Команда итальянских археологов сообщила о замечательной находке. В недавно раскопанном Доме Тиаса исследователи обнаружили огромную, чрезвычайно редкую настенную живопись с изображением древнего культа мистерий. В центре сюжета - женщина, которую посвящают в культ под покровом ночи.
Рассказывая о находке, директор Археологического парка Помпеи Габриэль Цухтригель отметил, что героиня фрески олицетворяет женщин, которые "вырываются из-под мужского контроля, чтобы свободно танцевать, ходить на охоту и есть сырое мясо в горах и лесах".
Что сообщили о редкой фреске исследователи?
Фреска занимает три стены вдоль большого пиршественного зала, четвертая стена которого выходит в сад. На ярко-красном фоне можно увидеть многочисленных менад - последовательниц Диониса, бога вина и виноделия. Древний художник изобразил их как охотниц, несущих мечи и забитых коз. Рядом играют на флейтах молодые сатиры.
Композиционным акцентом фрески является старый сатир с молодой женщиной, которую должны посвятить в тайный культ мистерий Диониса. Древний культ с его практиками, основанный греками в V веке до нашей эры, последователи держали в тайне от посторонних. Но найденная настенная роспись стала для исследователей новым ключом к тому, что происходило между последователями культа.
Римские посвященные, как и греческие, вероятно, охотились. Фреска свидетельствует о том, что тайные обряды отражали связь между Дионисом и дикими животными, рассказало издание Живая наука.
Хотя многие детали этих мистерий с годами были утрачены из-за секретности, исторические хроники свидетельствуют, что обряды сопровождались обильным употреблением вина и других пьянящих веществ. Благодаря этому последователи впадали в транс, или состояние, подобное ему. Бога Диониса также ассоциировали с воскресением, которое, вероятно, обещали посвященным в культ мистерий.
Исследователи вспомнили, что существует еще одна фреска, изображающая дионисийские обряды. Ее обнаружили в пригороде Помпеев на так называемой Вилле Мистерий в 1909 году. На этом произведении также изображены сатиры, менады и женщина, которую посвящают в культ, но на ней нет сюжетов об охоте. При этом обе фрески, по словам Габриэля Цухтригеля, раскрывают "дикую, неугомонную сторону женщин".
Настенные росписи с мистериями Диониса и на Вилле Мистерий, и в Доме Тиаса датированы серединой первого века до нашей эры. То есть им было более чем 100 лет, когда в 79 г. нашей эры произошло извержение Везувия. Под толстым слоем вулканического материала настенная живопись прекрасно сохранялась в течение двух тысячелетий.
Как отметил господин Цухтригель, фрески также свидетельствуют о росте религиозного кризиса, поскольку фестивали в честь Диониса были запрещены, как и другие тайные ритуалы, в 186 году до нашей эры. Но настенные росписи указывают на то, что жители региона Помпеев этот запрет игнорировали.
По словам министра культуры Италии Алессандро Джули, фрески Дома Тиаса и Виллы Мистерий являются важными историческими документами, которые рассказывают о неизвестных аспектах древней средиземноморской жизни.
Фото: pixabay.com