Седовласый бородач со всеми возможными государственными регалиями, который уже более тридцати лет поет одну песню. Или «украинский Брюс Спрингстин»: тот, как известно, после исполнения хита «Born in The USA» обеспечил себе творческое бессмертие и постоянное участие в государственных мероприятиях. Приблизительно так обычно современники и гораздо младшее поколение воспринимают Тараса Гаринальдовича Петриненко. А между тем, в современной истории был период, когда киевский Михайловский Златоверхий собор каждые пятнадцать минут своими звонами играл песню «Украина». Или это не желаемое признание?
О ранних годах артиста не так часто вспоминают: родился в известной столичной семье (мама – Диана Петриненко – педагог и оперная певица, отец – Гаринальд Кондратьевич – журналист и музыкант, дядя – оперный певец Иван Паливода). Когда поступал в музыкальную десятилетку имени Лысенко, то запрограммированный жизненный алгоритм, вероятно, готовил его к академической карьере. Но в узорах жизненного пути Петриненко случились The Beatles и… Котляревский.
«Эней» и моторные парни
Что такое группа «Эней» (не путать с одноименным польским коллективом, ныне поддерживающим нашу страну) для украинской музыки 1960-х? Высокоглавые музыковеды и исследователи употребляют термин «биг-бит», что уже свидетельствует о его ориентирах и определенной «прозападности», и, безусловно, влиянии ливерпульской четверки. В конце шестидесятых учащиеся 9 класса киевской специальной музыкальной школы имени Николая Лысенко создали коллектив, который в тогдашнем современном прочтении исполнял не только версии украинских народных песен, но и классику (Бах, Хачатурян, Григ). В составе ансамбля принимали участие такие прославленные в дальнейшем украинские музыканты, как Кирилл Стеценко, Геннадий Татарченко, Руслан Горобец, Тарас Мельник (основатель фестиваля "Червона Рута"), и, конечно, герой этого материала, который, кроме пения, играл на клавишных.
Группа «Еней»
Со временем творческий диапазон молодого коллектива расширился до хард-рока, фанка и джаз-рока. И сложно теперь сказать, что больше не приветствовалось тогдашними официальными властями – проукраинская направленность «Энея» или тяга к западной поп-культуре? Утверждают, что проблемы у группы начались в 1972 году, когда Петра Шелеста отстранили от должности Первого секретаря КПУ. Музыкантов обвинили в буржуазном национализме и запретили появляться на радио и телевидении. Начался настоящий андеграунд.
«Узоры Путей»: от Днепра до Гаваны
Некоторое время, поработав в коллективе «Колокола», в 1974 году Петриненко собирает некоторых музыкантов «Эней» для создания нового коллектива. Прошло уже много времени с тех дней, когда ВИА «Узоры Путей» устраивал резонансные выступления на столичных площадках, а это словосочетание до сих пор вспоминают в меломанской среде. «Узоры» были своеобразной «dream team» тех времен, и судьба, звезды, ну и, вероятно, пути распорядились так, что под этой вывеской собрались лучшие музыканты Киева, да еще записали и издали диск-гигант (как говорили в те времена ) на фирме «Мелодия».
Оказывается, такое красивое название появилось неслучайно: как известно, в советские времена вокально-инструментальные ансамбли и сольные артисты не имели возможности быть самостоятельными творческими единицами, а обязательно должны были принадлежать к какому-то трудовому коллективу. «Узоры путей» формально принадлежали к «Киевпасстрансу», и, как объясняли его участники, название означало «узоры следов от колес».
Тот самый единственный виниловый диск, вышедший на "Мелодии" в 1976 году, ныне считается если не коллекционной редкостью, то точно раритетом - как среди украинцев, так и желанной находкой среди иностранных собирателей. К примеру, цена за тот экземпляр, который по тем временам стоил около трех советских рублей, сейчас на авторитетной площадке Discogs (онлайн-базе данных об исполнителях и их музыкальных изданиях) начинается со 100 евро. Причина - качественная, абсолютно мирового уровня рок-музыка, сочетавшая в себе прогрессивные на то время стили, которые умело чередовались с украиноязычной лирикой и обработками народных песен.
Интересно, что тот легендарный диск вмещал разноплановый эклектичный репертуар: идеологически обязательную "Песню о Щорсе", которая в исполнении украинских музыкантов превратилась в зажигательный и бурный фанк с духовой секцией, или же невероятную кубинскую песню "Гуахира", которая добавила латиноамериканской раскованности в строгий советский дресс-код. Или вот такой шедевр:
«Красные Маки» с тульским пряником
С «русским» периодом жизни и творчества Петриненко связаны пикантные обстоятельства. После того, как он в начале 1980-х некоторое время руководил знаменитым в то время ансамблем «Мрия», из-за отказа включить в репертуар ансамбля его авторские песни ему пришлось покинуть коллектив и отправиться на заработки в... россию. Учитывая, что тогда это было одно государство, в ВИА «Красные Маки» Тульской областной филармонии работало очень много украинцев. Интересно, что коллектив был создан в украинской Макеевке из музыкантов Донецкого музыкального училища, после чего украинские музыканты отправились работать в Республику Коми (где среди прочего пели на языке коми), а затем – в Тулу, расположенную в двухстах километрах от тогдашней советской столицы.
