В главной роли – Марлен Дитрих

Так сказала о себе в автобиографии сама актриса и певица, интерес к которой не исчерпывается экранными и сценическими образами. Еще при жизни о ней было написано 55 книг, до сих пор женщина-миф интригует сочетанием несочетаемости: независимости и покорности, свободолюбия и дисциплинированности, увлечённости и хладнокровия, обольстительности и неприступности, честности и порочности, прагматизма и бескорыстия. Все эти качества и сделали ту звезду, за именем которой в наши дни закреплена девятая строчка в «золотой сотне» величайших актрис классического Голливуда. Есть у этой судьбы на стыке искусства, политики и секса и историческое место – в рейтинге женщин XX века, важнейшими вехами которого стала борьба с фашизмом, расцвет кинематографа и освобождение женщины. На всех названных поприщах в главной роли оказалась Марлен Дитрих.

Ранняя потеря

Известное миру фото маленькой блондинки с лентами и шляпкой запечатлело 4-5-летнюю Марию Магдалену в непростой для ее семьи период. В это время родители разъехались, а через год отец умер от сифилиса (последние дни он провел в клинике для душевнобольных). Мать потом еще дважды выходила замуж (в частности, за его друга), и смерть от ранений на Восточном фронте во время Первой мировой войны ее следующего избранника из-за туманных формулировок в автобиографии Марлен Дитрих стала восприниматься как гибель отца.

72786563a5c7409cae7e171aa3c9f2eb - Личности - 50Plus

Считается, что для богатой и строгой матери, которую дети опасались, брак с офицером полиции и бывшим героем-кавалеристом из уланского полка был по любви, а 30-летний ловелас Луис Дитрих женился по расчету: родители Вильгельмины Элизабет Йозефины Фельзинг владели лавкой часов и ювелирных изделий, поэтому давали за невестой щедрое приданое.

Девичьи тайны

Сестры-погодки Лизель (Элизабет) и Елена (так называли в семье младшую Марию Магдалену, которая в 11 лет сократила свое имя до Марлен) родились в престижном районе немецкой столицы Шенеберг одна за другой: 5 февраля 1900 и 27 декабря 1901 года. Практически ровесницы, девочки в детстве были очень близки, но во взрослой жизни скрывали общение из-за того, что оказались по разные стороны «линии фронта»: младшая Марлен еще до войны покинет Германию и будет работать на союзников, а старшая Элизабет Виль при национал-социалистах останется в своей стране, где в их с мужем кинотеатре и кофейне будут развлекаться надсмотрщики концлагеря.

Поскольку отца Марлен почти не помнила, его шарм и свободолюбие она могла унаследовать разве что с генами. Сама же актриса утверждала, что взяла от родителей только любовь к порядку и дисциплине. С детства она самоотверженно музицировала (освоила скрипку, фортепиано, лютню) и изучала языки (кроме родного немецкого, на уровне носителя знала французский и английский, что ей впоследствии пригодилось в карьере и жизни). С подросткового возраста девочка увлекалась преподавательницей французского языка, вселившей в очарованную ею ученицу «тайную любовь к Франции».

В поиске счастья

Марлен занималась учебой с гувернантками, а в 16 лет поступила в берлинский лицей, в котором проучилась только год. В память о том времени осталась фотография со школьным оркестром, где Марлен играла на скрипке в костюме морского разбойника. В 17 лет из-за сердечной недостаточности и депрессии Марлен покинула лицей, не получив аттестат зрелости. В ноябре 1918 года, когда перед заключением мира Вильгельм II отрекся от престола, девушка написала в дневнике: «Почему моя молодость пришлась на это ужасное время? Мне было бы легче его перенести, если бы я была хоть немного счастлива».

В 17 лет Марлен отправилась совершенствовать мастерство игры на скрипке к частному преподавателю в Веймаре. Но восьмичасовые уроки музыки у профессора не помогли поступить в Высшую музыкальную школу в Берлине, и вчерашней лицеистке пришлось удовлетвориться работой аккомпаниаторши на сеансах немых фильмов в кинотеатре. Проблема с сухожилием на пальце руки окончательно похоронила мечту стать скрипачкой, и искавшая свой путь Марлен направила внимание на актерскую профессию.

