Скрытые смыслы Льюиса Кэрролла

Какие секреты оставил после себя таинственный автор зашифрованных текстов? Краткая биография и интересные факты о Льюисе Кэрролле.

Автор философских сказок о приключениях девочки Алисы стал писателем случайно, а основателем жанра «парадоксальной литературы» – закономерно, ведь парадокс составлял основу его личности.

Знаток евклидовой геометрии, сторонник логического символизма и мастер художественной тайнописи в педантичном оксфордском профессоре органично сосуществовали. В английской литературе почтенный английский джентльмен представлялся Льюисом Кэрролом, а в математике - Чарльзом Доджсоном.

Застенчивый сын священника был одновременно диаконом и ученым, художником и фотографом, романтическим поэтом и бездетным холостяком. А еще – врожденным левшой, тугоухим заикой, опиумным наркоманом и… Личные дневники писателя неоднократно давали повод для самых скандальных предположений «желтых» исследователей.

24-летний Льюис Кэрролл, 1856 г.

24-летний Льюис Кэрролл, 1856 г.

Родом из детства

Чарльз Лютувидж Доджсон (сам писатель произносил фамилию Dodgson без звука "ж") родился 27 января 1832 года в семье священника в графстве Чешир. Чарльз был третьим из одиннадцати детей приходского духовника из деревни Дарсбери. Детство загадочного выдумщика промелькнуло в компании трех братьев и семерых сестер, которых он развлекал оригинальными играми, самостоятельно изготовленными журналами и собственными сказками.

Известно, что мальчик был левшой, а это в религиозном обществе старой Англии воспринималось как недостаток. Грубые запреты и переучивание закончились детской травмой и привели к односторонней глухоте, заиканию и хронической мигрени, от которых во взрослой жизни писатель будет спасаться регулярным употреблением опиума. Склонность Кэрролла к уединению подскажет психоаналитикам версию о его возможном аутизме.

До 12 лет будущий интеллектуал учился дома, затем в местной частной школе грамматики, публичной школе Рагби, где преподавали богословие и математику и, наконец, в колледже Оксфордского университета. Вскоре способный бакалавр победил в конкурсе и стал читать в Крайст-Черч лекции по математическим дисциплинам: профессорскую должность в альма-матер он получил в 23 года. И хотя это занятие казалось Доджсону скучным, оно хорошо оплачивалось, так что лектор был верен своей основной профессии более четверти века. Параллельно с преподавательской деятельностью англичанин с побережья Ла-Манша принял сан диакона, потому что в XIX веке религия в его стране находилась в «партнерском союзе» с наукой.

Посмертный портрет Льюиса Кэррола работы Губерта фон Геркомера, основанный на фотографиях.

Посмертный портрет Льюиса Кэррола работы Губерта фон Геркомера, основанный на фотографиях.
Сейчас эта картина висит в Большом зале церкви Крайст-Черч в Оксфорде

Предыстория «Алисы»

В 1856 году в колледже Крайст-Черч сменили декана, и на работу в Оксфорд прибыл языковед Генри Лидделл – с женой и пятью детьми. Одинокий Чарльз стал многолетним другом этой семьи и личным приятелем одной из дочерей декана Элис Лидделл. Молодой математик познакомился с будущим прототипом своей литературной героини, когда ей исполнилось всего четыре года.

А в 10 лет во время прогулки на лодке в компании двух сестер Алиса попросила своего взрослого друга развлечь их очередной увлекательной историей, которую тот придумывал мимоходом, делая персонажами самих слушателей. Так появился сюжет о приключениях Алисы в Подземной Стране, которая открылась для маленькой девочки в норе Белого Кролика (сам автор с детства увлекался исследованием заброшенных шахт, поэтому упорно разделял детский интерес к неизвестному миру).

Алиса боялась забыть последовательность событий в увлекательной истории, поэтому попросила рассказчика зафиксировать ход мыслей на бумаге. После нескольких напоминаний автор показал «заказщице» рукопись о подземных приключениях Алисы. Из этого манускрипта в 1865 году родилась его первая культовая книга «Алиса в Стране Чудес», а шестью годами позже вышло ее продолжение «Алиса в Зазеркалье».