И отнюдь неудивительно, что талантливый украинский художник прекрасно проявил себя, исполняя песни на неродном, и очевидно, что непривычном ему языке. Такие бесспорные хиты 80-х, как "Новый Год" (который со временем Петриненко перепел на украинском) и "Перелетная птица" звучали в прайм-тайме тогдашнего центрального телевидения, которое охватывало широкую аудиторию. После чего автоматически отправлялись в народ (звучали в ресторанах, на свадьбах, на радиоволнах, на кассетных и бобинных магнитофонах, кто имел такой "гаджет"). Возможно это прозвучит банально, но этот уютный софт-поп (или как назвали бы это на Западе - "яхт-рок") с годами вобрал в себя еще больше глубины и очарования, и аналогий с хорошим выдержанным вином не избежать. Оцените сами:
«Гроно»: предсказатели Независимости
Пребывание на чужбине оказалось недолгим, и в 1986 Петриненко вернулся в Киев, где вместе с коллегами возродил коллектив «Гроно». «Возродил», потому что первая попытка создания ансамбля состоялась в конце 70-х, где он около года существовал на базе «Укрконцерта». Тогда же в коллективе появляется певица Татьяна Воробей, в будущем постоянная творческая спутница артиста.
"Гроно" восьмидесятых - это, среди прочего, такие поп-бриллианты, как "Песня о песне". На платформе YouTube выложено видео на этот, не побоимся этого слова, хит с кинохроникой вечнозеленого Киева 1977 года. Несмотря на то, что между теми кадрами и исполнением - десяток лет (как по тексту песни: "звездопадом летят годы"), это тот случай, когда под мелодию со словами идеально ложится любой кино/видеоряд.
Еще одна страница из биографии группы «Гроно» того периода – кассетный альбом, изданный канадской фирмой «Кобза», название которого сегодня звучит как минимум странно: «Я – профессиональный раб».
На его обложке артист крепко держит казацкую булаву на фоне еще не утвержденного официально государственного украинского флага, да и до Независимости страны было еще целых два года. Но в этом-то и заключалось его содержание: остросоциальные и политические рефлексии на изменения, которые происходили вокруг – впервые заговорили о голодоморе («Колыбельная-1933»), Чернобыле («Чернобыльская Зона»), есть даже песня под названием «Народный Рух», где никак не скрываются симпатии к одноименной политической силе. Ну и, конечно, «Украина», ее первоначальное название – «Пока любим». Ее премьера состоялась в одном из утренних эфиров Украинского радио, а затем эта мелодия там и «поселилась», превратившись в радиопозывные.
Девьяностые: Америка-разлучница
Зарубежные гастроли Тараса Петриненко и группы «Гроно» – тоже, в известной степени, драматическая страница в его биографии. Известные московские события августа 1991 года – ГКЧП и «Лебединое Озеро», ускорившие обретение украинской Независимости, застали музыкантов в Филадельфии. Утверждают, что Тарас тогда инициировал окончание американских гастролей неделей раньше, чтобы вернуться и не пропустить исторические события лично.
А уже после вторых гастролей в Штатах, в 1993 году, большинство музыкантов коллектива просто не вернулись, оставшись в Америке. И, как впоследствии рассказывал Петриненко, то, что так произойдет, он уже чувствовал во время первой поездки – слишком ярким был контраст между американской и постсоветской жизнью для украинцев. Но своеобразным шоком для артиста стало не столько решение коллег, сколько то, что после вынужденного бегства в Штаты бывшие музыканты коллектива Петриненко, как он вспоминал потом, начали «поливать его грязью». Хотя спустя много лет свое мнение по этому поводу изменили, извинялись и будто со временем нашли общий язык.
Более того, самому Петриненко предлагали остаться в США, записать англоязычный альбом и начать полноценную карьеру за границей. Поддержка диаспоры и определенная аудитория поклонников для этого была. Но как неоднократно повторял артист тогда и рассказывал осенью прошлого года во время очередной поездки в Чикаго, без Украины он своей жизни никогда не представлял.
P.S.: «When Iьяm Sixty-Four»
С регалиями нужно быть осторожным, потому что потом пристанут по жизни – и не отречься. Еще в 1997 году «Таврийские Игры» официально утвердили артиста в статусе «Живая легенда» (и, конечно, нашлись «добродетели», которые любили к этому штампу добавлять наречие «еще»). Несмотря на статусы и высокие награды, Петриненко всегда отличался не только мудростью и врожденной интеллигентностью, но и скромностью. В конце тех же девяностых он говорил автору этих строк: «Не только лавровый венок на голове что-то определяет, но и то, с чем ты выходишь к людям. Когда мне будет шестьдесят лет, и будет с чем выходить на сцену – я буду выходить».
Как тут не вспомнить одного из кумиров Петриненко, автора песни «Когда мне исполнится 64», Пола Маккартни, в прошлом году праздновавшего свои 80?
Герою этого материала исполняется 70, и мы желаем ему творческого долголетия.
Фото из открытых источников