Масштабные раскопки на севере Итаки, которые проводила команда Университета Янины (Греция), вызвали значительный археологический прорыв и пролили новый свет на легендарное прошлое острова.
Исследователи обнаружили святилище Одиссея, мифического царя и гомеровского героя, на большом археологическом объекте Агиос Афанасиос. С XIX века он известен ученым как Школа Гомер.
Этот священный комплекс, расположенный вокруг скалистого выступа, представляет собой две террасы, соединенные каменными лестницами. Археологические работы на объекте продолжаются с 2018 года; они являются продолжением предыдущих систематических раскопок, проводившихся в 1994-2011 годах.
От неолита до римской эпохи
Новые находки университетской команды - кремниевые орудия и керамика - отодвинули временную шкалу человеческой деятельности на этой территории до финального периода неолита (V-IV тысячелетия до нашей эры). Микенский век (XIV-XIII вв. до н. э.) представлен здесь десятками фрагментов посуды, а также редким подземным резервуаром со ступенчатыми конструкциями. Они указывают на его вероятную принадлежность к микенскому дворцовому периоду.
Ученые предположили, что этот резервуар мог быть частью более широкой инфраструктурной сети из 7-8 объектов, которые в свое время охватывали всю северо-западную Итаку.
Сердце открытия - святилище Одиссея
Но самым важным результатом работ является то, что команда подтвердила существование святилища, посвященного Одиссею, рассказало издание Arkeonews. О культе царя Итаки свидетельствуют две обнаруженные надписи позднего эллинистического периода: ΟΔΥCCEOC (имя Одиссей в родительном падеже) и ΟΔΥCCEI (имя в дательном падеже). Эти находки перекликаются с открытием 1930-х годов в пещере Полис-Бей - надписью ΕΥΧΗΝ ΟΔΥCCΕΙ ("Спасибо, Одиссей") и подтверждают древнюю теорию о поклонении герою.
Миниатюрный бронзовый бюст Одиссея и многочисленные ритуальные артефактыВ частности 34 фрагмента глиняных подношений, гири для ткацких станков, золотые и бронзовые украшения, а также более 100 монет из разных городов-государств, отмечают религиозное и социальное значение этого места в эллинистический и ранний римский периоды (III в. до н. э. - II в. н. э.).
Центр поклонения и паломничества
Нижняя терраса с прочными архитектурными конструкциями, нишами для посвящений и штампованной черепицей с надписями (такими как ΔΗ, что означает "общественность") подтверждает использование этого места для организованных культовых практик. Богатый археологический контекст свидетельствует о том, что в святилище бывали как жители острова, так и паломники издалека.
По словам профессора Янноса Г. Лолоса, научного руководителя раскопок, это место является "общественным культовым комплексом", игравшим центральную роль в религиозной, социальной и, возможно, политической жизни Итаки.
Открытие святилища предложило убедительные доказательства многовекового культа Одиссея и вплотную приблизило ученых к исследованию корней эпического наследия Гомера.
По мере продолжения раскопок и консервации артефактов Школа Гомера остается не только археологическим сокровищем, но и символическим связующим звеном между мифом и исторической памятью.