Фотография Алисы Лидделл, сделанная Льюисом Кэрролом (1858 г.).

Фотография Алисы Лидделл, сделанная Льюисом Кэрролом (1858 г.)

Логика абсурда

Подписывал свои литературные произведения писатель оригинальным псевдонимом Льюис Кэррол: это производная из двух его настоящих имен (Чарльз - от отца, Лютвидж - от матери), переведенных на латынь, переставленных местами и вновь переведенных на английский язык.

В обычной жизни, профессии, научных трудах и перспективных открытиях Кэрролл оставался Доджсоном. Математик Чарльз Доджсон опередил свое время в разработке оригинальной графической техники решения логических задач (она оказалась удобнее привычного к тому времени метода диаграммы). Авторский метод вычисления определителей назван математическим термином «конденсация Доджсона». Алгебраические головоломки Доджсона даже публиковались в «Математических курьезах». «Цифровой» склад ума повлиял и на писательскую манеру Льюиса Кэрролла, мастерски наполнявшего свои многогранные произведения загадочными аллегориями и сложными смыслами. Никто до него не писал художественные тексты в подобном стиле.

Этот «высший пилотаж» в изображении абсурда был подвластен лишь незаурядному автору с блестящими представлениями о законах логики, богатым внутренним миром и творческим воображением. Или – человеку с «расширенным сознанием»: писатель, постоянно употреблявший опийную настойку, не считал непреодолимой границу между фантазией и реальностью и пытался заглянуть в материи, пока недоступные для научного познания.

Одна из иллюстраций Кэрролла к книге "Алиса в Стране Чудес".

Одна из иллюстраций Кэрролла к книге "Алиса в Стране Чудес"

И если за «помощь» в создании ярких образов и сюжетных действий писатель мог «благодарить» галлюциногены, которые «прорываются» даже на страницы его книг, то идейное наполнение текстов остается исключительной заслугой развитого ума сказочника. Бессмысленность вымышленных событий не отвлекает читателя от тонких аллегорий и зашифрованного подтекста, в которых ищет двойное дно уже не одно поколение исследователей.

Кроме рассказов об Алисе, писатель опубликовал еще семь произведений с другими героями, и все его философские сказки через полторы сотни лет по-прежнему разбираются на актуальные цитаты, удивляют мудростью рассуждений о мироустройстве и зарождают сомнения, что были адресованны детям, а не взрослым.

«Человек с причудами»

Любимыми хобби писателя были шахматы и постановочное фотографирование с монтажом негативов. Кэррол коллекционировал жанровые снимки других авторов (в частности, интересовался детской обнаженной натурой) и запечатлевал малолетних натурщиц в собственных рисунках и фотографиях. Коллеги и друзья без возражений отпускали своих дочерей к знакомому человеку, и на 59-м году жизни увлеченный этим обстоятельством фотограф и сам удивлялся в личном дневнике своему везению.

Но впоследствии интерес к детскому обществу не лучшим образом сказался на общественном имидже писателя: в ХХ веке, после смерти Кэрролла, умершего от воспаления легких 14 января 1898 года, поиск фрейдистских мотивов в его биографии привел "разоблачителей" к обвинению "поклонника детей" в педофилии. Выплыли личные записи Кэрролла, после обнародования которых чудаковатому сказочнику даже приписывали зловещее "альтер эго" Джека Потрошителя (предполагали, что это один человек).

Портрет Беатрис Хэтч, созданный Кэрролом.

Портрет Беатрис Хэтч, созданный Кэрролом

Девочки, которые в разное время находились в доме одинокого холостяка, крамолы в его поведении не подтвердили, так что скандальным слухам в конце концов был положен конец. По оценкам людей, знавших писателя, их великий современник вне творчества был «немного помешанным»: знакомые считали чудака «человеком с причудами».

Фото: en.wikipedia.org

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.