9 декабря в мире отмечают день рождественской открытки: предлагаем использовать удобный повод и узнать о формировании этой традиции и нашем месте в ней.
Начало поздравлений
Празднование Рождества стало сюжетом первой тиражированной открытки в мире. Это была работа английского художника Добсона в 1794 году. Изобразив теплый семейный круг, автор подписал рисунок пожеланием «Веселого Рождества и счастливого Нового года!», и с тех пор текст ежегодного поздравления в христианских странах остается неизменным.
Рождественская открытка, которая считается одной из самых старых в мире. Джон Горсли, Лондон, 1843 год
Однако некоторые источники отдают пальму первенства другому британскому художнику – Джону Коллкотту Горсли, по эскизу которого заказчик Генри Коул выпустил в Лондоне скандальную массовую открытку в 1843 году. Возможно, именно из-за противоречивого изображения ребенка с бокалом вина «громкая» открытка приобрела большую известность и высокие рейтинги у коллекционеров: одна из 2050 открыток, когда-то продававшихся за шиллинг, в 2001 году нашла покупателя на аукционе по рекордной цене 22500 британских фунтов стерлингов.
Открытка «Рождественская ярмарка в Нюрнберге». Германия, XIX ст.
В 1870-х годах среди любителей праздничных открыток, кроме Англии, уже были Франция, Германия, Швейцария и российская империя. «Отцом» американской рождественской открытки в 1875 году стал основоположник выпуска открыток в Новом Свете Льюис Пранг. Но из-за многочисленных дешевых подделок долго его дело не продержалось: через 15 лет предприниматель вынужден был уйти с рынка. У потомков первые американские рождественские открытки ассоциируются с художницей Фрэнсис Брундаж и ее привлекательными детьми на рисунках в викторианском стиле.
Праздничная символика
А общим прообразом рождественских открыток считаются средневековые гравюры с сюжетом рождения Иисуса Христа. С XV века немцы дарили родным поздравительные картинки Andacht Stimmung с детским изображением и пожеланием Ein gut selig Jar («Хорошего и благословенного года»). В Нидерландах с XVI века получили распространение открытки со Святым Николаем Sanctjes (в переводе – «святой»), а в XVIII веке дети собственноручно изготавливали подарочные карточки «Кусочки Рождества», где старательно писали поздравления, демонстрируя родителям приобретенные за год грамотность и каллиграфию.
Гравюра на дереве XVI в., прообраз рождественской открытки. Подпись на латыни: Я – Христос Младенец, рожденный от чистой Девы. Смертный, пусть новый год тебе будет счастлив. Фото: Kenmayer – self-made scan from Paul Heitz Neujahrswunsche des XV. Jahrhunderts (Strassburg 1900), #18., Общественное достояние
Сюжет с рождением Христа на протяжении веков сопровождается традиционными символами праздника - вифлеемской звездой и голубкой (Святым Духом), библейским стихом или молитвой. В дальнейшем на рождественских открытках появляются изображения украшенных елокзимних пейзажей, Снеговика, Санта Клауса и оленей.
Норвежские открытки начала ХХ ст.
Немецкими персонажами часто были гномы, свинки, трубочисты и герои сказок. Итальянские сюжеты можно распознать по Пиноккио. Британские классические изображения к Рождеству - омела, ольшанка, вереск и плющ. Скандинавы исторически рисуют эльфов и гномов, людей в народной одежде, детей с подарками, снопы сена и свинок - символы благополучия и гостеприимства. А французы и поляки печатали фотоколлажи с веселыми детьми или улыбающейся парой, шампанским и подковой на счастье.
Украинский почерк
Свои рождественские открытки с конца 19 века появились и в Украине. Популярными изображениями были сцены Рождества и рождественская атрибутика. Чаще авторы запечатлевали на праздничных открытках детей, животных, колядников, Святого Николая и ангелочков. Самая первая рождественская открытка, считающаяся украинской, заметно отличалась от традиционных мотивов, ибо изображала «не праздничного» козака с трубкой: когда в 1898 году в российской империи начался выпуск первых рождественских открыток по эскизам ведущих художников, художник с Харьковщины Илья Репин подал одну из своих акварелей «Запорожец».
Юлиан Крайковский одним из первых одел открытку в узоры украинских ковров.
Однако украинцы могут считать себя причастными и к более раннему опыту печати рождественских открыток. Ускорение коммуникации привело к их выпуску в Австро-Венгрии и распространению в 1872 году на Галичине. Таким образом, Львов занял место у истоков почтовой открытки, тогда как российская империя разрешила пересылку открытых писем только в 1894 году.
По распространенным сведениям, первая полноценная украинская открытка с видами Киева по прогрессивной технологии цветной литографии была опубликована в 1896 году Степаном Кульженко. Его сын тоже стал знатоком издательских ноу-хау и выпускал впоследствии в родительской типографии тираж первых банкнот УНР по дизайну. Георгия Нарбута. Бумажные деньги – легендарный национальный бренд, и путь к нему прокладывался открытками как наиболее успешным проектом украинских печатников.
Елена Кульчицкая, Львов. Рождественская открытка
С появлением фотографии украинская открытка имела вид фотографии с расположенным на ней поздравительным текстом. Каждое фотоателье создавало собственные рождественские открытки. А затем в Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринославе, Полтаве и Каменце-Подольском за эту работу взялись разработчики графики в издательствах. С начала ХХ века украинские праздничные открытки печатались в Коломне, Львове, Перемышле и Праге. Среди первых авторов украинских рождественских открыток – современные художники Иосиф Курилас, Елена Кульчицкая, Святослав Гордынский, Мирон Левицкий и Антон Монастырский.
Василий Дядинюк «Трое цари, властители…» («Украинское издательство», Краков)
Атеизм, героизм и подполье
Во времена советского атеизма рождественские открытки были заменены новогодними, а в Западной Украине рождественская корреспонденция подписывалась на польском языке. Во время Второй мировой войны в СССР новогодние открытки выпускались только один раз: в декабре 1941 года. Поздравления с пожеланием разгромить врага должны были поддержать народ в условиях критической ситуации на фронте. Возобновление массового выпуска почтовых карточек произошло в 1953 году. Типография «Гознак» печатала новогодние поздравления агитационного содержания: праздничные открытки напоминали о трудовых достижениях по восстановлению страны и призывали к новым свершениям. Новогодние сюжеты в послевоенные десятилетия несли крепкий заряд оптимизма и объединяли людей вокруг большого строительства, научно-технического прогресса, освоения космоса и спортивных побед.
В Галичине изготовление рождественских карточек в войну происходило кустарным способом – мастера-подпольщики использовали метод штамповки. Повстанческая агитационная продукция отличалась изображениями повстанцев, княжеских дружинников, Карпат, Собора Святого Юра и Софии Киевской. С 1946 года поздравительные карточки украинской тематики издавались в Мюнхене, Новом Ульме, Зальцбурге и Регенсбурге. Открытки и марки подпольной почты Украины художники в эмиграции разрабатывали под псевдонимами: например, за автором Степаном Любомирским стоял Любомир Рыхтицкий, а Львом был Мирон Левицкий. В условиях конспирации приходилось работать Степану Голяшу и Юрию Костиву. К делу также присоединился известный художник украинской диаспоры Яков Гниздовский. Тогдашние открытки служили не только напоминанием украинцам о Родине, но и инструментом для сбора средств на освободительную борьбу.
Фото на заставке: П. Андрусов «Рожденному поклон воздадим»
Фото: uk.wikipedia.org, etnoxata.com.ua, ocnt.com.ua, theukrainians.org