15 января - День шляпы. Ежегодный календарный повод обратиться к истории такого типа наряда определила дата первого появления на публике в британской столице в 1797 году головного убора "настоящего джентльмена". Под высоту тульи английской шляпы цилиндра в свое время даже проектировалась оригинальная машина лондонского такси: исторический дизайн традиционного черного кэба отличает салон с приподнятым верхом, за который стоит благодарить высокую тогдашнюю мужскую шляпу, давно вышедшую из повседневного обихода. Узнайте, как вещи с практической или декоративной функцией отражали эпоху, занятия и социальный статус своих владельцев.
Что означает слово "шляпа"
Речь пойдет о головном уборе, состоящем из основы (наголовка или тульи) и бортов в нижней части (крыльев). Его украинское название является заимствованным полонизмом: kapeluch - диалектное произношение литературной нормы kapelusz. Польское определение головного убора, в свою очередь, имеет итальянского этимологического предшественника cappello, что является производной формой от латинского слова cappa (головной убор). Из того же корня образованы украинские слова "шапка", "кепка" и французское chapeau (произносится как "шапо"). Шляпа используется не только по практическому назначению, то есть как средство защиты головы и волос от осадков, солнца или ветра, а может выполнять и декоративную функцию.
Первые самодельные шляпы изготавливались из соломы и использовались в жаркий период для защиты от перегрева и солнечного удара. Демисезонными разновидностями шляп являются изделия из ткани, тонкого войлока (фетра), кожи и других материалов. Этот головной убор предназначается как для мужчин (в наибольшем употреблении в Великобритании в XIX веке была шляпа цилиндр), так и женщин (женский вариант может называться шляпкой). Моделью унисекс считается популярная фетровая шляпа, названная по имени героини одноименной пьесы французского драматурга Викторьена Сарду: т. н. шляпа Федора была впервые продемонстрирована в театральной постановке 1889 года исполнительницей роли княгини Федоры Сарой Бернар.
Форма и содержание
Самыми известными женскими моделями шляп стали шапо бержер (дамская широкополая шляпа была популярна в эпоху Рококо и во второй половине XIX века), клош (модная в 1920-х годах женская шляпа имела форму колокольчика), шляпа-колесо (головной убор с широким основанием женщины носили в начале и в середине ХХ века) и снова модная женская шляпка-таблетка. К моделям универсального назначения относятся: бриль - украинская и белорусская сельская летняя шляпа с широкими полями (ее сделал модным Никита Хрущев, этнический украинец, возглавлявший СССР в 1953-1964 годах); панама - мягкая шляпа из соломы или легкой ткани служила прежде всего для защиты от солнечных лучей; чупала - традиционная чилийская соломенная шляпа; петас - древнегреческая широкополая шляпа от солнца; касса - конусообразная или грибовидная шляпа у японцев; нон квай тао - традиционная вьетнамская шляпа; азиатская шляпа (распространена в Корее, Вьетнаме и Китае).
Характерными приметами мексиканской широкополой мужской шляпы сомбреро являются высокая конусообразная тулья и закругленные кверху края полей. Мужскими моделями так же считаются: ковбойская шляпа (изготавливается из кожи или фетра и имеет загнутые по бокам поля); широкополая шляпа боливар; австралийская акубра; головные уборы из фетра трилби и тирольская или альпийская шляпа (элемент баварского народного костюма). Едва ли не самой красивой мужской шляпой можно назвать традиционный головной убор гуцульских мужчин - кресаню: праздничная шерстяная шляпа яркого вида отражает тонкий вкус украинских горцев и свидетельствует об их любви к богатому убранству в одежде. Сравниться декоративным эффектом с фетровой шляпой гуцулов мог бы разве что презентабельный головной убор католического духовенства: по бокам очень большой красной широкополой мужской шляпы галеро свисают пятнадцать кистей, указывающих на геральдическое отличие сана кардинала.
Мужская шляпа
Известными моделями мужских головных уборов являются исторический треугольник (шляпа с полями, загнутыми вверх с трех сторон) и двурогая шляпа, пришедшая на смену треугольнику (она называется двуугольник или бикорн). Двурогую шляпу из черного бобрового фетра носил французский император Наполеон Бонапарт. Шляпа моряков называлась зюйдвест (ее изготавливали из непромокаемого материала). Шляпа охотника на оленей называлась дирсталкер: ее отличают два козырька - спереди и сзади. Представители некоторых субкультур носили в 1960-1970-х годах поркпай - шляпу с низким оголовьем и узкими полями. В начале прошлого века европейские мужчины и женщины носили невысокую цилиндрическую соломенную шляпу с плоским верхом - канотье. А в середине XX века у мужчин была популярна фетровая шляпа гомбург.
