Средневековая "манга" о крысах - увлекательный урок японской истории

Эрик Рат, профессор истории Канзасского университета, считает, что анонимный свиток "Иллюстрированная крысиная сказка" (Nezumi no sōshi emaki) является несколько иным, чем просто интересным артефактом.

Созданный между 1550 и 1650 годами н. э., этот документ хранится в коллекции Спенсера в Нью-Йоркской публичной библиотеке. На первый взгляд, свиток похож на историческую диковинку. На нем изображены крысы, которые готовят блюда к свадебному пиру, пишет Science Alert.

И хотя некоторые исследователи считают ранние японские иллюстрированные свитки предшественниками художественной формы манга, расцветшей в XX веке, эта конкретная история в картинках содержит ценную информацию о том, как готовили пищу в средневековой Японии.

Что еще увидел профессор Рат в крысиной сказке

"В средневековой и ранней современной Японии было написано немало историй о крысах, многие из них превратились в свитки с картинками, сочетающие иллюстрации с текстом", - отметил исследователь.

Но этот пример особенный тем, что здесь подробно изображены сцены приготовления пищи. Профессор Рат рассказал, что кроме этого документа существует только один свиток с картинками, на котором изображены кулинарные процессы того периода. "Поэтому, как историк еды, я хотел понять, чему я могу научиться у этой истории о крысах", - добавил он.

сувий зи шурмы - История - 50Plus

В японских традициях крысы занимают почетное место. Эти грызуны не были символом грязи и эпидемии, какими их изображает западная традиция. Они вызывали восхищение, ведь были умными и трудолюбивыми. Их отождествляли с богатством и удачей. В фольклорных источниках они часто приобретали человеческий облик и иногда становились участниками различных приключений.

В "Иллюстрированной крысиной сказке" король крыс хочет взять себе невесту-человека. Однако она не знает, что он крыса. Следовательно, он и его свита должны устроить своего рода маскарад и свадебный пир, достойный сегуна.

По словам профессора Рата, этот свиток предлагает интересный взгляд на политический и социальный климат тогдашней Японии. Причем, как отметил исследователь, сцена подготовки пира богата на изысканные культурные детали.

"То, как художники изобразили крыс, готовящихся к пиру, дает представление о разделении труда и рабочем процессе на кухне в элитных домах XVI века, в эпоху, когда других визуальных источников было очень мало", - заметил Эрик Рат.

"Мы узнаем, что специально обученные повара-мужчины (крысы) выполняли престижные задачи, такие как нарезка мяса, а работницы-женщины выполняли ручной труд, например, перемалывали рис на улице", - пояснил ученый.

У всех крыс есть роли и имена, и они носят одежду, указывающую на социальный статус. Те, кто имеет более низкий статус, одеты в простые мантии и пояса. Тогда как крысы высшего статуса носят более сложные наряды.

suvij 1 - История - 50Plus

Они пьют саке и разговаривают, шутя над трудностями своей работы. Например, крыса, обрабатывающая лебедя, жалуется на прочность его костей. Также здесь можно увидеть реальных исторических личностей, таких как знаменитый чайный мастер Сен-но Рикю, которого также изобразили в виде крысы.

Интересным в этой истории является и то, что она позиционирует животных как производителей пищи, а не только как ее потребителей, сказал профессор Рат.

Превращение высокостатусного человеческого домохозяйства в стаю крыс позволило увидеть жизнь богатых людей того времени, о которой мало кто был осведомлен.

Показав, как крысы готовят еду, авторы сказки предложили тонкую иронию по отношению к тогдашней элите, не опасаясь возмездия со стороны человеческих правителей.

А чем, кстати, завершилась эта история крысиного перевоплощения? В конце концов, хитрость была разоблачена: нескольким крысам не удалось сохранить человеческий облик, и невеста обнаружила их обман.

Статью профессора Рата опубликовало издание Gastronomica: The Journal of Food and Culture.

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.