От «картофеля» к деве

После частных уроков директора актерской школы при Немецком театре исполнительница канкана, танго и чечетки получает место танцовщицы в ночном клубе, осваивает вокал, выходит в небольшой роли на театральную сцену, а в 22 года благодаря знакомству родного дяди с режиссером впервые снимается в кино. В картину 1923 года «Такие мужчины» молодую дебютантку приняли на роль служанки, и в «картофеле с волосами», как назвала свой тогдашний образ актриса, даже при богатом воображении трудно узнать будущую роковую красавицу.

7126923a7da1450889e4ddf02935dba2 - Личности - 50Plus

Марлен осознавала, кто и когда сделал из нее Дитрих, которая покорила мир. Она не любила вспоминать свои работы в 1920-х годах, потому что была тогда, по ее собственному представлению, «ничем». Но знакомство с Пигмалионом вряд ли бы произошло, если бы над прологом к съемкам у Джозефа фон Штернберга Галатея не поработала с приложением собственных усилий. До их первой совместной работы (одной из семи) в биографии 28-летней артистки были уже и своя пластинка, и две большие роли в кино («Кафе Электрик» и «Целую вашу руку, мадам»), после которых критики сравнивали молодую немку с сенсационной шведкой Гретой Гарбо.

Высокие отношения

Были даже муж и дочь. Молодой администратор Рудольф Зибер поразил исполнительницу эпизодической роли на съемочной площадке "Трагедии любви". Блондин-австриец сразу расположил к себе Марлен, вызвав незыблемое на протяжении всей жизни доверие. Неважно, что у парня были виды на дочь режиссера и исполнительницы главной роли – в 1923 году он женился на 22-летней Дитрих. А в следующем году на свет появилась их красавица-дочь – будущая актриса Мария Рива (ей сейчас 98 лет).

marlene and rudolf 1923 - Личности - 50Plus

Свадьба Марлен и Рудольфа, 1923

Этому браку суждено было продержаться до смерти супруга (умер от рака в 1976 году): официальный статус супругов Марлен и Рудольф сохраняли более полувека, хотя каждый жил своей жизнью уже через пять лет после свадьбы. Успех «Голубого ангела» позволил актрисе сразу после премьеры в 1930 году переехать в США, где немецкий эмигрант Штернберг, с 1920-х годов пробивавший себе дорогу в Голливуде, обеспечил ей выгодный контракт с Paramount (гонорар составлял $175).

Революция женственности

Уже первый их фильм американского производства «Марокко» попал в номинацию на «Оскара». Еще бы: именно там Дитрих потрясла основы общества, впервые появившись на экране в мужском костюме. Примеру ее гламурной киногероини следовали многие женщины планеты, которые теперь уже не представляют своей жизни без штанов. А сама «революционерка» Дитрих, сохранив любовь к элегантным юбкам, женским блузкам и красивым платьям, была очаровательной в пиджаке и галстуке. Говорят, она даже похоронить себя завещала в штанах.

Гэри Купер и Марлен Дитрих в марокко трейлер - Личности - 50Plus

Кадр из фильма "Марокко" (1930)

Через пять лет, с 1930 по 1935 годы, в этом творческом союзе было выпущено еще шесть фильмов, среди которых знаменитый «Шанхайский экспресс». Штернберг добился от своей подопечной новой глубины актерской игры, элегантной худощавости, изящества манер и жестов, характерных для образа «женщины-вамп». Остальные задачи по созданию нужного эффекта режиссер взял на себя: сценарий, косметику, костюмы. Критики отмечали, что после разрыва сотрудничества ни актриса, ни режиссер не добились таких успехов, как в тандеме.

"Я ему подошла"

«Без тебя я никто», – писала Джозефу фон Штернбергу Дитрих и продолжала фразу словами, которые лишали ее добродетеля любых преимуществ: «Только тебе удается подчеркнуть мои прелести».

