Свидетель эпохи Татьяна Яблонская: "На веку - как на длинной ниве"

Гений соцреализма пережила систему, в которой неоднократно становилась "не форматом". В разные периоды труженицу мольберта обвиняли в "импрессионизме", "национализме" и "приспособленчестве". "Многие считали меня карьеристкой, которая угождала требованиям руководства, однако на самом деле это не так", - отвечала критикам профессор, депутат, действительный член Академии искусств, Герой Украины, Народный художник СССР, Лауреат двух Сталинских премий, Государственной премии СССР и Национальной премии им. Наиболее титулованная представительница известной художественной династии застала три революции и нашла способ служить обществу на ключевых исторических вехах 1917-2005 годов.

avtoportret 1945 - Личности, Искусство - 50Plus

Автопортрет, 1945 г.

"Сомнительная" родословная

Перечень интересных фактов в биографии Татьяны Яблонской следует начать с того, что художница, олицетворявшая своим всемирно известным творчеством Украину, не была украинкой по рождению. На свет она появилась в Смоленске, и это было еще при царе - по тогдашнему стилю 24 февраля 1917 года, то есть за три дня до начала Февральской революции, предшествовавшей Октябрьской. В новых реалиях не "пролетарское" происхождение дочери дворянки и семинариста-кантианца могло не лучшим образом сказаться на ее судьбе, поэтому родители сделали все возможное, чтобы их "неправильная" родословная не навредила наследникам: двум дочерям и сыну, а также внукам и правнукам, которые тоже стали художниками.

Мать Татьяны Яблонской Вера Георгиевна Варгасова была выпускницей Смольного института и преподавала в смоленской гимназии французский язык. Отец Нил Александрович Яблонский в той же гимназии преподавал словесность. Родоначальник династии художников происходил из семьи священников и тоже пытался получить духовное образование. Известно, что ранее выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета учился в семинарии и был отчислен из академии за участие в революции 1905 года. В начале 1920-х годов Нил Яблонский поступил на обучение в Высшие художественно-технические мастерские, но через год вернулся домой, потому что надо было содержать троих детей. Главе семьи пришлось зарабатывать на жизнь портретами, иллюстрированием газеты "Рабочий путь" и преподаванием рисунка в изобразительном кружке при местном Пролеткульте. А "для души" энтузиаст собирал в опустевших имениях произведения искусства, которые пополнили экспозицию созданной им картинной галереи.

Новая родина

Своих детей родители-преподаватели учили дома: в частности, Татьяна посещала школьные занятия только в выпускном классе. "Отец не отдавал нас в советскую школу из-за опасений коммунистического влияния, - писала в личных биографических записках Яблонская, которая хорошо владела словом, - Мы росли в изоляции от среды и мало кого в свой круг подпускали".

При любой возможности враждебно настроенный к власти отец пытался вывезти семью в эмиграцию. Поэтому для начала семья переехала в Украину: с 1928 года Яблонские жили в Одессе, с 1930 - в Каменце-Подольском, где будущая мастерица живописи и графики закончила семилетку. А в 1934 году родители сбежали от бывших знакомых в Луганск. Дело в том, что из Одессы и Каменца-Подольского семья дважды пыталась сбежать из страны. Когда пересечь границу не удалось, семья начала бояться каждого шороха. Поэтому в 1936-1937 годах родители переехали на другой конец Украины, где их никто не знал.

Яблонская в студенческие годы - Личности, Искусство - 50Plus

Татьяна Яблонская в студенческие годы

В то время Татьяна с сестрой Лелей поступили в Киевское художественное училище, после реформирования которого стали студентками столичного художественного института. Однако спокойной жизни Киев им не обещал: именно тогда там продолжалась борьба с "бойчукистами" - представителями самобытного украинского течения, основанного репрессированным живописцем и графиком-монументалистом Михаилом Бойчуком.

На факультете живописи выпускница 1941 года училась в мастерской Федора Кричевского, безосновательно обвиненного после войны по доносу в сотрудничестве с фашистами (вероятно, это была клевета из зависти, ведь недоброжелателей у успешных людей хватает). Бывшая студентка оказалась одной из немногих, кто не побоялся продолжить общение с наставником, от которого отвернулись коллеги. Вернувшись в 1944 году из эвакуации (от войны Татьяна бежала в колхоз под Саратовом на восьмом месяце беременности), молодая мать сама начала преподавать в родном институте живопись, но не отмахнулась от опального педагога, посещая его в Ирпене вплоть до смерти мэтра в 1947 году.

