Сикстинская капелла, расположенная в Ватикане, построена между 1473 и 1481 годом. Ее роспись предлагали выполнить многим известным художникам того времени, включая Сандро Ботичелли, но большинство художников от этого предложения отказались или просто проигнорировали. И только в 1508 году за работу взялся знаменитый флорентийский мастер Микеланджело Буонарроти. В создании произведений в виде фресок Микеланджело превзошел даже гениального Леонардо да Винчи, которому эта техника так и не поддалась.
Портрет Микеланджело, Даниэле до Вольтерра, 1545 г.
«Живопись – это искусство не мое»: как создавался шедевр
Существует мнение, что роспись капеллы Микеланджело выполняла лежа на спине. На самом деле он стоял на ногах с запрокинутой головой. Именно эта работа подорвала здоровье мастера. В начале работы ему было всего 33 года, но он уже заработал артрит и сколиоз. Кроме того, из-за плохого освещения зрение художника сильно ухудшилось. Современники рассказывали, что книги Микеланджело мог читать только приподнимая их над головой.
Работая над шедевром, автор очень уставал и истощался, он даже написал поэтическое обращение к другу Джованни да Пистоя о своих мучениях, завершив его строчками: «Я нахожусь не в том месте, я не художник». Нахождение на высоте тоже придавало трудности для создания росписи. Микеланджело даже спроектировал особые строительные леса, позволявшие работать по всей площади потолка и не мешать находящимся внизу, ведь в капелле проводилась служба.
Спорное авторство
Считается, что Микеланджело выполнял работы по росписи один, но во время реставрации выяснилось, что учителю действительно помогали три ученика: они изображали детей, архитектурные детали, и у каждого была своя техника.
Центральные фрески и боковые части сцены художник выполнял самостоятельно. Здесь он изобразил семь пророков Израиля, которые, по верованиям, предсказывали будущее. Самое интересное, что, несмотря на сложность и грандиозность планов, художник выполнял роспись без эскизов, что свидетельствует о невероятности его таланта.
Секрет Адама
Ученые до сих пор пытаются раскрыть все секреты и шифры Сикстинской капеллы. Например, не утихают дискуссии по поводу известной фрески «Создание Адама» – картины, на которой Бог и Адам, изображенные полулежа, едва касаются друг друга указательными пальцами. Эксперты выдвигают теорию о том, что фигура Бога и окружающих его ангелов напоминает форму мозга. Так, по их мнению, Микеланджело воспел дарование уму первому человеку. Да и вообще изображение Бога удивило очевидцев, ведь Микеланджело изобразил Бога Отца с мускулистым телом и длинной белой бородой, что было достаточно новым в развитии христианского искусства.
Фрески: неподвластность времени
Произведение мастера оказалось более устойчивым, чем сам художник при его создании: уже пять веков человечество наслаждается этим величайшим творением. Фрески восстанавливались не раз за сотни лет: важнейшая реставрация проводилась в течение 1980-1990-х годов. В частности, с фрески «Страшный суд» реставраторы сняли слой пыли, жира и грязи, что придало изображению первоначальной яркости. С помощью специалистов фигуры также избавились от фиговых листков на обнаженных телах, которые были нанесены по приказу папы Пия IV. Кроме восстановления фресок, во время последней реставрации установили сложную систему кондиционирования, чтобы роспись сохранялась как можно дольше. Сейчас эксперты озабочены только постоянным потоком туристов, что создает постоянную вибрацию и может навредить достопримечательностям.
Но это здание является не просто популярным местом паломников и туристов: с 1492 года по сей день капелла выполняет важную религиозную функцию: выбор нового Папы, о чем свидетельствует белый дым, который поднимается по специальной трубе на крыше часовни.
Здание Сикстинской капеллы в Ватикане. Фото: Sailko
Возвращение через четверть века
По приглашению папы Римского Климента VII Микеланджело вернулся для росписи алтарной стены в Сикстинской капелле. Это была монументальная фреска "Страшный суд". И снова 4 года неутомимого труда, все персонажи были написаны рукой самого художника. На изображении художник нашел место и для себя: в образе Святого Варфоломея. Художник обвинялся в том, что он дополнил христианскую тематику языческой мифологией, использовал обнаженных персонажей, но, несмотря на все негативные реакции, при жизни автора вносить какие-то коррективы в его работы не решились: авторитет Микеланджело был бесспорен!
Гете сказал: «Не увидев Сикстинскую капеллу, трудно себе наглядно представить то, что может сделать один человек». Микеланджело стер все стереотипы и доказал, что человек может все. Доказательство тому – невероятный глубокий мир в неповторимых произведениях гения.
Фото: en.wikipedia.org