Кроме модной в XVIII-XIX веках английской шляпы цилиндра, известной мужской моделью в прошлом был складной цилиндр шапокляк: название французского изобретения chapeau a claque переводится как "шляпа-взрыв": она складывалась с характерным звуком от хлопанья ладонью по верху цилиндра. Следующим популярным головным убором стала котелок - мужская шляпа в форме полусферы из твердого войлока, с округлым оголовьем и подогнутыми вверх узкими полями. Такая фетровая шляпа тоже впервые появилась в Лондоне: по эскизу Джеймса и Джорджа Локков ее изготовили в 1850 году Томас и Уильям Боулеры (отсюда английское название котелка bowler hat). Дешевую и удобную в носке шляпу оценили прежде всего рабочие, позже она стала частью униформы банковских служащих и офицеров британской гвардии, после чего приобрела популярность у аристократов и представителей буржуазии как альтернатива громоздкой шляпе цилиндру.
История котелка
Подробности "покорения мира" европейской шляпой котелком начинаются в 1849 году, когда британский офицер и политик Эдвард Кок поручил фирме Lock & Co облегчить жизнь лесничим, предложив более адекватный для выполнения профессиональных задач головной убор, который защищал бы их от веток во время верховой езды. Тогда британцам приходилось пробираться сквозь леса в шляпе цилиндре, которая повреждалась и терялась, цепляясь за деревья. Решение этой проблемы нашли разработчики котелка Томас и Уильям Боулеры. Когда заказчик забирал готовое изделие, он дважды наступил на фетровую шляпу, проверяя ее на прочность. Только убедившись в надежности новой модели, Эдвард Кок заплатил за нее 12 шиллингов. В повседневном использовании в Великобритании котелок продержался до 1960-х годов. Его носили британский премьер-министр Уинстон Черчилль и американский актер Чарли Чаплин.
Популярность котелка триумфально вышла за пределы Туманного Альбиона и пересекла океан. Именно котелок, а не сомбреро или ковбойская шляпа, стал самым популярным головным убором у американцев (в США он назывался derby). За практичность эту шляпу любили ковбои, железнодорожники, представители закона и его нарушители (котелок носили известный американский бандит Билли Кид, грабитель банков и поездов Бутч Кэссиди, а также правоохранитель времен Дикого Запада Бет Мастерсон). С 1920-х годов котелки начали носить женщины-индианки - фетровые шляпы до сих пор популярны у представительниц коренных народов в Боливии: котелок стал частью традиционного женского индейского костюма. Долгое время производством котелков для боливийского рынка занимались итальянские фабрики, а теперь прибыльное ремесло освоили местные мастера, к которым приезжают за шляпками туристы-европейцы.
Средство самовыражения
Эволюция шляпы началась с древних времен: одно из самых ранних изображений головного убора обнаружено в египетских Фивах и датируется 3200 годом до н. э. Тогда как древние египтяне из высшего класса имели традицию брить волосы, а головной убор использовали для защиты от жары, в дальнейшем людей обязывала покрывать голову культура. Еще сто лет назад в разных местах на карте мира мало кто мог позволить себе появляться в общественных местах без головного убора. В XVI веке королева Англии и Ирландии Елизавета I, правившая 44 года, обязала каждого жителя страны старше семи лет носить головной убор в воскресенье и в праздничные дни. Но в недрах тех же традиций шляпа смогла превратиться из обязательной части наряда в средство самовыражения. Шляпы викторианской и эдвардианской эпох были близки к художественным произведениям, а об обычной придворной модистке слагались легенды как о кутюрье своего времени.
Модистка новоиспеченной королевы Франции Марии-Антуанетты Роза Бертен вместе с придворным парикмахером придумала прическу-головной убор "пуф", где использовала для увеличения объема подушку из конского волоса. С этого эксперимента началась тенденция на объемные женские шляпы и такие же прически, из-за чего XVIII век получил название "эпохи больших голов". А стоило Розе Бертен облачить королеву в "деревенскую солому", как шиком французской моды стала соломенная шляпка - головной убор с низкой тульей и широкими полями, украшенными лентами, страусовыми перьями и цветами. Такой фасон получил название шапо-бержер, то есть "шляпа пастушки". В британской женской моде в то время господствовали капоры во французском стиле "биби" - с изогнутой тульей в виде усеченного конуса и высоко поднятыми над лицом широкими полями. Благодаря внутренней отделке тканью, эти шляпы уже не нуждались в поддевании кружевных чепчиков. А для верховой езды англичанки носили тогда мужские головные уборы - сначала это была шляпа цилиндр.
Джон Ллойд Стревенс, "Модная шляпка"
Стиль без жертв
Со времен королевы Виктории шляпы уже носили представители всех слоев, а сами головные уборы предназначались для улицы, помещения, сада, транспорта, работы или сна. К концу викторианской эпохи мода на непомерно украшенные женские шляпы достигла своего апогея. В честь английского художника XVIII века Томаса Гейнсборо была названа одноименная большая женская шляпа, украшенная длинными птичьими перьями. Эта модель головного убора поставила под угрозу жизнь нескольких видов птиц в Северной Америке, что побудило американских орнитологов бить тревогу и создать в 1905 году Национальное Одюбоновское общество, призванное защитить от истребления пернатых поставщиков красивых перьев для производителей шляп Гейнсборо.
Томас Гейнсборо. Портрет Сары Сиддонс, 1785 г.