Утвержденное искусство

"Признаками восходящего коммунизма" Яблонская язвительно называла бесконечные судилища на кафедрах, клеймившие отклонения от утвержденного партией художественного направления социалистического реализма. Отступать от предписанного партийными идеологами стиля было опасно: это могло стоить карьеры даже именитому художнику. Не избежала неприятностей и Яблонская. Художница, со студенческих лет заявившая о себе тридцатью персональными выставками (выставлялась в Киеве, Москве, Будапеште, Лондоне, Венеции и Брюсселе), не была удостоена Сталинской премии за картину 1947 года "Перед стартом" из-за объявленной тогда борьбы с формализмом. После разгромной статьи официального критика жизнерадостное полотно с энергичными лыжниками было изъято с подрамника и выброшено за шкаф, где впоследствии испортилось.

pered startom 1949 r 1 - Личности, Искусство - 50Plus

"Перед стартом", 1949 г.

Началась травля Яблонской во всесоюзном масштабе, но публичное "признание ошибок" в конце 1940-х годов изменило положение дел художницы, которая всю жизнь стыдилась того "покаянного" выступления, к которому ее склонили советчики. Профессиональные интриги лишали мастерицу кисти сил, необходимых для решения творческих задач. Ее личность противилась общественным ролям, не имевшим связи с искусством. Дочь художницы вспоминала, что мать никогда не портила жизнь коллегам и восстанавливала свойственный ей оптимизм новой работой.

В 1949 году после посещения украинского колхоза, который собрал рекордный урожай зерна, Яблонская написала свой знаменитый "Хлеб". В селе Летава под Каменцем-Подольским художница сделала к будущему полотну более 300 натурных этюдов. Картину, которая все эти годы украшает главную экспозицию Третьяковской галереи, искусствоведы назвали "лицом Украины". "Вот такое и надо писать", - отозвался о творческом сюжете главный "рецензент" с трубкой, и автор шедевра в стиле социалистического реализма удостоилась Сталинской премии, личной мастерской и квартиры в центре Киева.

hlib - Личности, Искусство - 50Plus

"Хлеб", 1949 г.

Сравнение з Рембрандтом

Речь идет о той самой квартире на пересечении улиц Саксаганского и бывшей Красноармейской (Большой Васильковской), у открытого окна которой делает зарядку героиня следующей хрестоматийной работы Татьяны Яблонской - "Утро" (1954, Третьяковская галерея). На картине, знакомой каждому советскому школьнику по репродукции в учебнике по "родному языку", изображена 13-летняя старшая дочь художницы Елена. Впоследствии Елена Отрощенко познакомилась во время учебы в Московском художественном институте с казахским художником Арсеном Бейсембиновым и вышла за него замуж. Приехав в Казахстан, Елена увидела свой известный портрет в доме мужа. Оказалось, что он о судьбоносной связи картины с его личной судьбой даже не догадывался. Ему и в голову не пришло, что та милая модель и его избранница - одна и та же девушка. В 1962 году в Алма-Ате старшая дочь Татьяны Яблонской родила первого внука художницы Зангара.

ranok 1959 - Личности, Искусство - 50Plus

"Утро", 1954 год

Всего в этой художественной династии - десять художников: отец Нил Яблонский (художник, график); его старшая дочь Татьяна Яблонская (Народный художник СССР, профессор); ее сестра Елена Яблонская (художница); брат Дмитрий Яблонский (Заслуженный архитектор Украины, доктор архитектуры, профессор); первый муж Сергей Отрощенко (театральный художник, монументалист и живописец); дочь Елена Отрощенко-Бейсембинова (художница); дочь Ольга Отрощенко (художница); второй муж Армен Атаян (живописец); дочь Гаяне Атаян (художница); внучка Ирина Атаян (художница).

Однако, семейная жизнь Татьяны Ниловны не сложилась. Она самостоятельно воспитывала трех дочерей, успевая ездить в художественные экспедиции и писать по крайней мере по две работы ежедневно. Скорость рисования была характерной чертой этой художницы: со студенчества Яблонская писала этюды быстрее всех однокурсников, делая в течение занятия несколько проекций натуры, тогда как другие успевали выполнить только одну. В то же время, по словам дочери Гаяне Атаян, мать постоянно совершенствовала собственное мастерство, ориентируясь на достижения лучших художников в истории человечества. Она никогда не была довольна достигнутым уровнем, ведь сравнивала себя не с коллегами и современниками, а с Рембрандтом и Тицианом.