Вспоминая о наставнике и покровителе, который из-за близости с актрисой пережил развод, Марлен анализировала их альянс вполне рационально: «Я ему подошла. Никогда не мешала, не спорила, а при необходимости делилась своими соображениями, к которым режиссер прислушивался».

Джо действительно считал поведение звезды «чудом»: «Она была усерднее любого реквизитора, первой подносила мне карандаш или стул, потому что ко мне было обращено все ее внимание». Режиссер признавал, что Марлен всегда старалась ему угодить и услужить, и сцены с ней он обычно снимал с первого дубля.

Единственное, чего не мог потребовать режиссер от «лучшей соратницы и единомышленницы» – верности. Играть чувствами для прямолинейной и независимой Марлен было обычным делом. Сначала это привлекало мужчин и женщин, а затем разбивало им сердца. Уроки мастерства в актерской школе для Марлен стали инструкцией, которой она пользовалась и в жизни: нельзя давать чувствам управлять собой, нужно уметь управлять ими самой.

destry rides again 1939 - Личности - 50Plus

Джеймс Стюарт и Марлен Дитрих в фильме Destry Rides Again (1939)

Без софитов и камер

"Счастье приходит к старательным", - говорила актриса, которую связывали нежные чувства с Эрнестом Хеминґэйем (они дружили), Эрихом-Мария Ремарком (как-то автор "Триумфальной арки" подсел к столику в ресторане, за которым сидели Марлен с Джо, и Штернберг незаметно оставил будущую пару наедине), Жаном Габеном (шестилетние отношения с французским актером завершились после того, как он позвал Марлен замуж).

Из-за особой доверия Дитрих показывала письма от любовников и любовниц своему законному мужу Руди, которого тоже забрала в Америку и регулярно снабжала деньгами. Рудольф жил на фермерском ранчо в Калифорнии с их единственной дочерью и любовницей – русской балериной Тамарой Матуль (Звягинцевой), которая в 1965 году окончила жизнь в психиатрической клинике (была убита душевнобольным пациентом).

«Меня не смущает, что при публичной карьере невозможно сохранить личную жизнь в секрете, – делилась Марлен Дитрих. – Но до того, чем я занимаюсь без софитов и камер, никому нет дела».

«Убирайся домой!»

Известно, что до начала Второй мировой Дитрих проигнорировала предложение фашистских властей сниматься в Германии, а после получения гражданства США (новый паспорт актрисе выдали в 1939 году) выступала в антивоенных пропагандистских эфирах на американском радио и три года давала концерты для войск союзных сил на севере Африки, во Франции и Италии. Американское военное ведомство наградило капитана Дитрих медалью, а французы – двумя орденами.

raf deenethorpe 401st bombardment group marlene dietrich - Личности - 50Plus

Дитрих с военными лётчиками США во время Второй мировой войны, 1944 г.

На родине артистку записали в предательницы: ее выступления в Германии в 1960 году были освистаны, обставлены плакатами «Убирайся домой!», в актрису бросали яйца и даже плевали.

После войны звезда зарабатывала гастролями (пела и снова взяла в руки скрипку), мемуарами, книгами советов и рецептов, а также журналистикой (вела передачи на радио).

Жизнь без корней

В последнем фильме 1979 года «Хороший жиголо – бедный жиголо» 78-летняя легенда не смогла сделать кассу и больше на экране не появлялась. Биографическое интервью режиссеру, актеру и продюсеру Максимилиану Шеллу Дитрих дала только на звуковой дорожке, отказавшись от присутствия в кадре. К тому времени звезда перебралась в любимый ею Париж. Завершив концертную деятельность после перелома шейки бедра в 1975 году (упала со сцены в Сиднее), Дитрих уединилась в парижской квартире и общалась с миром только по телефону. «Нужно иметь сильный характер, чтобы жить без корней, в одиночестве», – писал о бывшей возлюбленной Ремарк.

Прожила Марлен Дитрих 91 год и скончалась 6 мая 1992 года. После смерти великая немка вернулась домой: легенду похоронили в родном Берлине, в том же квартале, где начался ее долгий и не всем понятный земной путь.

Фото: ru.wikipedia.org, en.wikipedia.org, last.fm

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.

UA