Новое исследование показало, что безналичные средства платежи безвозвратно изменили наше покупательское поведение.
Наличные деньги служили нам верой и правдой более 3000 лет. Но теперь население развитых стран все чаще отдаляется от "живых" денег. Ученые считают, что эта тенденция отнюдь не помогает людям лучше экономить свои бюджеты. Даже наоборот: согласно новому исследованию, безналичные платежи заставляют покупателей тратить большие суммы.
Чтобы прийти к такому выводу, команда из Университета Аделаиды и Мельбурнского университета провела метаанализ более 70 ранее опубликованных научных статей. Их авторы изучали потребительские привычки 11 тысяч участников из 17 стран мира.
Исследователи предположили, что, используя на кассе карточка или мобильный телефон, мы менее строго следим за своим бюджетом, чем когда рассчитываемся банкнотами или монетами. Это происходит, возможно, потому, что в этот момент мы не всегда имеем конкретное представление о том, сколько именно денег на самом деле тратим.
"Используя наличныеЛюди физически пересчитывают и передают банкноты и монеты, что делает процесс траты более заметным", - сказал доктор Лахлан Шомбургк, ведущий автор исследования из Университета Аделаиды.
"Мы рекомендуем потребителям всегда носить с собой наличные вместо карточек, поскольку это действует как метод самоконтроля", - добавил он.
О чем узнали ученые
Во время метаанализа исследователи обнаружили, что этот эффект особенно заметен, когда речь идет о статусных покупках, например, роскошной одежде или ювелирных украшениях.
Также команда с удивлением констатировала, что электронные расчеты не связаны с увеличением сумм чаевых или благотворительных пожертвований.
Была также выявлена связь между лучшими экономическими условиями в стране и большими суммами безналичных расчетов. Ученые также отметили, что со временем исследуемый эффект безналичных платежей становится слабее. Команда предположила, что по мере того, как безналичные платежи становятся более распространенными, они все реже вводят покупателей в заблуждение. Это привыкание, вероятно, будет усиливаться с каждым шагом землян к безналичному обществу.
В недалеком будущем ученые стремятся расширить исследования последних тенденций в отношении расходов и новейших платежных технологий, включая криптовалюту, рассказало издание Science Alert.
"Переход к безналичному обществу кажется почти неизбежным. Я считаю, что это исследование имеет решающее значение, поскольку оно проливает свет на аспект этого перехода, обычно выпадающий из поля нашего внимания: как методы оплаты влияют на наше покупательское поведение", - заметил доктор Шомбургк. По его словам, это понимание поможет нам принимать более обоснованные решения о той или иной покупке.
Результаты исследования опубликовало издание Journal of Retailing.