Одновременно с отказом от использования перьев наметился тренд на избежание излишеств в дизайне женской шляпы. Особое влияние на шляпную моду оказала последняя французская императрица Евгения: жена Наполеона III происходила из испанского аристократического рода и слыла законодательницей моды в XIX веке. В противовес шляпам с широкими полями она ввела в моду новый фасон, который был назван ее именем. "Шляпой императрицы" или "шляпой Евгении" стал называться головной убор, который сначала предназначался для верховой езды и путешествий, а впоследствии покорил Европу и Америку (последнюю - даже дважды, возродившись в 1930-х годах, благодаря голливудской ленте "Роман" с Гретой Гарбо). Новая женская шляпа из бархата или фетра имела узкие поля, загнутые с одной или двух сторон. Надевался головной убор с наклоном на лоб или сдвигался в сторону, почти закрывая глаз.
Радикальное упрощение
Новой "шляпной королевой" в ХХ веке стала Каролина Ребу с ее революционной женской шляпой клош. Эта модель стала дизайнерским ответом на запрос технического прогресса. Развитие транспорта выявило непрактичность объемных эдвардианских шляп и цилиндров. Новая реальность требовала изменений в одежде и шляпной моде. Стал очевидным курс на упрощение. Даже если Каролина Ребу не была создательницей революционного фасона, она точно способствовала его продвижению. Француженка 1840 года рождения стала модисткой и открыла в Париже магазин, на который обратила внимание императрица Евгения. Изделия, продававшиеся в шляпном салоне французской столицы, отличались от известных до Первой мировой войны шляп в форме колокола полным отсутствием полей. В 1920-х годах клош стал минималистичным символом нового времени, удачно сочетаясь с модными женскими стрижками. Массовое машинное производство не требовало квалифицированного труда модисток: простая форма такой фетровой шляпы позволила поставить ее создание на поток.
За популяризацию следующего фасона шляпы тиффани была ответственной исполнительница главной роли в фильме "Завтрак у Тиффани" Одри ХепбернВ картине она появилась в шляпе с широкими полями, которые были загнуты вниз. Эта модель понравилась женщинам среднего возраста - в таком элегантном головном уборе дамы хотели быть похожими на аристократок и голливудских звезд. Но молодежь уже не испытывала потребности носить шляпы. Тем более, что этого требовали лишь отдельные формальные мероприятия вроде посещения католического храма. Неприязнь к шляпам, как оказывается, имели даже известные супруги, которым такие головные уборы очень подходили. По словам американского историка Терстона Кларка, Джон и Жаклин Кеннеди ненавидели шляпы за то, что они закрывали волосы. Услышав от жены, что ему идут фуражка морского офицера и шляпа цилиндр, на инаугурацию 35-й президент США выбрал шелковый цилиндр.
Одри Хепберн в фильме "Завтрак у Тиффани"
Статусная вещь
Интересно, что в дальнейшем ношение шляпы для Джона Кеннеди и его жены стало вопросом политики: лидер профсоюзного Объединения шляпников Северной Америки Алекс Роуз вложился в предвыборную кампанию кандидата в президенты Джона Кеннеди, и это обстоятельство тесно связало супругов Кеннеди со шляпным делом. Джон научился носить классическую мужскую фетровую шляпу, а первую леди невозможно представить в 1961 году без шляпы-таблетки, которую она носила будто корону: не надвинув на лоб, а сдвинув на затылок или в сторону, чтобы шляпа не закрывала прическу. И хоть сегодня такая женская шляпа снова стала модным трендом, наши современницы, привыкшие к практичному стилю саѕцаІ, не спешат отказываться от любимой бейсболки - самой ходовой модели всесезонного головного убора последних нескольких лет.
Джон и Жаклин Кеннеди (Cecil W. Stoughton. https://www.jfklibrary.org/assetviewer/archives/JFKWHP/1963/Month11)
Между тем, по прямому назначению, то есть для спорта, бейсбольные кепки с козырьком используются давно. Первые соломенные шляпы с козырьком, защищавшим игроков от ярких лучей солнца, появились еще в середине XIX века (использование специальных головных уборов игроками и бейсбольными судьями тогда стало важным элементом профессионального вида спортсменов), а бейсбольная кепка в ее современном виде использовалась американскими игроками с 1954 года. Интересное значение имеет и традиционный рабочий головной убор кулинаров - высокий поварской колпак изначально создавался с сотней складок, символизирующих сто способов приготовления яиц. Придумали знак обозначения статуса поваров и определения профессиональной иерархии "отцы" французской кухни Мари-Антуан Карем и Огюст Эскофье. Как и колпак, спустя столетия продолжают быть вместе с новыми поколениями британцев жокейские шляпы и шляпы для посетителей статусных гонок. Цены на товары в старейшем в мире семейном лондонском магазине шляп колеблются в пределах $2000. Изделия Lock & Co Hatters покупали Оскар Уайльд, адмирал Нельсон, Чарли Чаплин, Уинстон Черчилль и нынешний британский король Карл III.
Фото: pexels.com, wikipedia.org