50Plus

Еще в одном разделе кураторы собрали множество уникальных артефактов, подтверждающих быстросменность трендов на мужскую мохнатость на протяжении веков. К примеру, экспонаты рассказали о растительности на лице, которой гордились модники XIX века: его, кстати, считают самым «мохнатым» в истории мужской моды. Уход за красотой бород, усов и бакенбардов нуждался в новом арсенале различных средств и инструментов. Сильный пол вооружался воском для усов, кистями, принадлежностями для выпрямления и завивки волос.

Парижская выставка уделила внимание и связанным с волосами условностям, табу и секретам известных фигур прошлого. К примеру, вельможная дама веками не могла выйти на публику с распущенными волосами. В музее представлена картина Франца-Ксавьера Винтерхальтера, датированная 1864 годом, на которой императрица Сисси изображена именно в таком фривольном виде. Оказывается, это полотно предназначалось исключительно для личного кабинета ее мужа – Франца Иосифа, рассказало издание Designboom.

paryky na manekenah - Искусство, Образ жизни - 50Plus

Вот еще любопытный факт. Людовик XIV, облысевший в очень молодом возрасте, стал носить свой знаменитый длинный парик с завитыми локонами. Более того: французский король навязал эту моду всему своему двору.

В XX веке такая же беда постигла художника Энди Уоргола. Однако парик со светлыми волосами, которым он скрывал лысину, стал культовым элементом имиджа художника.

Другие залы экспозиции погрузили посетителей в тайны парикмахерской профессии, поразили ее разнообразной атрибутикой и наконец отдали должное тем, кто превращает знакомый материал – волосы – в художественные шедевры. А еще напомнили о культовых прическах XX-XXI веков, в частности, о гарсоне, химзавивке, шиньоне, пикси и многих других, молниеносно отвечавших на веяния времени.

Выставка продлится до 17 сентября 2023 года.

Фото: © Christophe Dellière, © Katrin Backes, © Virgile Biechy, © Christophe Dellière

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.