На протяжении веков верующие и путешественники, которые посещали Сикстинскую капеллуПолюбовались росписями Микеланджело Буонарроти (1475-1564), выдающегося художника Высокого Возрождения. В частности, фреской "Всемирный потоп" (1508-1512), на которой запечатлены сцены из Книги Бытия. На этом шедевре изобразительности можно увидеть обреченных людей, которых должна поглотить вода.
Но одному из 300 человек, изображенных художником, суждено было умереть и без потопа. Об этом сообщила международная команда ученых.
Исследователи из Италии, Германии, Франции, Австрии и Великобритании, специализирующиеся на истории искусств, медицине и генетике, объединили свои усилия, чтобы диагностировать болезнь у полуобнаженной женщины с известной фрески.
Детальное исследовав детали груди героини, изображенной на втором пролете свода, ученые пришли к выводу: у этой дамы - рак молочной железы на поздней стадии. Ученые считают, что особенности этого заболевания Микеланджело хорошо знал и изобразил его намеренно.
Что нужно знать об открытии
По приказу Папы Юлия II художник с 1508 по 1512 год расписывал часовню в Ватикане многочисленными сценами из Ветхого Завета. Микеланджело, которому в то время было чуть за 30, был уже опытным художником. Выполняя грандиозную задачу, он привнес в работу свой многолетний опыт скульптурного творчества и продемонстрировал колоссальный уровень детализации объектов.
Учитывая это, нельзя представить, что он случайно деформировал грудь у женщины на фреске. Для обычного зрителя эта дама - лишь одна из истощенных лиц, спасающихся от вод, которые должны очистить мир от греха. Для историков искусства синий цвет платка героини - признак замужнего статуса, а ее палец, указывающий на землю, намекает на неизбежную гибель.
Эксперты-медики сосредоточили свое внимание на заметных припухлостях на груди женщины. По мнению исследователей, если бы этот снимок был в медицинской карте, не было бы сомнений, что у пациентки рак молочной железы.
Сравнивая детали с физическими особенностями многих других фигур на фреске, команда пришла к выводу, что это сюжетное звено не является случайным.
Микеланджело немало знал о болезнях и смерти. Уже с подросткового возраста он участвовал во вскрытиях, то и дело приобретая понимание того, как функционирует человеческое тело. Исследователи не считают, что художник скопировал патологию с модели, больной раком. Скорее всего, он ознакомился с проявлениями болезни во время вскрытий.
На протяжении веков потолок Сикстинской капеллы подвергался многочисленным реставрациям. Одна из крупнейших пришлась на конец XX века. Сравнив старые фотографии росписей с реставрированными росписями, ученые засвидетельствовали: первоначальная форма и затенение груди героини не изменились.
Кстати, это не единственный случай, когда Микеланджело сосредоточил свое внимание на болезни. Через некоторое время он создал женское изображение ночи для гробницы Джулиано Медичи с похожей деформированной грудью. В 2000 году это привлекло внимание онкологов, рассказало издание Science Alert.
И все-таки, зачем художник изобразил женщину со смертельной болезнью в Сикстинской капелле? Эксперты предположили, что "изображение вероятного рака молочной железы связано с концепцией бренности жизни и имеет значение наказания".
Итак, это воплощение греха в виде смертельной болезни много лет оставалось в Сикстинской капелле незамеченным. Работа ученых еще раз доказала, что удивительное понимание выдающимся мастером человеческого тела способно поражать снова и снова.
Результаты исследования опубликовал журнал The Breast.
Фото: wikipedia.org