yablonska z dochkamy - Личности, Искусство - 50Plus

Татьяна Яблонская с дочерьми

Талант vs система

Шлифуя мастерство, Яблонская спешила запечатлеть картинки городской и сельской жизни, будней и праздников, а к неудачным работам была беспощадной, перечеркивая многочасовой труд вердиктом "ерунда" и выбрасывая такие полотна в топку. Но судить художницу не теряли возможности и партийные кураторы, из-за замечаний которых приходилось менять детали картин и вносить коррективы в сюжеты. Например, во время приема работы "Свадьба" автору пришлось ответить на вопрос, почему у невесты "горят" щеки, как после бурного застолья; зачем изображать женихом такого молодого парня, который, наверное, еще и армию не отслужил; и что делает парень среди гостей в то время, когда должен учиться за партой. В конце концов, художнице пришлось "отбелить" невесту, добавить возраста жениху и накрыть снегом "прогульщика уроков".

vesillya - Личности, Искусство - 50Plus

"Свадьба", 1964

Но были в творческой биографии Яблонской и более существенные придирки, которые могли иметь далеко идущие последствия. В 1960-х годах художница проявила интерес к народной аутентичности западных территорий и после первой же поездки на этюды в Карпаты получила обвинения в украинском национализме. С такой формулировкой был пущен под нож тираж альбома с ее иллюстрациями в народном стиле к поэзии Ивана Драча. Но художественный гений Яблонской оказался сильнее системы: художница нашла в себе силы восстать против идеологического диктата и выступить в 1968 году с трибуны съезда художников Украины с критикой давления на искусство со стороны партийного руководства.

После того выступления картина Яблонской "Жизнь продолжается" была снята с выставки по идейным соображениям, а ее автора вызвали "на ковер" к тогдашнему секретарю украинского Центрального Комитета партии по пропаганде Андрею Скабу. После воспитательной беседы художницу уволили со всех ответственных должностей и отлучили от участия в выставках. Правда, через несколько месяцев должность потерял и сам главный пропагандист, которого уволили "за разрыв с творческой интеллигенцией". Это была победа здравого смысла: Яблонской вернули утраченный статус.

жизнь продолжается 1970 - Личности, Искусство - 50Plus

"Жизнь продолжается", 1970

Под ударом перекосов

Дочь Гаяне взяла на себя труд составителя уникального сборника текстов, написанных в течение жизни самой художницей. Книгу дневников, мемуаров и размышлений можно назвать "автопортретом" Татьяны Яблонской. Записи воспоминаний, истории создания картин и дорожные заметки Татьяны Ниловны составляют более 400 страниц авторского текста, идею которого сама художница обозначила образной фразой: "На веку - как на длинной ниве".

"Борьба с системой закаляла волю", - говорила сильная женщина в брючном костюме, которая гоняла на собственной моторной лодке, среди первых киевлянок села за руль личного автомобиля и раньше других увлеклась йогой. При этом творческое бесстрашие Яблонской непостижимо сочеталось с рудиментами жизненной осторожности, воспитанной обстоятельствами жизни в атмосфере страха перед антигуманной государственной машиной. Даже после Перестройки Татьяна Ниловна переживала, что по красочным пятнам на пальцах дочерей кто-то может заподозрить, что в этой семье красили яйца к Пасхе.

tetyana yablonska z uchnyamy - Личности, Искусство - 50Plus

Татьяна Яблонская с учениками

Звание Героя Украины и Шевченковская премия стали в конце жизни мастера живописи таким же оберегом, как когда-то Сталинская премия. Ведь на новой исторической ступени неприкосновенность художницы снова попала под удар идеологических перекосов. В независимой Украине картины Яблонской в стиле соцреализма исчезли со стен украинских музеев как советское наследие, которое теперь отвергается. Татьяне Яблонской снова сделали больно, а сочувствующая матери дочь назвала оскорбительные трактовки ее творчества "формами бескультурья".

Сама художницакоторая поддержала и развал СССР, и Майдан 2004 года, просила не указывать на могиле никаких своих заслуг и регалий. Дети выполнили завещание 88-летней матери, которая научилась рисовать после инфаркта и инсульта левой рукой и творила в целом в течение 50 лет до последнего дня своей жизни, оставив на прощание 17 июня 2005 года нарисованный в технике пастели букет колокольчиков. Надгробие на Байковом кладбище содержит лишь даты жизни автора картин, которые сегодня продаются за десятки и сотни тысяч фунтов с лондонского аукциона. На могиле скромного человека - лишь три слова, которые говорят сами за себя: "Художница Татьяна Яблонская".

Фото из открытых источников

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.